Есть в штате Миссури на реке Миссисипи небольшой городок Hannibal (Ганнибал). Сюда приезжают туристы из многих стран мира. В этом городке провел свое детство известный писатель Марк Твен. Эпизоды из своей жизни он позже описал в книгах «Гекльбери Финн» и «Приключение Тома Сойера».
В Ганнибале имеется дом, который тоже посещают туристы. Находится этот дом на полпути к вершине холма и стоит у края узкой проезжей дороги, именуемой Dencler’s Alley. Раньше он стоял в запустении, его реставрировали и превратили в музей Molly Tobin.
В 1873 году в этом доме родилась Маргарет Тобин. Девочка, которую все называли Молли, практически росла без присмотра. Она уверяла всех, что ее отец знатный ирландец. На самом же деле ее отцом был старый рыжеволосый речной бродяга Шеймос Тобин.
Домашняя работа в запущенном не обустроенном доме была не по душе Молли, и она проводила все свое время на охоте и рыбалке. Когда Марк Твен приезжал на отдых в Ганнибал, он отправлялся рыбачить на Миссисипи, на знакомые с детства места. Однажды, проплывая на лодке мимо двенадцатилетней Молли, сидящей на самодельном плоту, писатель попросил ее перейти к нему в лодку, чтобы рыбачить вместе. Не успел он сказать об этом, как Молли разделась и поплыла к нему. Марк Твен с удивлением обнаружил, что Молли – женское подобие героя его книга Гека Финна.
Когда девочке исполнилось 15 лет, она пришла к выводу, что родной Ганнибал ей достаточно надоел, а настоящие приключения ждут ее на Западе. Существует предание, будто путь на запад подсказал ей Марк Твен во время одного из своих приездов в Ганнибал. Так или иначе, Молли покинула город. Почтовый дилижанс доставил ее в Лидвилл в штате Колорадо. Там она поселилась в лагере искателей ценных руд и вскоре познакомилась с молодым парнем Джоном Брауном, которого все звали Джонни. Не долго думая, она в 15 лет вышла за него замуж.
Однажды Джонни обнаружил в горах золотоносный участок земли и продал его за 300 тысяч долларов. Он поручил своей молодой жене надежно спрятать деньги в их хижине. Сам же Джонни отправился с приятелями отпраздновать свою удачу. Наутро приятели принесли перепившегося Джонни буквально на руках и положили на кушетку. Джонни стал жаловаться на голод. Друзья разожгли огонь в печи. Молли проснулась от запаха горелого. Мгновенно соскочив с постели, она бросилась к печке, куда вечером спрятала деньги. Но от них, увы, остался один пепел. Молли была в отчаянии. Протрезвевший Джонни пытался ее успокоить, заверял, что они разбогатеют опять, так как судьба ему благоприятствует.
Так и вышло. Новый, обнаруженный Джонни участок, оказался еще богаче предыдущего. Джонни продал его за 20 миллионов долларов. Супруги из бедных искателей счастья превратились в миллионеров.
Теперь уже город Лидвилл не устраивал Молли. Она хотела шикарно жить. Ее привлекали красивые платья, балы и маскарады в высшем обществе. Супруги поселились в Денвере, где построили себе каменный особняк. Молли не достигшая еще двадцатилетнего возраста стремилась попасть в высшее общество, но общество не желало признавать равной себе рыжеволосую девушку с гор.
Как-то раз Молли села за письменный столик, инкрустированный золотом, и написала статью о денверском высшем обществе. Ее орфография и словосочетания вызвали взрыв веселья у денверских дам. Тогда Молли решила посмотреть мир и отправилась в далекое путешествие. Джонни остался дома.
Вернулась Молли из путешествия через несколько лет. Она изучила пять иностранных языков. Одежда ее была пошита лучшими портными Парижа, она была вся увешена драгоценностями.
Молли подружилась в Париже с Сарой Бернар, артисткой с мировым именем, принимала участие в очаровательном лондонском концерте, пела на борту океанского лайнера. И все же денверское высшее общество отвергло Молли. Она делает вывод, что Денвер ей противопоказан и снова отправляется в Европу. Джонни, который любил сидеть дома в носках, сняв тапочки, остался в Денвере.
Он любил свою жену и готов был для нее на все. Он приобрел вблизи Нью-Йорка 70-квартирный особняк, который стал новым домом Молли. Сюда она приглашала миллионеров и их семьи, в том числе семью мультимиллионера Астора, а также других представителей высшего общества в пику денверским насмешникам.
Давно известно, что если человека позвал ветер странствий, тот уже не может усидеть на одном месте.
Когда невиданных в то время размеров новый океанский лайнер «Титаник» отправлялся в свой первый рейс из Европы в Америку, Молли, конечно, была среди пассажиров. В ночь с 14 на 15 апреля 1912 года корабль водоизмещением 46328 тонн столкнулся с айсбергом вблизи берегов Ньюфаундленда.
Через два часа и сорок минут лучший лайнер, который когда-либо бороздил океан, затонул, унеся с собой полторы тысячи жизней. Кто видел нашумевший фильм «Титаник», легко представит себе весь ужас этого события.
Если в ту ночь на борту лайнера «Титаник» кто-то и не поддался всеобщей панике, то это была Молли. В панике, вызванной тонущим судном, Молли успокаивала женщин и детей. Она отказывалась сесть в спасательную шлюпку, пока другие женщины и дети не сели. Она последней пристроилась в шлюпку, в которой было уже 20 женщин и детей, а также 5 мужчин.
Очутившись в шлюпке, она «взяла командование на себя». Она кричала: «Скорее гребите подальше от тонущего корабля!» Она сбросила с себя часть одежды и накинула ее на плечи старой женщины, которая все время дрожала от холода. Один из гребцов-мужчин вдруг почувствовал себя плохо и закричал: «Ох, мое сердце!» Все еще не забыв командного тона, которым отдавали распоряжения в шахтах и рудниках, Молли ответила: «К черту ваше сердце! Если вы не можете грести, то ваше сердце скоро вам уже не понадобится!» Затем она забрала у мужчины весло и энергично стала грести, вдохновляя своим примером других гребцов.
Молли рассказывала сидящим в шлюпке веселые истории из своей жизни, включай эпизод со сгоревшими долларами, чем подбадривала их и вселяла надежду на спасение. «Я непотопляемая, – уверяла она людей, – вот увидите, нас спасут». Шлюпку с людьми подобрали спасатели, и с тех пор ее стали называть «Непотопляемая Молли Браун».
Во время первой мировой войны Молли делала солидные взносы в госпитали для раненых солдат армии Антанты. Та самая Молли, которую в Денвере дамы высшего света в упор не замечали, теперь стала гордостью сограждан. Ее имя было на устах многих людей в разных странах и упоминалось в солдатских молитвах.
Молли продолжала путешествовать. Она научилась в Гонолулу играть на гавайской гитаре, в Швейцарии – петь на тирольский лад, а в Таиланде танцевать национальные танцы. Ну, а стареющий Джонни продолжал сидеть в своем доме в носках, не собираясь никуда выходить. Он так и умер в носках.
Молли осталась без мужа. Ходили слухи, что она собирается выйти замуж за старого князя. Молли опровергала эти слухи: «Мне выйти замуж за этого старикашку? Никогда! Дайте мне крепкого мужчину с американского Запада!» Молли умерла в 1932 году.
О непотопляемой Молли создан мюзикл и снят кинофильм «The Unsinkable Molly Brown». Когда будете на экскурсии в Ганнибале, посетите ее дом-музей и вспомните историю ее жизни.
Рувим Канторович,
наш корреспондент в Сент-Луисе