У Николая Вассермана – большие руки мастерового человека. Гаечный ключ или отвертка в таких руках смотрелись бы очень органично. А эти руки делают тончайшую работу, которая по силам далеко не всем изящным женским пальчикам. Николай – уникальный художник, который свои работы … строчит. В буквальном смысле. Этот жанр можно назвать кожаная миниатюра, кожаная пластика, картины из кожи…
Уникальные творения, над каждым из которых мастер трудится не менее полгода, являются главным украшением его квартиры в доме Голдберга в Хьюстоне. Над самыми сложными, например, над собором Василия Блаженного, автор работал девять месяцев. Яркие и радостные пейзажи, золотые церковные купола, дородные красавицы в кустодиевском стиле за самоваром – работы буквально оживают, когда на них падают лучи солнца. Когда смотришь на них издали – даже не скажешь, что работы сделаны из тонюсеньких кожаных полосочек. Сюжеты Николай Вассерман выбирает из тех, что ему по душе. Наверное, поэтому тут больше всего видов природы – осенних, зимних, летних, весенних, много цветов (целые поля цветов!) и идиллических сюжетов с уютными домиками, мельницами… Экспрессионизм соседствует с реализмом: у автора нет предубеждений. Николай Вассерман вынашивает сюжеты долго. Потом готовит материалы для картины. Сначала нужно создать рисунок на коже, аккуратно вырезать все его детали острейшим ножом (Николай пользуется специальными ножами из Южной Африки) и пристрочить на швейной машинке шелковыми нитками мелкими стежками к основе. Техника – сложнейшая. Иногда кусочки кожи настолько малы, что кажется, что и место для строчки уже просто не найдется. Но Николай Вассерман привык управляться с таким деликатным материалом. Да и с кожей он, художник-модельер женской обуви, работал практически всю свою жизнь…
Николай Вассерман родился в Киеве в 1924 году. Отец работал заготовщиком обуви, мама занималась хозяйством и воспитывала детей. В школе Николай был не из самых лучших учеников, по его собственному признанию, «но и на второй год не оставался». В 42-м ушел добровольцем на фронт. Семью эвакуировали в Северный Казахстан. С войны он приехал к родителям, в Киев. Увидел, как нелегко они живут и решил, как можно скорее пойти на работу. А куда пойти?..
Пока сидел дома, видел, как к отцу несколько раз приходили сапожники, спрашивали выкройки модельной обуви, а отец их отправлял: «Приходите завтра, сегодня ничего нет…» И решил Николай пойти по отцовской стезе, только еще дальше – стать обувным модельером. Обошел все книжные магазины в Киеве в поисках литературы по моделированию обуви. Ничего не нашел. В одном магазине пожилой армянин услышал его разговор с продавцом и посоветовал заказать книгу через издательство «Гизлегпром». Отправил Николай 10 рублей, и вскоре, действительно, получил посылку из Москвы. Как увидел сложные обувные чертежи – так и в глазах у него потемнело: «Да это же мне никогда не освоить!..» Освоил, еще как освоил!.. Стал ведущим обувным модельером первой категории, 20 лет проработал в Институте легкой промышленности Киева, потом перешел в Дом моделей. Очень много ему приходилось работать с клиентами: приезжали представители различных обувных фабрик, выбирали себе модели, и нужно было приготовить для них полный набор документов и выкроек на каждую модель.
Как-то Николаю дали задание изготовить сапожки для участия в Брюссельской обувной выставке. Он сделал пару мягких, удобных сапожек «гармошкой» в украинском стиле. В Брюсселе они получили очень хорошую oценку. Вообще, Николай считает, что обувь раньше делали лучше. Его жену Клару постоянно останавливали на улице и спрашивали, где она купила свои туфельки. Когда она говорила «муж сделал» – не верили…
Именно, она, супруга, «повинна» и в том, что после выхода на пенсию, уже в техасском Хьюстоне, Вассерман занялся изготовлением картин из кожи. Его первой работой было «Чаепитие». Второй – символ США – орел. Они висят на самом видном месте в его квартире.
Всего Николай Вассерман создал порядка 120 работ. Большая часть их находится в коллекции у его дочери, у него самого, несколько работ – у племянника Петра.
Что интересно – художник свои работы не продает. По этому поводу Вассерман рассуждает очень прямо и искренне:
– Я свою душу не продаю… Разве может кто-то позволить себе заплатить реальную цену за полгода моей работы над одной картиной?..
Иногда – дарит их. Работы Николая Вассермана висят в синагоге, в фойе дома Голдберга…
Картины Вассермана так хороши и так нетрадиционны, что заслуживают персональной выставки. Сейчас идут переговоры с одним техасским музеем. Голубые купола Николая Вассермана, его маковые поля, его березовые рощи должны увидеть люди!.. Потому что человек с большими руками из дома Голдберга – настоящий и самобытный художник.