По приглашению гавайского вождя Кахуны Эда Каиви на Гавайских островах побывал с визитом президент международного Фонда «Духовная Дипломатия» Михаил Моргулис. Аспирантка Колумбийского университета Мария-Анна Сегаль взяла у него интервью, в котором он поделился мыслями и впечатлениями от визита.
– Сколько занял ваш перелет из Флориды на Гавайи?
– В общей сложности, с пересадками, около 15 часов. Другой конец света!
– Можете навскидку перечислить с кем из лидеров стран вы встречались?
– С Горбачевым, Рейганом, Натанаяху, Лукашенко, Кравчуком, Акаевым, Хилари Клинтон… Особая встреча была с матерью Терезой, хотя она не лидер страны, но была лидером великих и прекрасных христианских дел…
– В каком месте Гавайев вы побывали?
– На острове Коуаи. Его называют остров-сад. Я раньше повторял, нет рая на земле, но Флорида ближе всех к раю. Но тут понял, ближе всех к раю этот остров-сад. Ну, представьте, высокие таинственные горы, рядом настоящие джунгли, и недалеко от них замечательные пляжи. Кстати, именно на этом острове аборигены в 1778 году убили, но не съели, капитана Кука. Хотя в своей веселой песне Владимир Высоцкий и обвиняет их в людоедстве. Это всемирно известная легенда, которую фактами опровергают гавайские ученые. Ну, об этой истории, в интерпретации местных жителей, я расскажу в эссе об острове, если оно напишется. Кстати, тут снимали знаменитые фильмы «Кинг-Конг» и «Парк Юрского периода». А в марте сюда подплывают киты и устраивают у острова свадебные игры.
– С какой целью пригласил вас вождь, как его еще называют, гавайский король Каиви?
– Мне кажется, его заинтересовала концепция Духовной Дипломатии, построенная на основе нашего отчаянного желания – останавливать конфликты в мире с помощью духовных ценностей конфликтующих сторон. На острове Кауаи живет особый человек, белый человек, помогающий бездомных детям мира, и исчезающим индейским племенам. Это чрезвычайно скромный человек, не желающий афишировать свою помощь. Я уверен, свои деяния он совершает во имя Бога. Понимаю, что это он немного рассказал вождю о наших духовных делах и мечтах.
– Расскажите о вожде Каиви?
– Ну, на фотографии вы видите, он весь в татуировках. Это не просто рисунки. Это священные слова из эпоса гавайского народа, это графическое изображении его королевской родословной, и истории его страны. Понятно, что практичные современные люди скажут, для этого есть книги, глобусы и т.д. Но гавайцы, люди малопрактичные. Это увлеченные люди. Увлеченные преданностью к земле и к своей истории. Они живут историей, они поют о своей истории. Не все, конечно, но вождь именно такой человек. Как поданный Америки, он воевал во Вьетнаме, лишился глаза. Когда я ему рассказал, что был во Вьетнаме на реке Меконг, где находился лагерь для американских пленных, на его лице отразилась боль того времени.
– О чем вы с ним говорили?
– Во-первых, это мужественный и мудрый человек, обладающий государственным умом и даром пророчества. Я записал с ним две телепрограммы, которые скоро покажут на христианском канале «Импакт» и, скорее всего, на других каналах. Извините за помпезность, но мы говорили о судьбах мира. О несовершенстве нашего мира. О возможных путях исцеления его глобальных болезней. Я говорил о моем понимании Спасения мира, о необходимом возвращении людей к Богу, к изначальному Христу, живому, меняющему нашу жизнь, а не только изображенному на картинах или в кино. Он же говорил о необходимости приобщения человека к земле, природе, солнцу, о возможности слияния наших тел и душ с Богом, который разлит в природе, об объединение с божественным началом, которое позволит получить доступ к знаниям предков, к «генетической» памяти. Можно сказать, что мы видим по-разному пути исцеления, но забота у нас общая. Я понимал, что он и его сподвижники, говорят о возрождении детского отношения человека к Богу. В общем, это то, что отличало первых христиан, от современного практичного христианства. Кстати, я недавно вспоминал нелюбимого мной философа Ницше, который упрекал христианство в том, что в нем исчезает священное отношение к земле, почве, праздничности жизни. Мне кажется, вот такое каноническое, бюрократическое отношение к Творцу ведет к высыханию животворящих ручьев христианства, к обмелению, высыханию, к безрадостности и безжизненности. Потому что Христос из живого Господа, сеющего тепло, добро, жизнь, касающегося людей пронзенными за них руками, превратился в молчащего далекого красивого идола, но от имени которого говорят люди, сами сделавшие себя Его наместниками на земле. Это происходит повсеместно, и в католичестве, и в православии, и в протестантизме. Поэтому христианство потеряло свое божественное ядро, т.е. небесное присутствие в нем, которое Он передал через Иисуса Христа.
– А что вождь думает о русских, ну, я имею в виду тех, кто говорит по-русски, и приобщен к славянской культуре?
– Вождь Каиви в 2009 году был два месяца в России, жил возле озера Байкал. Он вообще считает это озеро особым божественным местом на земле, говорит, что в Байкале много прекрасных тайн, которые людям еще предстоит разгадать. В России он делился гавайскими секретами лечения, под названием Хо’опонопоно, своими знаниями о квантовой физике, и о полинезийских символах сотворения мира. Он считает, что в русских (славянах) очень много душевного и духовного потенциала, больше, чем в европейских народах. И у него, по-простому, особая симпатия и любовь к русским (славянам). Он считает, что Россия должна участвовать в разработке полезных ископаемых на Гавайях, потому что, хоть Гавайи штат Америки, но особый штат, и его прерогатива заключать со странами отдельные договора.
– А где проходили ваши встречи?
– В основном, во владении вождя, т.е. эта часть острова, где находятся древние памятники полинезийской культуры, земля считается святой, называется, хэйо, буквально, храм. Здесь много величественных камней, которые символизируют для полинезийцев их историю, их эпос, их легенды. Эти камни служат местом для молитв, поклонения Единому Творцу. Возле одного из камней, вождь предложил меня помолиться по-русски. Этот валун символизирует зарождение жизни. Здесь же прошла запись наших телепрограмм. Во время встречи с вождем произошел трогательный эпизод. Пришли мать с 8-летней дочкой, прилетевшие сюда из России, с Дальнего Востока. Девочка стала петь полинезийскую песню. Как-то это было очень особенно: Среди древних гавайских камней, на фоне величественных гор, рядом с шелестящими джунглями, пела по-полинизийски, тоненьким голосом, русская белобрысая девчушка. И как-то сердце от этого сжалось.
– С кем еще вы встречались на острове?
– С очень интересным человеком Майклом Уайтом, фантастическим архитектором, построившим на берегу Тихого океана удивительный дом, и давший ему название – Цветок Жизни. Майкл собирает на острове кристаллы, я увидел кристаллы различной формы, различных цветов, и различного сияния. Майкл уверен, что и кристаллы являются отражением жизни, тайн и любви Бога. В доме Цветок Жизни я почувствовал Божье дыхание, и попросил у Майкла разрешение помолиться. И мы вместе молились, прося у Бога благословения для каждой страны, каждого народа, каждого сердца. Также я провел время в доме Кеннета Ханта, где ели персидский плов, приготовленный его женой иранкой, доброй, с лучащимися глазами. Сюда пришли несколько гавайских музыкантов и с ними племянник вождя Су Шим. Кеннет Хант возглавляет Гавайский культурный Фонд, помогающий гавайцам сохранять памятники старины, исторические места, предметы искусства.
– Что вам особо запомнилось?
– С моим другом, мы спустились в огромный грот, он заканчивался пещерой, на дне которой мерцало озеро. Полинезийцы называют его Озером драконов. Все вокруг напоминало картины далекого прошлого, причудливой формы камни, необычные витиеватые стены пещеры, и было ощущение какого-то личного прикосновения к древним событиям и тайнам. Мы искупались в этой мерцающей, синей, малоземной воде озера. На обратном пути, взбираясь по крутому склону пещеры, вспомнил слова царя Давида из Библии: «Жив Господь!». Вот это озеро, и эта пещера запечатлелись во мне. А еще, однажды в полдень, местный парень с добрым лицом, прислонился к стволу дерева, и заиграл на маленькой гавайской гитаре укуле́ле чудную мелодию, и запел о том, что не надо унывать, потому что любовь возвращается. Его песня звучала почти как молитва, на лице было блаженство, он пел о Гавайях. Мы стояли очарованные любовью и абсолютной искренностью этого паренька. Этот славный момент жизни я тоже хорошо запомнил.
– Может быть, есть какие-то обобщающие мысли?
– Мне казалось, что на этом острове побольше мира, чем в других странах. Здесь живут полинезийцы, но есть японцы, американцы, латиноамериканцы, китайцы. Да, это часть Америки, но и часть какого-то другого неведомого мира, наполненного ощущением радости от жизни. Неважно, богатый ты или бедный. Это ощущение радости я замечал на всех людях. Я видел христианские церкви, святые полинезийские места, индуистские храмы, и все было подчинено одной небесной гармонии, соединившейся в этом месте. Иногда мне казалось, что я на другой планете. Но всегда, недалеко от себя, видел прекрасное лицо Спасителя, который любовью благословил всех, и нас с вами.