The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Кто есть кто, и есть ли выход?

?????
 
 ?????
 
 09/19/2012
 

Михаил Моргулис: «Я пессимистический оптимист».

Михаил Моргулис – писатель и мыслитель, доктор, член Пен-клуба, автор концепции Духовная Дипломатия. Президент Фонда «Духовная  Дипломатия». Живет и работает во Флориде.

– Михаил, что вы думаете о Путине? Дайте ему емкую, но краткую характеристику, чтобы получилась статья, а не книга.

– Когда-то в интервью российской газете меня спросили, что я думаю о Путине. Я ответил так: «Господин Путин интуитивно ищет Бога, потому что в этой жизни ему просто не с кем посоветоваться».

Небольшой духовно-политический экскурс – я придерживаюсь теории, что правителей выбирают люди, но избирает их Бог. И часто Бог позволяет выбрать недостойных людей. Почему? Потому что Божья логика не похожа на человеческую и Он допускает то, что человеку кажется несправедливым. Но и Его справедливость совершенно не похожа на человеческую. Он часто допускает, чтобы серое и ничтожное приходило к власти в разных странах. Возможно, Бог допускает это, чтобы человечество училось на горьком и болезненном опыте ошибок. Правда, на мой взгляд, у человека и так слишком много горечи и боли. А может быть, без этого опыта мир бы просто исчез? Говоря о сером и ничтожном, не нужно обращаться к истории, смотрите, сколько современных правителей не соответствует понятию о приличном человеке.

И мир с этим смирился. К примеру, как безумный Кадаффи вещал из окна психиатрической больницы, или же Чавес, это же полное ничтожество, если говорить открыто по-русски, а не завуалировано, по-английски. Между нами говоря, у меня есть серьезные подозрения, что правители многих стран – люди с больной психикой. А если это так, то, что ожидает мир, которым руководят больные люди? В Библии говорится, что слепые не могут вести слепых – и те, и другие упадут в яму.

Вернемся к Путину. На фоне многих мировых лидеров он выглядит приличным и здоровым человеком, который думает о будущем мира. Да, он во многом руководит Россией и говорит о ней много хорошего, часто незаслуженно хорошего. Он искренне хочет, чтобы Россия снова стала в ряд самых могущественных стран мира. И, конечно, существует традиционное соперничество между Россией и Америкой, и здесь Путин старается быть сильным игроком, он понимает, что стадион под названием «Россия» на него очень надеется. Да, он из КГБ. Сейчас это не имеет серьезного значения. И в Америке становились президентами бывшие руководители ФБР. Старший Буш, например.

Сейчас вообще название организации, партии или церкви не имеет значения. Большинство земных структур не соответствует своим названиям. Ну, это я коснулся большой и болезненной проблемы – нашей жизни в век имитации. Не буду углубляться, скажу просто – для меня важно не то, к чему человек принадлежит, а как он ведет себя в жизни. Если человек коммунист и ведет себя в жизни порядочно, я буду иметь с ним дело. А если человек называет себя демократом и либералом, и ведет себя плохо – я никаких дел иметь с ним не хочу.

Для человека главное только одно – как он ведет себя в жизни по отношению к людям. Поэтому Путин, на мой взгляд, один из самых здравомыслящих политиков нашего времени. А ангелов, как известно, нет на земле, в том числе и среди правителей. И в Америке тоже. Добавлю только одно к тому, что сказал вначале – думаю, что в Путине живет постоянная тоска по малоизвестной ему духовной жизни. Не по поверхностному массовому религиозному пониманию, а по личной глубокой духовной жизни. И я его, простите, в этом хорошо понимаю.

– Что думают люди в России, Украине, и в других странах бывшего СССР о президенте Америки – Обаме?

– В целом люди из бывшего СССР восприняли его избрание положительно. Хотя и с огромной долей удивления. Они никак не могут понять, почему Америка выбрала президентом чернокожего человека. Многие годы советская и постсоветская пропаганда внушала, что в Америке страшный расизм, а тут выбирают президентом черного. В какой-то степени это удар по постсоветской пропаганде. Становится понятно, что пропаганда лгала миллионам людей бывшего СССР. Наиболее продвинутые и разумные люди понимают, что дело не в Обаме – он просто знак, даже цветной знак, говорящий о том, что в Америке начался новый виток истории. Я лично считаю – это действительно так.

Америка останется страной с тем же названием, но, в то же время, это будет уже другая страна – с новой моралью, с новой полусоциалистической системой, с более тотальным контролем государства над обществом и бизнесом. Думаю, что в новом витке Америка потеряет свой особый шарм: «американской любви, американской культуры, американской нравственности, американских традиционных духовных ценностей».

Более того, думаю, что с потерей Америкой этих ценностей, еще больше станет деградировать и весь остальной мир. Что касается Обамы, то многие российские политологи, не воспринимают Обаму серьезно. А еще признаюсь, Обама напоминает мне известного персонажа из Библии, который всех обольстил, а потом отобрал у человека свободу и сделал его рабом. Да, простят меня американские читатели, но, как говаривал Лютер: «Не могу молчать!»

– Что вы думаете о секретаре Госдепартамента, госпоже Клинтон, с которой как я знаю, вас связывает многолетняя дружба?

– Она – главная надежда. В ней есть сильный дух, которого нет ни у кого из политиков-мужчин. Они эмоциональны, а она сильна внутренним духом. Она сильнее их всех. А после того, как она поняла, что судьба, названная Богом, или Бог, названный судьбой, определили ей быть секретарем Госдепартамента, а не Президентом, в ней утроилась мудрость и чувство ответственности перед страной и миром. Мне кажется, я немного знаю ее внутреннюю сущность, знаю, сколько боли она претерпела, и знаю, что боль во многом ее очистила, умудрила, осветлила. Я верю в нее, в то, что она понимает свою роль, и готова пожертвовать собой для достижения счастья Америки и гармонии в мире. Я также благодарен ей за те теплые слова, которые она когда-то высказала в мой адрес.

– Какой вы видите роль Духовной Дипломатии в сегодняшних условиях?

– Сейчас все в мире меняется, в том числе и понятия о взаимоотношениях между государствами и людьми. Возникают новые идеи, которые раньше казались утопическими. Если бы сто лет назад в патентное бюро прибежал человек с идеей создать компьютер, его бы немедленно посадили в сумасшедший дом. Всему свое время, как говаривал премудрый Соломон. И такое время всегда приходит.

Духовная Дипломатия сравнительно новая духовно-политическая концепция, которая старается остановить конфликты с помощью духовных ценностей конфликтующих сторон. Конфликты военные, национальные, религиозные, этнические. В 1991 году Горбачев сказал по поводу Духовной Дипломатии, что, мол, сегодня это звучит утопически, но через 10 лет станет актуальной реальностью. Да, еще недавно это казалось утопией, но сегодня с помощью духовных ценностей, важных для обеих конфликтующих сторон, останавливаются военные и другие столкновения. Хорошо это или плохо, но традиционные формы дипломатии изживают себя. Никто не верит дипломатам, и дипломаты не верят друг другу. Но все народы очень бережно относятся к своим духовным ценностям. Используя это, мы можем достигать прекращения войн и ненависти.

Однажды я сказал в Израиле, а потом повторил на Палестинской территории: «Не надо любить друг друга, найдите в себе силы терпеть друг друга. И лишь в будущем, на корнях терпения, возможно, вырастут цветы любви. Наверное, меня тогда уже не будет, но зато после нас останутся цветы любви». Лучше этих цветов нет ничего. Я верю в невероятные вещи. Я знаю, что госпожа Клинтон, какой-то частью души, тоже верит в это. И я, и мои друзья, знают, что такое будет, более того, оно уже есть. В некоторых частях мира эти цветы уже начали расти. Я очень хочу, чтобы в отношениях Америки и России, простите за банальность, вырос прекрасный сад из цветов любви.

– Видите ли вы выход из сегодняшней тяжелейшей ситуации, в которую попал мир?

– Если говорить неправильно, я пессимистический оптимист. Я не верю, что человечество сможет само выбраться из ямы, в которую оно влезло. Бог дал нам право выбора, и в результате, мы оказались в яме. Из этой ямы есть путь только наверх, только наверху есть спасение. Выползти из ямы чрезвычайно трудно. Это кровавый путь. Но в яме, если ее продолжать рыть – что мы сейчас и делаем – зароешься еще глубже и безнадежней. И станешь еще грязней. Спасительный путь – только наверх. Наверху небеса. Наверху Бог. Путь из ямы лежит к Нему. И еще скажу, что самому человечеству из этой ямы-пропасти не выбраться, не хватит сил. И я верю, я не просто надеюсь, я верю, что Бог должен протянуть нам Свою спасающую руку. Наверное, миллионы американцев и миллионы других людей обращаются к Нему с такой просьбой. Я знаю, Он не оставит нас одних, хотя мы ужасно плохие дети Его. Ведь Он Отец милости и любви. И я верю, Он скоро протянет нам руку.

– Вам не кажется, что иногда вы противоречили сами себе?

– Да, противоречил. Ибо я вижу и чувствую одно, а надеюсь и верю в другое. Жизнь говорит мне – не верь! И я рассказываю, как нам плохо, и как мы ужасно себя ведем. Бог говорит – верь! И тогда яма становится – не грязью и ловушкой, а выходом в небо, выходом к свободе. Вокруг в мире много серости и гадости, но не умерла любовь, не ушли люди, которые сохранили в себе дух порядочности и благородства, дух Божий.

Невероятно, чтобы Америка и Россия стали друзьями, но что невероятно для человека, просто и легко для Бога. Обама напоминает мне неприятную личность из Библии, я отношусь к нему скептически, но и его Бог может сделать инструментом любви и мира для всех народов.

– Спасибо, Михаил. Чтобы вы пожелали нашим читателям?

– Тишины в сердце, которая даст мир душе, а чем больше будет мира в наших душах, тем больше мира станет на земле, и тем быстрее Бог нас услышит. Это я хочу пожелать и всем читателям на территории бывшей советской империи.

Роз Маршалл