The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Развод глазами детей

?????
 
 ?????
 
 12/7/2012
 

Новый документальный фильм: как влияет конфликт родителей на ребенка?

 

 

 

 

 

«Русская Америка» писала, и будет писать на тему разводов, сложных отношений, о русских женах и русских мужьях. В результате разводов получаются семьи с одним родителем, расширенные семьи, приемные семьи так далее.

Но, пожалуй, одно, к чему привыкнуть невозможно, это развод родителей. Дети часто чувствуют себя брошенными и переживают по этому поводу. Как будут строиться их отношения с партнерами в недалеком будущем? Могли ли быть родители счастливы в браке или им лучше жить раздельно? Как отношения родителей влияют на становление ребенка как личности и создание собственной семьи в будущем? Как дети в разных возрастах проходят через развод родителей?

А если семьи остаются вместе только ради детей, счастливы ли в таком браке сами дети, и счастливы ли их родители? Как заглянуть в душу ребенка и увидеть, что там действительно происходит?

Количество разводов не уменьшается и будет, скорее всего, расти. Возможно даже, что мы подходим к совершенно новой форме организации семьи, с иной динамикой и структурой, когда детей воспитывают не только непосредственные родители, но и в большой степени расширенная семья. Расширенная семья в этом случае может включать родителей, которые не живут одним домом, где каждый из них может иметь партнеров, не являющихся биологическими родителями каждого ребенка. Тут заботу об общих детях могут брать на себя как родители семейной пары, то есть бабушки и дедушки, так дяди и тети. Роли зачастую перестают быть традиционными в привычном смысле. Формируются семейные кооперативы по присмотру и заботе об общих детях, когда добытчики заняты на основных работах.

Население земли перевалило за семь миллиардов. Налагает ли это качественно новые модели на наше обычное поведение, в том числе семейное? Ни для кого не секрет, что в обществе или группе людей отдельный человек ведет себя иначе, чем в интимной обстановке, или малой группе. Но человек не саранча, и имеет социальные механизмы и навыки одного из самых развитых существ на нашей планете. Способен ли человек, подобно тучам миграционных насекомых или косякам рыб, кардинально менять поведение и пускаться в совершенно иные, не свойственные ему обычно, модели поведения? Великое переселение народов, покорение Нового Света, разработка целины, и другие подобные явления вовлекали огромное количество населения до этого жившего относительно оседло. Однако когда покорять больше нечего, куда направить избытки нерастраченной энергии? Возможно ли, что вопросы динамики семьи, мобильности и трудовых ресурсов имеют между собой много общего?

Невозможно было бы ни то, чтобы ответить даже на часть этих вопросов, а даже затронуть их в формате одной рубрики или жанра. Но можно рассмотреть отдельные точки зрения под разными углами. Приблизиться к некоторым ответам, рассматривая развод родителей глазами ребенка, попробовал режиссер из Голливуда, Евгений Афинеевский, знакомый читателям «Русской Америки» своими фильмами.

 Кто как не ребенок в семье, проходящей через развод, может почувствовать непредвзято всю ситуацию со своей точки зрения? Вот Евгений и решил создать проект глазами ребенка. Часто ли мы спрашиваем самих детей, что они думают и что чувствуют по поводу развода родителей? В проекте Афинеевского проблема развода рассматривается емко и досконально, но только под одним определенным ракурсом. Режиссер не собирается давать ответы на все существующие вопросы. Да и возможно ли это? Но зритель, возможно, и найдет некоторые ответы на интересующие его вопросы. Давно ли мы все были детьми? Помним ли мы, что значит быть ребенком и переживать такие события как развод родителей?

«Я почувствовал, что слишком много детей идет через этот процесс (со своими родителями), и, находясь в этой среде, я решил спросить детей, что они чувствуют», – рассказывает Афинеевский.

«Некоторые из тех детей захотели сделать со мной этот проект». Цель Евгения в том, чтобы помочь детям выразить их мысли ими же самими. Возраст участников своеобразного проекта от 8 до 16 лет, но режиссер не исключает и привлечения более молодых участников. «Они сами берут интервью, пишут музыку, и даже составляют вопросы, которые хотят задать друг другу», рассказывал Евгений. «Что бы хотели они увидеть в своих родителях или в других людях, если им придется проходить через подобные процессы?»

«Дележ имущества» во время процесса или «жонглирование детьми» являются привычными атрибутами современного развода. «Как сделать так, чтобы причинить наименьший вред «маленьким существам», которые против воли вынуждены быть вовлеченными в этот процесс?» Над этим вопросом задумывается Евгений. «Находясь в позиции кинорежиссера, я способен вызвать эмоции у взрослых, или профессиональных актеров. Дети же всегда настоящие. Перед камерой они либо закрываются и не могут выговориться, либо стесняются и боятся. Но хочется дать им возможность раскрыться на камеру и выговориться, вынести все то, что наболело. Эта задача состоит в том, чтобы быть своеобразным психологом и социологом».

«На данный момент я увидел и много позитивного для детей в разводе», – поделился режиссер. «Это не говорит о том, что прямо сейчас нужно разводиться, чтобы детям было хорошо. Это говорит о том, что если уже есть какой-то раскол в семье, то если правильно подойти к этой ситуации и объяснить это детям, общаться с ними, не изолировать их, то для детей это даст надежду на будущее. Это будет позитивная ситуация, и дети не почувствуют себя ущемленными, обиженными, и в результате у них не будет много боли».

В этом документальном фильме самая главная задача для Евгения, это работа с детьми. Мы знаем его по его художественным фильмам. Но смена жанра его, как режиссера, не сильно беспокоит. Однако документальное кино Афинеевский относит к более сложному жанру, чем художественное. Чувствуя себя комфортно в обоих жанрах одновременно, работу с детьми режиссер, все-таки, относит к более сложной задаче. «Дать возможность отдушины, не причиняя дополнительной боли, это и есть главная задача», – поделился режиссер. «Жанр кино имеет очень сильное влияние. Через большой экран мысли можно передавать гораздо сильнее. И они доносятся с гораздо большей силой, чем когда их навязывает кто-то. Я же не навязываю свое мнение с экрана, а идеи сами постепенно вливаются в души и подсознание человека. Каждый после просмотра моих фильмов пытается переосмыслить ситуации по-своему и сделать положительные изменения в отношении тем, которые я затрагиваю», – продолжал Евгений.

В отношении семейной тематики, пытаются ли дети исправить ошибки родителей, или то, что сами считают их ошибками? Я спросил Евгения, основываясь на его съемочном опыте в этом проекте. «Нет, дети не пытаются исправить ошибки родителей. Они пытаются разобраться в ситуации и либо быть на стороне одного из родителей, либо найти положительные и отрицательные стороны новой ситуации, для того чтобы отыскать для себя какую-либо отдушину. Во всех ситуациях бывает по-разному. В данном случае, я даю им возможность принести то, что они хотят затронуть, и может быть это и позволит исправить какие-то ситуации в будущем».

«Если нет семьи, то не надо ее пытаться создать фиктивно», – в заключение сказал Евгений. «Если произошел какой-то раскол, и его невозможно отремонтировать, и невозможно семье существовать, то не будет правильным находиться в таком случае вместе, это будет идти только в ущерб. Такой раскол рано или поздно скажется на детях».

Трудно не согласиться с Афинеевским, что есть идеальные ситуации развода, когда можно жить на две семьи и дети от этого только выигрывают. «Тема моего фильма в том, чтобы узнать, что дети чувствуют, и что бы они хотели принести как для взрослых, так и для детей». Как ситуацию развода сделать выигрышной для всех? Нужно дождаться выхода этого фильма, чтобы увидеть, куда именно приведет поиск режиссера, и как опрошенные им дети смогут ответить на один из главных вопросов современности.

Кино и средства информации когда-то играли очень важную общественную роль, сравнимую по влиянию с одной из основных ветвей власти. В редакцию можно было написать о проблеме, и точно знать, что будут приняты определенные меры по ее изменению. Хотя сейчас и не существует подобного института почти ни в одном обществе, который был в том, где мы когда-то жили, тем не менее, возможно ли при помощи СМИ и кино решать сложные социальные вопросы? Очень хотелось бы узнать, что думают по этому поводу. Пишите мне на rumerican@gmail.com. Обсудим.