Художественный музей Зиммерли в Ратгерском университете представил недавно реконструированную галерею, посвященную произведениям, созданным в эпоху холодной войны русскими живописцами, готовыми бросить вызов предписанному советским правительством стилю социалистического реализма под угрозой преследований, нищеты и изгнания.
Произведения, выставленные для обозрения, принадлежат к коллекции нонконформистского искусства Советского Союза Нортона и Нэнси Додж, крупнейшей в мире и наиболее полной коллекции такого рода. Покойный Нортон Т. Додж, экономист и советолог, самостоятельно собрал эту коллекцию в течение двух десятилетий поездок в Советский Союз в 1950-х и 1960-х годах, спася таким образом бессчетное число произведений от уничтожения. В 1991 году господин Додж и его жена Нэнси Руйл Додж передали в дар музею Зиммерли около двадцати тысяч работ, созданных между 1956 и 1986 годами почти тысячей художников из Москвы, Ленинграда, а также бывших советских республик.
В реконструированных галереях на верхнем этаже крыла музея, названного в честь Нортона Т. Доджа, представлены 126 произведений Гриши Брускина, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Виталия Комара, Александра Меламида, Ирины Наховой и Олега Васильева, среди прочих ведущих художников-нонконформистов. Обновленная выставка охватывает широкий спектр художественных техник – от живописи и скульптуры до коллажей и инсталляций, а также включает несколько произведений из коллекции Доджа, никогда не выставлявшихся ранее.
«Прошло целое поколение после падения Берлинской стены. В ретроспективе можно ясно видеть, как советские репрессии неумышленно поспособствовали расцвету художественного творчества, которое, в свою очередь, сыграло значительную роль в падении тогда еще монолитного режима», – говорит Сьюзан Делеханти, директор Зиммерли.
Основанная на плане, задуманном двенадцать лет назад Нортоном Доджем и Аллой Розенфельд, бывшим куратором русского и советского нонконформистского искусства в музее Зиммерли, нынешняя презентация создана под руководством Джейн Шарп, адъюнкт профессора истории искусств в Ратгерском университете и исследовательского куратора коллекции Доджа в Зиммерли, в сотрудничестве с Юлией Туловски, помощником куратора русского и советского нонконформистского искусства в Зиммерли.
«Одной из причин, по которым Доджи решили передать свою коллекцию в дар Ратгерскому университету, было их желание содействовать продолжению всестороннего исследования этой главы в истории искусства, – продолжает Делеханти. – Зиммерли, при поддержке благотворительного фонда Avenir Foundation, ответил созданием мощной программы, посвященной демонстрации, исследованию и сбережению советского нонконформистского искусства в коллекции Доджей. За последние 10 лет музей организовал 29 выставок, пригласил 31 ученого для чтения лекций, поддержал 11 стипендиатов-исследователей, сохранил около 100 произведений искусства, временно предоставил 336 произведений искусства из коллекции 31 музею, а кроме того, опубликовал 27 книг, каталогов и журналов».
«Мне кажется особенно захватывающим, что эта выставка пожинает плоды нового исследования двух молодых докторов философии, Адриана Барра и Джереми Кэнвелла, которые получили возможность изучать интересную им сферу советского нонконформистского искусства благодаря стипендии Доджа в музее Зиммерли, а также на кафедре истории искусств в Ратгерском университете», – заключает Делеханти.
Новая выставка демонстрирует, в частности, силу и действенность двусмысленного нарратива как художественного метода в эпоху холодной войны. В коллаже Ильи Кабакова «Лопата» (1984) художник размещает выразительные фрагменты, иногда в первом лице, иногда в третьем, в кажущемся случайным порядке на стене, оставляя за зрителем право самому отличить истинное от ложного. (Эти тексты, переведенные на английский язык, доступны в читальном зале галереи). Столь же спекулятивной является работа Комара и Меламида «Апеллес Зяблов» (1973), инсталляция, в которой семь темных, таинственных картин в золоченых рамах соседствуют с переплетенным вручную томом, и задача которой – рассказать о кончине крепостного художника восемнадцатого века по имени А. Зяблов. Подобным же образом произведение Виктора Пивоварова «Проекты для одинокого человека» (1975) объединяет шесть панелей, изображающих планировку квартиры, имущество, режим дня и мечты безликого Одинокого Человека с картинами, отдающими дань уважения шести великим западным мастерам, от ван Эйка до Моранди.
Другой важной особенностью обновленных галерей является группа «метафизических» картин. Исследованием этого явления занималась Ксения Ячмец, аспирант кафедры истории искусств в Ратгерском университете и стипендиат фонда Dodge-Lawrence музея Зиммерли. Будь то живописные натюрморты белых линий, выгравированных на сером фоне, созданные Дмитрием Краснопевцевым, или изящная абстракция кругов, треугольников и диагональных линий (Эдуард Штейнберг), эти визуально насыщенные произведения считались опасными в период холодной войны, по той лишь причине, что их источники, например, супрематические картины или русские православные иконы, были преданы анафеме тогдашним режимом.
Среди других групп, проливающих свет на импульсы, возникшие в Советском Союзе в годы холодной войны, следует отметить, в частности, группы, посвященные Лианозовской группе (вольной конфедерации художников, поэтов и музыкантов, которые собирались в скромном жилище в бараке бывшего трудового лагеря), движение московского концептуализма, а также абстрактную живопись и скульптуры.
Последние публикации Зиммерли, посвященные изучению коллекции Доджа, включая авторитетную монографию Аллы Розенфельд «Московский концептуализм в контексте», опубликованную художественным музеем Зиммерли и издательством Prestel (Мюнхен / Берлин / Лондон / Нью-Йорк, 2011 г.), будут доступны посетителям в большом читальном зале. Неподалеку, на экране будет демонстрироваться документальный фильм, включающий редкий архивный материал, а также интервью с Нортоном Доджем, ведущими американскими и русскими историками искусства, а также наиболее известными художниками, чьи работы представлены в коллекции («Русская концепция: размышления о русском нонконформистском искусстве» [2009 г.], продюсер и режиссер – Игорь Сопроненко).
Энн Эдгар,
Нью-Джерси