27 августа перед судом в штате Джорджия предстал рядовой первого класса Майкл Бернетт, обвиняемый в убийстве двух человек и участии в незаконной группировке. Двойное убийство, в совершении которого он принимал участие, произошло в декабре 2011 года, Бернетта с тремя его сообщниками арестовали спустя несколько дней после этого, однако о мотивах преступления долгое время ничего не сообщалось. Лишь когда Бернетт пошел на сделку с правосудием и согласился дать показания против своих товарищей, выяснилось, что солдаты, оказывается, планировали совершить государственный переворот, убить президента и отдать власть народу.
«Анархистская группа, незаконное вооруженное формирование», – так прокуроры описывают группу, в которую входил Бернетт вместе со своими сослуживцами. Члены группы планировали захватить военную базу, взорвать плотину и отравить фрукты во всем штате Вашингтон, однако им помешал арест: в декабре 2011 года четверых ее участников, включая лидера и идейного вдохновителя Айзека Агвигви (Isaac Aguigui), задержали по подозрению в совершении убийства.
Убийство с видом на озеро
Утром 6 декабря 2011 года в лесу неподалеку от Морген Лейк Роуд (округ Лонг штата Джорджия), рядом с машиной «Ниссан Алтима» 2006-го года выпуска с местными номерами, рыбаки обнаружили два тела – девушки и молодого человека. Спустя три дня погибших удалось опознать: ими оказались 19-летний Майкл Рорк (Michael Roark), служивший на военной базе Форт Стюарт (Fort Stewart) с марта 2010 года и недавно покинувший армию, и его 17-летняя подруга Тиффани Рени Йорк (Tiffany Renee York).
10 декабря местная полиция задержала четверых военнослужащих из Форта Стюарт для допроса, а затем по итогам беседы арестовала их. 12 декабря молодым людям были предъявлены обвинения: 25-летний рядовой Кристофер Сэлмон (Christopher Salmon) и его ровесник сержант Энтони Педен (Anthony Peden) были обвинены в убийстве и владении огнестрельным оружием во время совершения преступления, 19-летний рядовой Айзек Агвигви – в соучастии в убийстве, а 26-летний рядовой первого класса Майкл Бернетт (Michael Burnett) – в соучастии и владении оружием. Попутно правоохранительные органы стали выяснять, откуда молодые люди достали оружие: у подозреваемых во время обыска нашли девять единиц огнестрельного оружия (какого именно – не уточнялось). Отдельного дела, связанного с оружием, заводить не стали. «Мы ведем расследование в отношении этих четырех лиц в связи с возможным нарушением федерального законодательства об огнестрельном оружии, но у нас нет оснований подозревать их в продаже оружия за пределы государства или другим частным лицам», – заявил тогда Ричард Коус (Richard Coes), представитель бюро по контролю за табаком, алкоголем, оружием и взрывчатыми веществами.
О деле не было никаких новостей вплоть до марта, когда к гражданским обвинениям добавились обвинения со стороны военного трибунала. Молодых людей заподозрили в предумышленном убийстве, что при рассмотрении в военном суде может караться смертной казнью. Однако ни в марте, ни до этого не было никаких сведений о мотиве убийства.
В июне 2012 года в деле появился пятый фигурант – Хизер Сэлмон (Heather Salmon), жена Кристофера Сэлмона. Всем пятерым подельникам прокурор (об обвинениях со стороны военных на этот раз речь не шла) предъявил по два пункта обвинения в предумышленном убийстве, убийстве с отягчающими обстоятельствами, владении оружием во время совершения тяжкого преступления и в нападении с отягчающими обстоятельствами. А чета Сэлмонов получила еще и по одному пункту обвинения в даче ложных показаний.
Совсем новый оборот дело приняло 27 августа, когда один из четверых военнослужащих (Хизер Сэлмон на этот раз, как и во всей последующей истории, упоминалась совсем мельком, и ее роль в этом деле не очень ясна) вновь предстал перед судом. Майкл Бернетт выразил готовность сотрудничать со следствием и в обмен на то, что ему предъявили менее тяжелые обвинения (обычное убийство взамен убийства со злым умыслом), рассказал всю правду о своих сообщниках и согласился свидетельствовать против них. Тем самым Бернетту удалось избежать угрозы смертной казни. Слушания по делу трех остальных военных должны начаться в четверг, 30 августа.
Анархистский заговор в штате Вашингтон
Молодые люди, рассказал Бернетт, входили в группировку под названием FEAR («Страх», аббревиатура от Forever Enduring Always Ready – «Вечно терпеливые, всегда готовые»), лидером, основателем, спонсором и идейным вдохновителем которой был Айзек Агвигви. Члены FEAR планировали совершить государственный переворот, убить Барака Обаму и «отдать власть в руки народа» – в общем, совершить революцию, которую Агвигви называл попросту «Пробуждением» (The Awakening). Майкл Рорк, застреленный вместе со своей подругой, мог, по его мнению, помешать им «пробудиться».
Рорк также входил в FEAR: Агвигви стремился завербовать в свою банду молодых солдат, разочаровавшихся в службе или переживающих какие-либо трудности, а Рорка как раз печалило, что его не отправили воевать в Ирак. Вообще, рассказал Бернетт, FEAR началась с упражнений в стрельбе и прочих забав для мальчиков, а продолжилась чтением «книги об истинных патриотах» под названием «Манускрипт». О содержании этой книги, как и о том, кто ее написал, СМИ умалчивают. Все члены группировки, выяснило следствие, должны были носить татуировки, напоминающие символ анархии.
Ближе к зиме 2011 года Агвигви заподозрил Рорка в том, что тот присвоил себе революционные деньги, да еще и решил покинуть и предать FEAR, так как он оставил армию как таковую: юноша уволился со службы 2 декабря, по словам его отца, – из-за разногласий с начальством (представители Форта Стюарт отметили только, что никаких проступков он не совершал, но подробно рассказать о причинах увольнения Рорка отказались). Тогда Агвигви приказал Сэлмону и Педену убить отступника. Убийство произошло вечером 4 декабря: Педен убил 17-летнюю Йорк выстрелом в голову, когда она пыталась выйти из машины, а Сэлмон сперва заставил Рорка встать на колени и лишь потом дважды выстрелил ему в голову. Фигурировала ли в приказе Агвигви девушка Рорка Тиффани Йорк или она просто попалась революционерам под руку, неизвестно, как неизвестна и роль, которая отводилась в убийстве Бернетту и Хизер Сэлмон.
За вычетом этого убийства, революционный план FEAR был прост. Сначала члены банды должны были захватить те запасы оружия, которые хранились в Форте Стюарт. Затем они намеревались перебить местных чиновников, подрывая их машины, а также взорвать бомбу в фонтане в парке Форсит в Саванне (город в штате Джорджия на побережье Атлантического океана). Потом анархисты хотели взорвать плотину ГЭС в штате Вашингтон и отравить урожай яблок. Наконец, в планы FEAR входило присоединиться к другим подпольным бандам по всей стране, убить президента и свергнуть правительство США. Как именно они намеревались достигнуть своей конечной цели, не уточняется, как и не уточняется и то, каким образом они хотели отравить яблоки: никакие токсические вещества и яды среди того, что было найдено у них при обыске, не упоминаются. Зато при обыске у членов FEAR нашли множество оружия и материалов для создания бомб – впрочем, без каких бы то ни было изысков и заумных схем.
В своей речи прокурор Изабель Паули (Isabel Pauley) назвала FEAR террористической организацией, но официальных обвинений в терроризме им предъявлять не стали. Помимо четырех убийц, были арестованы и другие члены группировки, при этом прокуроры говорят, что точное число членов FEAR неизвестно (а значит, кто-то из заговорщиков может находиться на свободе). При этом руководство Форта Стюарт утверждает, что у них все под контролем и никаких банд и вооруженных группировок среди американских военных нет.
Человек из Кашмира
Главную роль во всем этом заговоре, как и в двойном убийстве, сыграл Айзек Агвигви, называющий себя «милейшим хладнокровным убийцей». В декабре сообщалось о том, что ему 19 лет, но в августе возраст лидера FEAR уже не фигурировал. В ходе расследования, как это было и в случае с «колорадским стрелком» Джеймсом Холмсом, выяснилось, что поведение Агвигви давно вызывало вопросы у его окружения. Некая родственница военного, чья личность и точные связи с преступником не раскрываются, в сентябре 2011 года – то есть за несколько месяцев до убийства Рорка и Йорк – сообщила полиции, что ее беспокоит поведение Агвигви. Молодой человек, по ее словам, странно вел себя после смерти жены, которая скончалась «при очень подозрительных обстоятельствах» в июле 2011 года. Агвигви, будучи в отпуске из армии, законным путем приобрел 15 единиц огнестрельного оружия, включая полуавтоматические винтовки, в городе Уеначи, штат Вашингтон (сам молодой человек родом из соседнего городка Кашмир). Заявление родственницы полицейские передали в вышестоящие инстанции, в том числе в ФБР, где как раз расследовали смерть супруги Агвигви.
Жена Агвигви – Диэдре Уэцкер (Dierdre Wetzker) – была лингвистом и тоже служила в Форте Стюарт. Она скончалась в возрасте 24 лет, будучи беременной их с Агвигви сыном. По официальной версии, причиной смерти Диэдре стал тромб в легких, хотя полиция подозревала, что она была отравлена. Обвинений в ее смерти, впрочем, Агвиви так и не предъявили, хотя после расследования дела FEAR стало известно, что он потратил на снаряжение группировки 500 тысяч долларов, полученных по страховке и в качестве компенсации за смерть супруги. Среди покупок военного было не только оружие, но и участки земли в штате Вашингтон. Кроме этих фактов, о жизни лидера солдат-анархистов из Форта Стюарт известно немногое. Его бабушка родом с Гуама, его отец «20 лет служил на благо родины», и оба не понимают, что произошло с Айзеком, которому в детстве даже не давали в руки игрушечные пистолеты. Свое детство будущий анархист провел дома вместе с пятью братьями и сестрой, где их всему обучала мать. Затем он закончил частную старшую школу и сразу же отправился в армию. Интернет-издание Gawker обнаружило в фотоархивах Reuters некоего Айзека Агвигви, в сентябре 2008 года работавшего в качестве мелкого помощника на национальном съезде Республиканской партии США, где избирали единого кандидата в президенты. Им тогда стал Джон Маккейн, а его соперником был Обама. Тот Агвигви вполне похож на лидера FEAR, к тому же если в декабре 2011-го ему было 19, то в сентябре 2008 вполне могло быть 16 – минимальный возраст для помощников-республиканцев. Возможно, именно с тех пор он воспылал нелюбовью к президенту-демократу?
Анна Попова