Директор российских и азиатских программ Института мировой безопасности Николай Злобин после 30 лет жизни в США написал книгу «Америка... Живут же люди!». В интервью, которое он дал в России, политолог рассказал о своих взглядах на Америку и ее культуру.
Россия больше не волнует
– Мы много говорим о США. А простые американцы думают о России? Что они знают о ней?
– Многие американцы знают Достоевского. Хотя далеко не все скажут, что он русский писатель. Все в Америке знают хоккеистов Евгения Малкина и Александра Овечкина. Последний очень хорошо вписывается в стереотип русского: большой резкий человек с выбитым передним зубом. Многие американцы именно так представляют себе наших соотечественников. Все американцы прекрасно помнят холодную войну. Кстати, из ядерного противостояния они умудрились извлечь свои выгоды. Когда американцы поняли, что советские спутники могут отслеживать пусковые установки их ракет, было решено создать мобильные ядерные силы. Для этого всю Америку опутали сетью высокоскоростных качественных дорог. Они и сейчас в прекрасном состоянии.
– То есть раньше американцы боялись СССР?
– Скорее, оценивали нашу страну как равную себе державу. Конечно, о любви речи не шло. Приведу только один пример. Как известно, всем дипломатическим машинам даются специальные номера. Так вот, советским дипломатам выделили номера с буквами FС. Каждый подросток в Вашингтоне знал, что это означает не что иное, как fucking communists («чертовы коммунисты»). Сейчас, конечно, таких идеологических подначек уже нет. Ни простые американцы, ни правящий класс уже не считают конфронтацию с Россией серьезной проблемой. Позиция нашей страны по тем или иным вопросам их не очень волнует.
– Почему американцы так стремятся привить свою демократию всему миру? Они считают себя лучше, достойнее всех остальных?
– Нет. Более того, они считают себя во многих отношения хуже, провинциальнее. Но их логика очень проста. Они говорят: ребята, мы, может быть, не такие образованные, культурные, но зато нам удалось создать политическую систему, которая отлично работает. Давайте мы поможем вам ее построить. Потому что нам вас жалко. Это истоки американского мессианства, которое всем уже надоело. Часто при этом они не задаются вопросом, желает ли мир быть улучшенным по американскому образцу. Американцы думают: раз иностранцы в массовом порядке стремятся переехать в США и идут ради этого на тяжелые испытания, значит, они хотят жить, как в Америке. К тому же с демократическими странами легче договориться, они более предсказуемы. И ими куда проще манипулировать.
Бедный откровенный президент
– Считается, что американские президенты очень небогатые люди. Это так?
– Да. Барак Обама получает в год 300 тысяч долларов. Это зарплата менеджера среднего банка. Клинтон получал еще меньше. Но у президента США хорошее медицинское обслуживание. А еще он может всю жизнь отправлять бесплатно письма. Кстати, у президента, кроме Белого дома, только одна резиденция. Я там был. Она напоминает советский пионерлагерь. Одноэтажные дощатые домики и никакого мрамора. Бассейнов и фонтанов тоже нет.
– В России политики ездят с мигалками и создают огромные пробки. Как с этим в США?
– На машинах депутатов и чиновников мигалок нет. Я знаю высокопоставленных конгрессменов и сенаторов, которые ездят на работу только в метро. Американцы ни за что не будут стоять в пробке, ожидая, пока проедет президент или какой-нибудь губернатор. Если это случится, будет огромный политический скандал вселенского масштаба. Чтобы не нарушать права простых американцев, президент чаще всего передвигается на вертолете.
– Полицейские в Америке настолько же корректны, как и президент?
– В общем-то да. Хотя, если вас остановили на дороге, без разрешения полицейского выйти из машины нельзя. Могут сразу застрелить. Во многих штатах полицейские имеют право «караулить» на обочине только с включенными фарами и мигалками. Кстати, в Америке есть очень забавное правило. Регистрационные номера автомобилю можно придумать самому. Правда, запрещаются оскорбительные и дискриминирующие надписи. Но хитрые русские в Америке обходят эти законы. Дело в том, что для автомобильных номеров можно использовать только латинский алфавит. И наши соотечественники пишут русские слова английскими буквами. В результате по Америке ездят машины с номерами «хрен», «сука», «карета», «москвич».
Паспорта – только у 15 процентов населения
– Вы преподавали в американских и российских университетах. Где студенты умнее?
– Я давно обратил внимание, что выпускники школ США выглядят крайне бледно на российском фоне. Притихшие американцы с завистью наблюдают, как наши студенты цитируют Достоевского и Сартра, сразу показывают на карте Новую Каледонию и легко делят в уме. Так продолжается примерно до третьего курса. По мере того, как от студента все больше требуется не запоминать, а делать выводы, анализировать, американцы начинают обгонять россиян. Это особенно заметно на старших курсах или в аспирантуре. Это легко объяснить. В американских школах от ученика не требуют усвоить огромный объем знаний. Там учат творчески мыслить, рассуждать. Меня всегда удивляло, как мои дети, которые ходят в американскую школу, готовят домашнее задание. Полчаса над учебниками. Все остальное время – подготовка творческих заданий. Темы могут быть любыми: от доклада о быте узников Бухенвальда до написания юмористического рассказа из жизни овощей в холодильнике, от строительства миниатюрных садов Семирамиды до модели вулкана. Кстати, огромный недостаток американских студентов – абсолютное незнание иностранных языков. Молодые американцы и за границу практически не выезжают.
– Почему?
– Загранпаспорта имеют не больше 10–15 процентов американцев. Зато в США очень развит внутренний туризм. Американцы обожают свою историю. В Вашингтоне в Национальном архиве выстраивается огромная очередь из желающих в сотый раз посмотреть на подлинник Декларации независимости. Я помню, с каким ужасом американцы читали про сносы старинных домов в Москве. Приведу типичный для США пример. Во время Второй мировой войны в Лондоне была разрушена церковь XII века. В ней венчался Уильям Шекспир и был отпет поэт Джон Мильтон. Лондонские власти в какой-то момент решили ее не восстанавливать. Тогда американцы выкупили развалины, пронумеровали каждый камень, перевезли в США и восстановили в городе Фултон, штат Миссури. Сегодня эта церковь действует. И американцы толпами приезжают в Фултон. К слову, все государственные музеи в США бесплатные. Ведь американцы и так платят за содержание этих музеев из своих налогов.
Чудеса толерантности
– Американцы известны своей толерантностью. Они якобы очень лояльно относятся ко всем, в том числе и к гомосексуалистам. Это так?
– В южных консервативных штатах гомосексуалистов терпеть не могут. Но там не одобряют и матерей-одиночек, и атеистов. Есть более либеральные штаты. Например, в Калифорнии с прошлого года на уроках истории школьникам рассказывают о борьбе геев и лесбиянок за свои права. Я работаю в Вашингтоне, там огромное количество секс-меньшинств. К слову, жить в районе, где традиционно селятся геи, очень престижно. Дело в том, что они – великолепные соседи. Геи, как правило, меньше пьют, курят, больше работают, лучше одеваются. В «гейских» районах всегда много ресторанов, эксклюзивных спортивных клубов, хороших магазинов. Секс-меньшинства в Америке требуют лучшего сервиса. И получают его. Поэтому и цены на квартиры в «гейских» районах куда выше.
– А что вам не нравится в Америке?
– Ужасно не нравится уверенность американцев, что они живут в самой лучшей стране в мире. Это не так. Например, детей там воспитывают «бебиситтеры» – это школьники или студенты, которые за деньги сидят с чужими малышами. Бабушкам и дедушкам заниматься воспитанием внуков, что называется, западло. После окончания школы молодые американцы стараются тут же уехать. Причем они принципиально выбирают университет подальше от дома. Поговорить по телефону с матерью час – это считается подвигом. Американцы обмениваются такими анекдотами: «Твоя мама такая толстая, что ее видно на GPS»; «Твоя мама такая грязная, что террористы используют воду, в которой она моется, как химическое оружие». И это считается очень смешным. В свою очередь американцы не понимают нас. Когда я рассказывал своей бывшей жене-американке, как лечиться с помощью горчичников и банок, она не могла поверить, что люди добровольно могут подвергнуть себя таким пыткам. Похожую реакцию вызвал мой рассказ об ингаляциях над паром свежесваренной картошки, растирании салом, медом или водкой. Зато они пачками пьют антидепрессанты. Из-за этого «крыша» у американских школьников едет куда чаще, чем у их ровесников из других стран.
Катерина Кузнецова