Еще задолго до второй инаугурации Обамы, уже после наступления 2013 года, президент внес в Сенат предложения на вакантные места в своей администрации на должности глав внешнеполитического, финансово-экономического ведомств и силового блока.
Преданный воин и опытный дипломат
После того, как на должность госсекретаря отпала кандидатура Сюзаны Райс, занимавшей до этого пост постоянного представителя США в ООН, в связи с ее серьезной ошибкой в раскрытии причин убийства американского посла в Бенгази, на арену политической жизни вышла кандидатура Джона Керри, возглавлявшего сенатский комитет по иностранным делам. Конечно, Керри широко известен американской элите. Участник войны во Вьетнаме – «тело в ранах, грудь в медалях». Он был награжден в той войне за боевые подвиги серебряной, бронзовой и тремя медалями Пурпурного сердца. После демобилизации пять раз избирался в Сенат. Ближайший друг Обамы. Политики-ветераны вспоминают, что 8 лет назад кандидатуру Керри для участия в президентских выборах на съезде демократической партии выдвинул тогда малоизвестный американской элите сенатор Барак Обама. Тогда его с малым преимуществом одолел республиканец Буш-младший. Позднее Керри неоднократно выполнял весьма деликатные поручения президента, посещал многие страны как его личный представитель, вел секретные переговоры. Ему приходилось улаживать конфликтные ситуации в Афганистане, Пакистане и других горячих точках. Высокий, спортивный, речистый, остроумный, он всегда привлекал внимание общественности. А его политические позиции, профессиональный опыт были залогом того, что он сможет достойно представлять и защищать интересы США на международной арене.
Думается, что президент Обама нашел оптимальный вариант в выборе кандидата на пост главы внешнеполитического ведомства. И не менее важно, что Сенат почти единодушно одобрил назначение Джона Керри государственным секретарем: из 100 членов верхней палаты 97 голосовали в пользу президентского выдвиженца. Следовательно, большинство республиканцев голосовали заодно с демократами, что случается крайне редко. Керри в своем выступлении перед голосованием отметил необходимость улучшения российско-американских отношений, и это было сказано в условиях их резкого ухудшения, вызванного принятием в США «списка Магнитского» и ассиметричным ответом Москвы. И республиканцы-сенаторы согласились с такой позицией будущего госсекретаря.
Кто возглавит ЦРУ?
Обама предложил Сенату утвердить на должность директора ЦРУ Джона Бреннана, занимавшего ранее пост советника главы государства по вопросам борьбы с терроризмом. Решение президента нетрудно понять: этот чиновник в течение 25 лет верой и правдой служил Белому дому, бескомпромиссно борясь с его внутренними врагами. Он свободно владеет арабским языком, так как учился в Каире, и хорошо разбирается в проблемах Ближнего Востока. Работал оперативным сотрудником, аналитиком, занимал различные ответственные посты, руководил рядом неправительственных аналитических центров, занимавшихся исследованиями многих аспектов ближневосточной политической, экономической и военно-стратегической деятельности.
Выдвигая Бреннана на должность директора ЦРУ, Обама исходил из необходимости пересмотра нынешнего стиля работы этой «конторы», сосредоточения ее усилий на сборе и анализе полученной информации. Для переориентации деятельности ЦРУ кандидатура Бреннана наиболее подходящая. Еще совсем недавно в качества советника по борьбе с терроризмом он называл имена тех, кого следует уничтожить в первую очередь, демонстрировал фотоматериалы, предлагал методы ликвидации. Теперь же, в случае его нового назначения, рекомендации бывшего советника будут звучать более весомо и авторитетно. Как отмечает корреспондент агентства Lenta.ru И. Яковина, единственным обстоятельством, которое может помешать Бреннану получить одобрение большинства сенаторов, является не вполне ясная история в отношении его санкции во времена правления Дж. Буша-младшего по так называемым «усиленным методам допросов». Речь, в частности, идет о пытках арестованных по подозрению в террористической деятельности (water-boarding). Бреннан, как и следовало ожидать, категорически отрицает подобные обвинения, но никаких конкретных доказательств своей непричастности к пыткам людей в секретных тюрьмах и в Гуантанамо не представил. Ряд правозащитных организаций и политики левого толка настаивают на том, что в этом вопросе должна быть полная ясность, поскольку палачи не могут занимать ключевые должности во главе такой мощнейшей спецслужбы, какой является ЦРУ.
И, по мнению многих аналитиков, вопрос о назначении Бреннана директором ЦРУ является решенным. Они утверждают, что в его лице президент Обама получит доверенного человека.
Смена руководства Пентагона
Еще год назад Обама говорил о том, что времена крупномасштабных военных действий, какие имели место во времена Дж. Буша-младшего, «можно считать ушедшими в историю», что «новая политика – это политика использования скальпеля вместо кувалды». Потому неудивительно, что президент представил в Сенат для утверждения в новом правительстве кандидата на пост министра обороны сенатора от республиканской партии Чака Хейгеля. Кстати, Обама уже во второй раз предлагает на пост руководителя Пентагона республиканца. Чем же Чак Хейгель привлек внимание президента? В 1967 году он ушел добровольцем на вьетнамскую войну.
В ходе изучения палестино-израильских проблем, Чак пришел к выводу о том, что палестинцы, якобы, имеют не меньше прав на Святую землю, чем израильтяне. Он утверждал, что позиция безоговорочной поддержки Израиля порочна. Такие его заявления вызвали острую критику со стороны многих еврейских правозащитных организаций и, прежде всего, Американо-израильского комитета по общественным связям (AIPAC). Этот комитет является крупнейшим и наиболее влиятельным лоббистом в США, отстаивающим интересы израильских правых. Возможно поэтому Обама после победы на выборах 2008 года не стал, опасаясь конфликта с влиятельными лоббистами, выдвигать кандидатуру «своего доброго друга», Чака Хейгеля, как называют его с долей издевки прореспубликанские СМИ, на пост министра обороны. Очевидно, в связи с этим Белый дом долго тянул вопрос с официальным выдвижением Хейгеля, пересчитывая «по головам» сенаторов шансы его утверждения в качестве главы Пентагона. Конечно, Чаку будет нелегко собрать 60 голосов сенаторов, учитывая, что демократы имеют в верхней палате только 55 мест. Парадоксально, но против Хейгеля выступили не только израильские лоббисты, неоконсерваторы, но и политики с противоположного левого фланга, включая пацифистов. Те напомнили кандидату на пост главы Пентагона его голосование за ввод войск в Косово, за вторую войну в Ираке, за увеличения военного бюджета, за ограничение прав и свобод американцев, за сокращение налогов для наиболее богатой части членов общества. Почти все левые сходятся на том, что Хейгель – типичный приспособленец, у которого между словами и делами нет никакой связи. И все же левые не намерены препятствовать утверждению в Сенате его кандидатуры на пост министра обороны. Они хотели бы посмотреть, до каких крайностей он доведет американские вооруженные силы, что придется говорить президенту и Конгрессу по данному поводу в качестве объяснения своих ошибок.
Но, не смотря на неясную перспективу утверждения кандидатуры Чака Хейгеля в Сенате, Обама, явно рискуя своей репутацией, все же предложил сенаторам путем голосования высказать свое отношение к его выдвиженцу. Все это еще раз подчеркивает, как нелегко главе государства формировать свою команду в условиях двухпартийной системы. Как отмечал Обама еще до инаугурации, «Хейгель и Бреннан являются ключевыми фигурами для моей команды специалистов по вопросам национальной безопасности». По мнению ряда экспертов, оба претендента символизируют собой начало значительных перемен в военной доктрине Белого дома. Но как отреагирует на это решение Обамы большинство сенаторов?
А вот и четвертый!
Завершая формирование правящего костяка своей команды, уже определившись в отношении номинаций на посты госсекретаря, главы Пентагона и директора ЦРУ, Обама предложил Сенату рассмотреть кандидатуру Джека Лью на должность министра финансов. Эта должность в условиях чрезвычайно сложной нынешней ситуации, возможности наступления нового экономического кризиса, крайне важна и ответственна.
Имя Джека Лью хорошо известно американской элите, поскольку при двух президентах – Клинтоне и Обаме – он возглавлял бюджетный комитет при администрации главы государства. А последний год он занимал пост главы администрации Белого дома и был личным представителем президента на переговорах с республиканцами по финансовым вопросам. К этой должности Лью шел долго и упорно. Родившись в нью-йоркском Квинсе, в семье известного адвоката, он с детских лет увлекался чтением книг, собирал деньги в помощь нуждающимся. Некоторые аналитики полагают, что именно тогда у юного Джека сформировалось доброе сердце, железная воля и боевой дух. Родители намеревались отправить юношу учиться в Колумбийский университет, а он, взбунтовавшись, и желая освободиться от родительской опеки, ушел из дома и поступил в Миннесотский колледж. Следуя своим сформировавшимся взглядам, Джек Лью устроился работать помощником у конгрессвумен из Нью-Йорка Б. Азбут, придерживавшейся левых взглядов. А по вечерам учился в Джорджтаунском университете, затем закончил еще университет в Гарварде, став адвокатом с двойным образованием. В 23 года он становится помощником спикера Конгресса О’Нила, работа у которого помогла ему овладеть умением аргументировать и отстаивать либеральную точку зрения по экономическим проблемам. Одной из особенностей Джека было его «числолюбие», в его голове умещалось умопомрачительное количество цифр. Конечно, как отметил политолог В. Соловьев, «его числолюбие хорошо для министра финансов, но не очень комфортно для собеседника, если тот придерживается противоположных взглядов, чем Джек Лью. Ведь одно дело спорить с мнениями, совсем другое с цифрами. Никакого простора для риторики, демагогии или пафоса, когда Джек Лью оперирует статистикой, как цирковой жонглер». Не удивительно, что многие его оппоненты, прежде всего из числа республиканцев, признают, что Джек находчивый и остроумный полемист, неуступчивый, жесткий спорщик, лютый воитель, умный как дьявол. Более того, некоторые из них соглашаются с тем, что г-н Лью вызывает у них смесь уважения с раздражением. Иногда даже Брарку Обаме приходилось осаждать его, говоря: «Хватит, Джек! Ты меня убедил. Я согласен с тобой. Но остановись, будь добр. У меня уже голова кругом идет от твоих цифр».
Несмотря на различные мнения единомышленников и оппонентов, все сходятся на том, что Джек Лью крайне политизирован, насквозь либерален, лоялен начальству. Джек Лью при всей своей занятости, будучи ортодоксальным евреем, каждую пятницу уходит раньше с работы, до захода солнца. Таков кандидат на пост главы Минфинансов США и скорее, в нем больше плюсов, чем минусов. Более того, команда Обамы только выиграет, если он будет включен в ее состав.
Вместо заключения
Конечно, в условиях двухпартийной политической системы даже трудно представить ситуацию, когда какое-либо действие президента-демократа, даже самое взвешенное и разумное, не вызвало бы критических выступлений со стороны представителей республиканской партии. Поэтому не вызывает удивления появление в американских СМИ, как правило, правого толка, статей под заголовком «Еще один белый парень на самом верху». Очевидно, имеется в виду, что все выдвиженцы из числа белых мужчин. Среди них нет ни афроамериканцев или латинос, нет женщин. Газета «Нью-Йорк Таймс» недавно разразилась большой статьей о мужском засилии в администрации Обамы, а для убедительности опубликовала 10 фотографии ключевых советников президента. И все они белые мужчины.
Но, разумеется, в этом сложном вопросе последняя точка не поставлена. Ее поставят сенаторы, и сюрпризы и с их стороны не исключены. Они вполне возможны в отношении кандидатуры главы Пентагона. Как отмечает корреспондент Lenta.ru, «мало кто может рассчитывать на серьезную должность в Вашингтоне, если AIPAC по каким-то причинам недоволен этим человеком». А Чак Хейгель из-за своей антиизраильской позиции именно такой политик.
Одним словом, впереди серьезная и бескомпромиссная политическая борьба, от исхода которой будет зависеть, в каком направлении 44-му президенту удастся направить дальнейшее развитие ведущей сверхдержавы нашей планеты.