3 октября в Оклахома-Сити выступит знаменитый русский бас Никита Сторожев
«Голос могучий, как Волга», - так отзывались о Никите Сторожеве парижане в ту пору, когда русский бас был подданным Франции. Но, видимо, прав был балетный мэтр Баланчин, сказавший некогда: «Русским всегда хочется в Америку». Сегодня Сторожев - стопроцентный американец. Живет в техасском Остине, преподает в тамошнем университете. Вокальной педагогикой он занимался еще в Париже. И уже тогда его ученики занимали престижные места на международных певческих конкурсах.
У Никиты Сторожева, вообще, очень уникальная биография. Родился в семье русских эмигрантов в Харбине. Дед, работавший бухгалтером на КВЖД, был знаком с Фёдором Шаляпиным. Другом отца был Александр Вертинский. В пятилетнем возрасте родители вернулись в СССР (в Свердловск). Учился на философском факультете Уральского университета в одно время с Геннадием Бурбулисом. Впоследствии закончил Московскую консерваторию. После окончания консерватории работал в филармонии. С женой-мексиканкой познакомился в Московской консерватории, однако условием брака была эмиграция на родину жены. Эмигрировал в Мексику в 1983 году. После нескольких лет в Мексике Сторожев переезжает в Дюссельдорф (ФРГ), где у него был трёхлетний контракт. Затем переехал в Париж, где получил французское гражданство. В 2000-х годах - доцент по вокалу и оперному искусству Техасского университета в Остине.
Однако, как и прежде, Сторожев не перестает гастролировать по миру. Бас - голос редкий, а потому всегда востребованный и ценимый. Никита поет в лучших оперных и концертных залах: в Париже и Вене, Берлине и Лондоне, Милане и Нью-Йорке, Риме и Амстердаме. 3 октября он сделает честь Оклахома-Сити, выступив на сцене Civic Center в программе Russian Romantics.
Репутация Сторожева неизменно высока и стабильна: «настоящий русский бас, твердый, как металл», «роскошный голос», «невероятный, превосходный, экспрессивный и прочный, как скала» - таковы лишь некоторые из эпитетов, которыми награждают певца пресса и критика. В действующем репертуаре Сторожева более полусотни оперных партий, а список исполняемых им концертных произведений поистине безразмерен. У Никиты внушительная дискография: он пел и записывался с дирижерами такого класса, как Ростропович, Ашкенази, Абадо, Рождественский. Его партнерами были Доминго, Паваротти, Ричарелли. В списке коронных партий выходца из России Борис и Пимен в «Годунове», Сальери, Гремин, Алеко, Игорь, Кончак, Галицкий в опере «Князь Игорь» и др. Естественно, что в этом перечне главенствует русский репертуар - Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Бородин.
Попав на Запад в 30 лет, имея за плечами звание лауреата конкурса имени Чайковского и статус солиста Большого театра, Никита очень скоро изжил привычную для русских певцов эйфорию (мы самые-самые!). Имея в кармане 90 долларов (с такой суммой его выпустили из Союза), он безоговорочно принял условия игры: у артиста есть родина, но нет национальности.
Иностранцев нигде не ждут и не торопятся заключать в дружественные объятия. Контракты заключаются только после прослушивания. Былые заслуги не имеют цены. Плохое произношение, как и фальшивые ноты, грозит безработицей. Поэтому Сторожев давно полиглот. Знание языков в условиях жесткой конкуренции на мировом вокальном рынке - вещь абсолютно необходимая. Ими надо владеть, чтобы петь на языке оригинала. У Никиты Сторожева рабочих языков, как минимум, шесть.
Оклахомская программа Russian Romantics сулит истинное наслаждение ценителям музыки. Зрители услышат и увертюру Чайковского «1812 год», и знаменитую сцену коронования из оперы Мусоргского «Борис Годунов», и русскую православную музыку. Кстати, в августе певец выступал а Таллине и Риге на международном фестивале церковной музыки.
Приезжайте в Оклахома-Сити послушать настоящий русский бас!