The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Дорога на запад

?????
 
 ?????
 
 03/17/2013
 

Кто в истории играет решающую роль?

 

 

 

 

 

 

 

Президент и два капитана

Извечный вопрос: кто в истории играет решающую роль – личность или народ. Представители различных философских концепций и историографических направлений отвечают по-разному. Ответ зависит от господствующей идеологии. А политики в этом вопросе похожи на того бухгалтера, которого спросили, сколько будет дважды два, а он ответил: «Сколько вам нужно?» Политики, часто из своих карьеристских устремлений, превозносят то «широкие массы», то отдельных правителей. Не потому ли Россия оказалась в таком плачевном состоянии, что массы там пассивны, а разумные лидеры еще не появились?

Америке в этом отношении повезло: с самого начала у государственного руля стояли сильные и умные деятели. Они заложили основы разумной демократии, послужившей примером для многих стран мира. Одним из таких деятелей был Томас Джефферсон – автор Декларации Независимости – одного из наиболее важных документов в американской истории.

Декларация Независимости была принята Континентальным Конгрессом 4 июля 1776 года. Декларация утверждала, что все люди созданы равными, что они имеют неотъемлемые права, которых никогда не могут быть лишены, и что правительство может существовать и действовать только в согласии. Это означает, что правительство должно отвечать за свои действия перед народом. Эти три идеи: равенство (equality), права (rights) и согласие (consent) остаются наиболее важными американскими ценностями.

Джефферсон был фермером, но в нем не было ничего деревенского. Он был послом во Франции с 1785 по 1789 годы. Он чувствовал себя в Европе как дома: дружил с лучшими европейскими умами того времени, был среди тех, кто формировал новые взгляды на науку, искусство и литературу.

Томас Джефферсон стал в 1801 году третьим президентом США. Он считал, что Америка должна открыть новую страницу в истории, не повторяя ошибок европейцев. Он утверждал, что смысл жизни – в счастье каждого человека, а дело государства – сохранять и развивать это счастье.

Действуя мирными средствами, президент увеличил территорию Соединенных Штатов вдвое. Ему принадлежит заслуга присоединения к Америке Луизианы. К началу XIX века границы США с Луизианой, принадлежавшей Франции, проходила по реке Миссисипи. Правителем Франции в то время был Наполеон, мечтавший о мировом господстве. Президент Джефферсон поручил своему послу во Франции Ливингстону предложить Наполеону продать Луизиану Америке. И хотя Джефферсон знал, что Наполеон хотел сделать Луизиану плацдармом для завоевания США, он решил попытаться уговорить французов.

Когда Ливингстон, не надеясь на успех, предложил французскому правительству продать Луизиану, то был чрезмерно удивлен. Вместо очередного отказа он услышал: «А сколько вы дадите?» Оказалось, что в данный момент Наполеону было не до Луизианы. Серия восстаний и желтая лихорадка практически уничтожили французскую армию на американском континенте. Кроме того, нелегкий мир, установившийся в Европе, был сорван, и началась новая война.

30 апреля 1803года договор о купле-продаже Луизианы был подписан. США уплатили Франции 15 миллионов долларов.

Покупка Луизианы открыла возможность широкого освоения Запада страны. Томас Джефферсон давно планировал исследование водного пути по реке Миссури до берега Тихого океана. Он лично разработал программу исследований и написал специальную инструкцию, в которой, в частности, говорилось: «Главным объектом является исследование реки Миссури и ее главных притоков. Надо знать, как эти притоки соединяются с рекой, впадающей в океан. Возможно ли практически использование водного пути через весь континент в коммерческих целях».

Главным препятствием для осуществления планов была позиция испанского правительства, которое, боясь расширения влияния Америки на континенте, всячески противилось этой идее. Когда же Луизиана стала американской, согласия испанцев уже не требовалось. Воротами на Запад стал Сент-Луис – небольшой городок на западном берегу реки Миссисипи.

Сформировать экспедицию президент поручил двум капитанам – Мериведеру Льюису и Вильяму Кларку.

На подготовку экспедиции было затрачен 409 тысяч долларов. Основная часть экспедиции стартовала 14 мая 1804 года из Сент-Луиса, и 20 мая соединилась с группой Кларка в Сент-Чарльзе. А на следующее утро начался исторический поход к Тихому океану. На одном большом и двух меньших весельных суднах первопроходцы поплыли вверх по реке Миссури. В составе экспедиции было 47 участников.

Испанию не на шутку встревожила тихоокеанская экспедиция, так как границы между Луизианой и испанской территорией еще не были согласованы. Испанцы подстрекали индейцев пауни, живших на территориях нынешних штатов Канзас и Небраска, препятствовать движению исследователей. Но индейцы не желали портить отношения с американским правительством, особенно после встреч с членами экспедиции, которые делали индейцам дорогие подарки и убеждали индейских вождей пропускать их мирно.

Но попадались и недобросовестные индейцы. В сентябре, на территории нынешнего штата Южная Дакота индейское племя сиуксов попыталось «и подарки взять, и пути не дать». Возмущенному Кларку пришлось выхватить саблю из ножен, а солдатам – направить ружья на обманщиков. Это произвело впечатление: индейцы трусливо скрылись.

Наступила морозная зима 1804 года. Река покрылась льдом. Первую свою зимовку экспедиция провела возле индейской деревни на территории нынешнего штата Северная Дакота.

В апреле 1805 года экспедиция продолжила свой путь на двух малых лодках. В середине июля на их пути встал грозный барьер – большой водопад. Две недели на салазках перетаскивали они лодки, пока снова не пустились в путь по воде. Тихий океан предстал перед их взором во всей своей красе в ноябре месяце.

На реке Колумбия первопроходцы разбили лагерь, назвав его форт Клатсоп. В этом лагере пришлось им провести голодную и холодную зиму 1805 года.

В апреле 1806 года экспедиция тронулась в обратный путь. Немногочисленный уже отряд был разбит на две группы. Льюис начал исследование северного притока Миссури – реки Мариас-ривер. А Кларк пошел по реке Йелостоун.

Капитана Льюиса начали преследовать несчастья. Когда он с тремя спутниками находился на реке, на них внезапно напали индейцы. Исследователи открыли огонь, и двое нападающих было убито. А через несколько дней один из членов экспедиции выстрелил в Льюиса, по ошибке приняв его за индейца. Рана долго не заживала. Наконец, 23 сентября 1806 года, экспедиция первопроходцев прибыла в Сент-Луис.

Американский народ свято чтит память президента США Томаса Джефферсона. Жители штата Миссури назвали столицу штата его именем – Джефферсон Сити. В Сент-Луисе именем Джефферсона назван исторический музей в Форест Парке. В Даунтауне, на берегу Миссисипи расположен мемориал Джефферсона, включающий парк, Арку, риверфронт и старое здание суда. В Сент-Чарльзе есть музей и научно-образовательный цент Льюиса и Кларка. Ежегодно в третий уикэнд сентября проводится фестиваль, посвященный этим отважным людям.

Сакаджевия – женщина в каноэ

Чем измеряется слава? Количеством людей, знающих о герое? А может быть, числом рассказов и легенд, созданных о нем?

 Сакаджевия – индейская женщина из мирного племени шошони, жившего в верховьях Миссури. Ее имя означает – женщина в каноэ. Она родилась в 1788 или 1789 году. У нее были старшие братья и сестра. Когда девочке исполнилось 12 лет, воинственное племя миннетари напало на селение, где она жила, захватило лошадей и детей, собиравших ягоды на берегу реки. Среди похищенных детей была и Сакаджевия.

Ее привезли в индейское поселение, находившееся в земле Дакота на реке Миссури. Там она жила до тех пор, пока ее, красивую пятнадцатилетнюю девушку, не заметил француз из Монреаля Тузен Карбонэ. Он был искателем приключений, знал многие индейские диалекты, служил проводником и переводчиком. Он купил (или выиграл) девушку у племени, пленившись ее молодостью, красотой а также тем, что она знала все индейские тропы. Карбонэ был уже женат на индейской женщине по имени Оттер, но индейские законы разрешали многоженство, и Сакаджевия стала его второй женой.

Недалеко от поселка, где проживали Карбонэ и Сакаджевия, находилась деревня белокожего племен Мандан (вероятно, это были потомки скандинавов). Сюда в поисках нужных для экспедиции людей осенью 1804 года приехали капитаны Льюис и Кларк.

Карбонэ и Сакаджевия предложили капитанам свои услуги. Пока шли сборы в дорогу, Сакаджевия родила сына, которого нарекли Баптистом. Но рождение сына не помешало женщине отправиться в экспедицию. Она сшила мешок из оленьей кожи, в котором носила сына на спине. С двухмесячным младенцем Сакаджевия в составе экспедиции отправилась в трудный, опасный и долгий путь.

Приключения не заставили себя ждать. Когда караван из десяти лодок плыл по реке, лодка, в которой находилась Сакаджевия, перевернулась. В воде оказались инструменты, запасы бумаги, товары для обмена с индейцами и многое другое. С ребенком за спиной женщина, держась одной рукой за борт лодки, другой спасала тонущие предметы. Оценив отвагу и самоотверженность Сакаджевии, руководители экспедиции назвали реку ее именем.

В другой раз наводнение в лощине захватило ее, Карбонэ и Кларка врасплох. Они вынуждены были спасаться на голой вершине скалы. Вода унесла всю одежду сына и его спальный мешок. Только выдержка и находчивость матери позволила сохранить младенца.

Сакаджевия стала незаменимым членом экспедиции. Она по следам мокасин определяля, какое племя индейцев проходило по тропе. Ягоды и травы, которые она собирала, разнообразили пищу. Когда экспедиция заходила в незнакомую деревню, вид женщины с ребенком настраивал индейцев на миролюбивый лад.

Путешествуя по реке, экспедиция прибыла в деревню племени шошони, откуда Сакаджевия была родом. Вождь принял Льюиса и Кларка в круглом шатре. Прием начался с раскуривания трубки Мира. Сакаджевия переводила гостям слова вождя. Вдруг женщина узнала в вожде своего родного брата. Но слезы радости от встречи с братом сменились слезами печали. Она узнала, что все ее близкие умерли, и в живых остался, кроме брата – вождя, сын ее сестры Базиль. Сакаджевия усыновила его и растила, как собственного ребенка.

Когда до Тихого океана оставалось всего 25 миль, капитан Кларк взял Сакаджевию в передовой отряд, который должен был совершить последний рывок к океану. Когда перед удивленной женщиной открылась безбрежная синь океана, она смотрела, как завороженная. А увидев огромного кита, Сакаджевия была так изумлена, что рассказывала об этом случае всю свою жизнь.

На берегу океана экспедиция заготовляла мясо, рыбу, различные плоды и коренья. Исследователи добывали соль из морской воды, шили из шкур новые одежды. И во всех этих делах Сакаджевия участвовала с присущей ей активностью.

23 марта 1806 года экспедиция двинулась в обратный путь. Он тоже оказался не менее тяжелым, чем путь на Запад. Капитан Льюис, был ранен, индейцы пытались украсть лошадей, в довершении всего серьезно заболел маленький Помп (так в экспедиции называли сына Сакаджевии). У него опухли челюсть и горло, появился нарыв в ухе, держалась высокая температура. Ребенок мучился и кричал. Ему делали примочки из настойки дикого лука и каких-то трав. Забота матери и всех членов экспедиции спасли ребенка и он поправился.

Вернувшись в родные места, Льюис и Кларк наградили Сакаджевию и Карбонэ ценными подарками и деньгами. Капитан Кларк хотел забрать Помпа с собой в Сент-Луис, чтобы в будущем дать ему образование, Но Сакаджевия все еще продолжала кормить его грудью и не захотела разлучаться с ребенком.

Через несколько лет Карбонэ со своими двумя женами и тремя детьми поселился в Сент-Луисе, а в 1810 году купил землю и решил осесть на ней. Но уже через некоторое время он продал эту землю и снова ушел странствовать. Он взял с собой свою первую жену Оттер, а ее сын остался на попечении Сакаджевии. Во время странствования Оттер умерла. Сакаджевия вынуждена была воспитывать уже трех сыновей. Когда же Карбонэ привел новую жену по имени Орлица, Сакаджевия проявила свое недовольство. За это Карбонэ избил ее. После этого инцидента гордая Сакаджевия ушла из дома.

О ее дальнейшей жизни существует несколько версий. По одной из них она вышла замуж за индейца из племени команчей и родила ему пятерых детей. После смерти мужа в 60-х годах она возвратилась в свое родное племя шошони. И здесь, впервые за всю историю подписания договоров американских властей с индейцами, в 1868 году индейская женщина Сакаджевия выступила с речью.

О Сакаджевии сложено много легенд, в которых ее называют Bird-woman (женщина-птица). Вся ее жизнь прозвучала, как героическая песня о стойкости духа, материнской преданности, любви к людям, стремлении к познанию и совершенству. Ее образ не исчез из памяти народа. В американской энциклопедии записано «Сакаджевия стала национальной героиней». Река, впадающая в Миссури, и две горные вершины названы ее именем.

Рувим Канторович,

наш корр.,

Сент-Луис, Миссури