The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Еще одной волны эмиграции не будет

Super Admin
 
 Super Admin
 
 01/22/2013
 

Русская диаспора

 

 

 

 

 

 

О «русских американцах» в интервью рассказала Людмила Исурина, доцент университета в Огайо (the Ohio State University), автор книги «Русская диаспора: культура, идентичность, язык» (Russian Diaspora: Culture, Identity and Language Change).

– Могли бы вы рассказать о волнах иммиграции русских в США? Когда русские начали перебираться в штаты?

– Сейчас принято говорить о трех волнах эмиграции. Первая волна началась в 1900-х. В основном это евреи, поскольку в начале века были сильные антисемитские настроения. После Октябрьской революции многие люди, не отождествлявшие себя с какой-либо этнической группой, бежали от нового режима. В основном, они бежали в Европу – Францию, Берлин и Сербию. А уже после Второй мировой войны они перебрались в США. Тогда мало кто сразу уезжал в Америку, ведь Европа была ближе, культурные и социальные ценности были одинаковыми.

Когда они поселились в США, то пытались отделиться от других эмигрантов, в частности от тех, кто бежал из Советской России. Многие их потомки до сих пор живут в Нью-Йорке, Вашингтоне и других крупных городах. Они чтили культурные ценности. Это понятно, ведь им внезапно пришлось бежать из России. Они не хотели уезжать из страны, они любили ее, но были вынуждены оставить. Для них была важна надежда когда-нибудь вернуться обратно. Поэтому они хранили традиции, учили детей русскому языку. Есть даже документальный фильм «Русские без России», как раз именно об этой волне эмигрантов.

Нет общего мнения о второй волне эмиграции и о ее размерах. Ведь некоторые исследования учитывают и тех, кто приехал из Европы, тех эмигрантов, кто был в первой волне эмиграции. Это люди жертвы Второй мировой войны, те, кто был в лагерях для перемещенных лиц, иными словами, беженцы. Другие были военнопленными. Они не могли вернуться в СССР, так как в то время их бы посчитали предателями и отправили бы в лагеря. Поэтому многие приняли решение не возвращаться в СССР, а уехать в США. Но у нас нет точных данных о количестве таких эмигрантов.

Итак, мы обозначили две волны эмиграции. Третья волна началась во времена Брежнева, продолжалась до распада СССР и закончилась в начале 21 века. До распада СССР в основном эмигрировали евреи. Согласно существовавшим правилам, вы могли покинуть территорию Советского союза, если принадлежали к группе национального меньшинства, например, евреям или армянам.

Также был небольшой всплеск эмиграции в 70-х, но не всем разрешали выехать за границу. В те времена было практически невозможно получить выездную визу, тех, кому отказали, называли «отказниками», от них отворачивалось общество. Страх оказаться «отказником» объясняет, почему в те времена мало кто решался эмигрировать. Под занавес правления Горбачева были некоторые послабления, и началась массовая эмиграция, в основном евреев. Конечно, среди эмигрантов были и не евреи. Я как раз эмигрировала в то время. Я русская, а мой муж наполовину еврей, и благодаря его еврейским корням мы смогли уехать.

В то время в основном только две страны принимали эмигрантов – США и Израиль. Большинство решило уехать в США. Но в то время премьер-министр Израиля при поддержке американо-еврейского лобби пытался договориться с президентом США остановить огромнейший поток русских евреев в США. Израиль хотел, чтобы русские евреи переехали в их страну. Поэтому в конце 1989 года было подписано соглашение между президентом Джорджем Бушем и премьер-министром Израиля, который запрещал русским евреям въезд на территорию США. Те, кто хотел эмигрировать, могли уехать только в Израиль. В США пускали, если там проживали родственники. Такая мера прекратила массовое бегство русских в Америку.

Сегодня в США 3 миллиона человек заявили о своем русском происхождении. Но большинство не говорят на русском языке, не знают русскую культуру, поэтому мы не считаем их эмигрантами или представителями русской диаспоры. Сегодня эмиграция продолжается. В основном люди приезжают на заработки или на учебу. Но их единицы.

– Где селятся эмигранты из России? Есть ли какие-то излюбленные города или районы?

– Эмигранты третьей волны предпочитают селиться в Нью-Йорке («Большое яблоко»), там проживают 250 тысяч выходцев из России. Выбор пал на этот город, так как первые эмигранты селились в Бруклине, около Брайтон-Бич, который известен как «Маленькая Одесса». Приезжало все больше и больше людей. Те, кто относился к ашкеназам, субэтнической группе евреев из Центральной Европы, селились в Бруклине. В нью-йоркском районе Куинс селятся эмигранты из Центральной Азии и Кавказа.

Также эмигранты облюбовали Калифорнию (города Лос-Анжелес и Сан-Франциско), город Кливленд в штате Огайо и север страны, где поселилась я. Также большая диаспора русских проживает в Чикаго и Хьюстоне. Эмигранты из России выбрали Хьюстон, потому что после распада СССР Российское космическое агентство и НАСА подписали контракты по реализации совместных программ. Многие русские воспользовались шансом и уехали работать. В то время Америке нужны были специалисты, говорящие на русском языке, чтобы переводить сопутствующие документы, поставляемые вместе с производственным оборудованием.

Эмигранты выбирают место жительства в зависимости от их желания и стремления ассимилироваться в обществе. Для большинства проживающих в «Большом яблоке» важно находиться среди своих, среди русского общества. Они живут большой русской диаспорой. Там есть русские магазины, салоны красоты, медицинские центры, автомобильные сервисные центры, библиотеки, в банках работает русскоговорящий персонал, там даже есть русское телевидение, целых 120 каналов. Там все на русском языке. Те, кто хочет реализовать свои профессиональные амбиции и не боится ассимиляции, селятся других городах, где даже нет русской диаспоры. Но старшее поколение старается быть поближе к своим.

– Каков портрет русского эмигранта?

– У типичного русского эмигранта еврейские корни, ему удобно жить в Америке, даже если он не хочет ассимилироваться в обществе. У большинства выходцев из России консервативные политические взгляды. В Бруклине большинство голосует за Республиканскую партию. Большинство из них любят Америку и обижены на Россию (или на советский режим). Они радуются плохим новостям о России.

Но я бы разделила эмигрантов на две группы: те, кто живет в русском обществе и кто верен русской культуре, и те, кто не боится ассимилироваться. И то, что я говорила о типичном «русском американце» относится к первой группе. Ко второй группе можно отнести успешного профессионала, который смог ассимилироваться в обществе и живет своей «американской мечтой» в американском городе. Они свободно говорят по-английски, они не следят за новостями из России, они либеральных убеждений. Таких эмигрантов много. Эти две группы объединяет нежелание возвращаться в Россию.

– «Русские американцы» поддерживают связь с Россией? Они чтят русскую культуру, поддерживают ее развитие в США? И если да, то как?

– Дети эмигрантов не особо знают русский язык или культуру. Моя дочь с трудом говорит по-русски, как и большинство моих студентов с русскими корнями. Но нужно учитывать, что многие эмигранты, которые живут диаспорами, уехали из России в то время, когда им пришлось отказаться от гражданства. В моей книге «Диаспора: культура, идентичность, язык» я рассматривала влияние фактора гражданства. Когда у вас есть документ, подтверждающий гражданство страны, то вы отождествляете себя с этой страной. У вас ностальгические чувства к стране, которую вы покинули. Большинство людей бежали из-за социально-экономических и политических проблем. Вспомните первых эмигрантов, которые тосковали по родине и мечтали вернуться. А теперь люди превратились во «внутренних эмигрантов», не успев покинуть свою родную страну.

– Как вы считаете, нам стоит ожидать очередную волну эмиграции в США в ближайшее время?

– Честно, я считаю, что не будет еще одной волны эмиграции. Особенно в условиях нынешних политических реалий. Последний раз я была в России в 2006 году, на конференции в Санкт-Петербурге. Я была удивлена чувствам патриотизма россиян. Во времена Советского Союза мы скрывали свои чувства. Мы испытывали любовь к России, но ненавидели существующий режим. А сейчас люди положительно отзываются о России, крайне резко говорят об Америке. И если так будет продолжаться, то люди просто не захотят уезжать из страны, где они живут в гармонии. К тому же ужесточение эмиграционного законодательства в США и существующие экономические проблемы не позволяют людям эмигрировать в страну. Поэтому новой волны эмигрантов в США не будет.

Сара Нири,

Эва Бертран