На Сицилии открыт самый долгожданный монумент в истории Италии.
104 года назад в проливе, разделяющем континентальную Италию от Сицилии, разыгралась самая страшная в европейской истории трагедия. 28 декабря 5. 20 утра на дне Мессинского пролива произошло «Terremoto di Messina» – землетрясение магнитудой 7,5 баллов. Три толчка вызвали трехметровые цунами, все прибрежные города на востоке Сицилии и в Калабрии были разрушены.
Точных данных о жертвах нет, историки называют цифру от 100 000 человек. Самая кровавая драма разыгралась в древнем 150-тысячном городе-порте Мессина: там погиб или был заживо замурован каждый второй житель.
По стечению обстоятельств рядом с островом проводила артиллерийские стрельбы эскадра Балтийского флота. Императорский флот понес в русско-японской войне тяжелые потери, и спешно восстанавливался. Русские крейсера и линкоры ходили по всему Средиземноморью, в тот день у Сицилией оказались корабли «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров» и «Богатырь». Русские сразу высадились в Мессине и развернули масштабную спасательную операцию. Итальянцев доставали из руин, лечили, кормили, и защищали от мародеров. Спасли больше 2000 жизней, потеряв четверых моряков: спасатели умирали от переутомления.
Русских просто боготворили. Через сутки в Мессину прибыла итальянская королевская чета. Королева Елена навещала раненных на броненосцах и крейсерах, а король Виктор Эммануил III, обходя развалины, снимал шляпу и жал руки русским спасателям.
А вот с монументом приключилась странная история. Его задумали построить 101 год назад. По самым разным причинам создание памятника постоянно откладывалось. В России и в Италии спорили о том, какой скульптор должен ваять монумент, по чьему проекту, на чьи средства… Положили конец подзатянувшейся дискуссии две общественные организации: Центр Национальной славы и Фонд Андрея Первозванного. Монумент отлили в России по эскизам итальянского скульптора. Транспортный Ил-76 доставил его на Сицилию. В порт Мессины накануне открытия памятника зашел большой десантный корабль «Цезарь Куников» ВМФ России и высадил десант морской пехоты и оркестр Черноморского флота.
– Если бы не русские, я бы сейчас перед вами не стоял; моих деда и бабушку из завалов вытаскивали моряки императорской эскадры, – рассказывает иеромонах Алексис Мандранитотис, как он сам отрекомендовался журналистам: грек-сицилиец с 14 века.
И вообще, поделится воспоминаниями здесь полно желающих. Сеньора Мария Коста, чьих родных также спасали русские, читает нам свою поэму. Стихи посвящены «сынам Урала» и «мужам с Волги». Почему сеньора решила, что моряки-спасители были именно с Урала и с Волги, ни она сама, ни окружающие объяснить не могут (сицилийский не до конца понимают и континентальные итальянцы), но это и неважно. Все хотят выразить восхищение и признательность «ангелам, пришедшим с моря» – так в Сицилии и Калабрии называют русских моряков.
Такое ощущение, что трагедия произошла вчера, а не век назад. Можно представить, как бурно они выражали свою признательность сразу после трагедии. Впрочем, найти того, кто это знает, оказалось несложно.
Перед Кафедральным собором Мессины я встретил Александра Трубецкого. Князь, наследник известной русской фамилии, живет в Париже, специально прилетел на Сицилию – на открытие монумента.
– Об участии русских в спасении выживших в Мессине я еще ребенком узнал от своего отца, – говорит князь. – А он, в свою очередь, от своего отца – моего деда, известного русского философа Евгения Николаевича Трубецкого. Дед спустя год после мессинской трагедии путешествовал по Италии. На Сицилии, как только узнали, что он – русский, с него решительно отказывались брать деньги.
Для русских все бесплатно – стихийный порыв: в трактирах, гостиницах – да даже простые извозчики – хотели таким образом отблагодарить Россию.
… Кроме монумента в Мессине, мы открыли еще два памятника: памятную доску на калабрийском побережье в парке Реджо-ди-Калабрия (этот город тоже был полуразрушен во время землетрясения), а в сицилийском городе Таормино установили бюст императору Николаю II. Императора чтят за приказ оказать всемерную помощь итальянцам. Хотя спасательная операция началась еще до того, как в Петербурге узнали о трагедии.
Во всех трех городах открытия памятников стали шумными праздниками, а военно-морские оркестры России и Италии устроили настоящий музыкальный фестиваль. На Сицилии останавливались туристические автобусы, создавая непривычные для этих мест пробки, а многие горожане подпевали музыкантам. Калабрия зажигала по полной: там народ пустился в пляс.
Если возникнет желание посетить памятники и барельефы, то найти их несложно. Мессина есть на любой карте, Таормино и Реджо-ди-Калабрия – города в радиусе 10 км. от нее. В Таормино, который считается самым популярный среди европейцев курортом Сицилии, обещают открыть еще одну достопримечательность: аллею имени Анны Ахматовой. Хотя, памятуя местную неторопливость, произойдет это наверное еще нескоро. А пока можно поселится в «Сан Доменико»: это пятизвездочный отель, перестроенный из монастыря XV века. В его саду, сидя на любимой лавочке Ахматовой, среди роз и жасминов можно любоваться греко-римским театром и дымящейся Этной. У поэтессы здесь был и свой трон: в 1964-м, сидя на кресле, Ахматова устраивала аудиенции европейским поэтам.
В отеле-монастыре останавливался Уинстон Черчилль, в войну здесь разместил свою ставку фельдмаршал Кессельринг.
Таормина помнит также Набокова, Гете и Вагнера.
А теперь немного прозы. Ночь в номере «Сан Доменико» обойдется вам минимум в 400 евро. Есть в городе отели и попроще, но ниже 60 – 80 евро номеров в высокий сезон не реально.
Сократить расходы можно: для этого, как советуют сицилийцы, надо взять машину напрокат (от 45 евро в сутки) и селится в загородных отелях. Правда, местные машины не вполне привычны туристам из США и России, преобладают маленькие авто со слабыми, по меркам как русских, так и американцев, двигателями. Движение и поведение местных на дорогах, в целом, приемлемое, если избегать Палермо. Надо также приноровиться к горным серпантинам, где, порой, можно стать свидетелем странных и удивительных маневров. На моих глазах несколько раз водители крохотных «фиатов», пропускали огромные автобусами, виртуозно уходя на подъем задним ходом.
Нет проблем и с вылазками в континентальную Италию. Паромы ходят как электрички: каждые 40 минут из Мессины в Реджо-ди-Калабрия (цены и расписание – http://www.carontetourist. it/v2. 6_us/stretto.mvd). Начали уже строить мост. Проект ценой 6 млрд. евро войдет в книгу рекордов Гиннеса, как самый длинный висячий мост в мире: 3300 метров. Каждая из опор больше Эйфелевой башни. Считалось, что супермост по-настоящему распахнет ворота на Сицилию: турист сядет вечером в Берлине на скоростной поезд, а обедать будет уже в Палермо.
Проект энергично продвигал лично Сильвио Берлускони, но после его ухода строительство замедлилось. Сами сицилийцы к идее относятся сдержанно, а в Италии именно они слывут виртуозами долгостроя.
Так что пока – только паром. Кстати, возвращаясь с континента на Сицилию, обратите внимание на панораму порта. Лучший ориентир – фонтан с богом моря, которого туристы упорно называют Нептуном. На самом деле над портом возвышается фигура не Нептуна, а его сына Ориона. Композиция создана в 16 веке учеником Микеланджело. Ориона считают мифическим основателем Мессины. Всю историю которой можно изучать по античным мифам и томикам Гомера. Все отсюда: Сцилла и Харибда, корабль Улисса, Одиссей, нашествия карфагенян во главе Ганнибала, походы римских легионов. Кстати, сюда стремился Спартак, но предатели-пираты так и не перевезли его через Мессинский пролив…
Если смотреть с моря, то новенький бронзовый монумент нашим морякам-спасателям чуть левее величественного фонтана Ориона. Так что теперь и Россия – неотъемлемая часть этого перекрестка историй, миров и народов.