The Russian America - http://therussianamerica.com/russian_america
Как Америка будет торговать с Россией?

Super Admin
 
 Super Admin
 
 06/17/2012
 

Решающий момент

 

 

 

 

 

Кто нам Россия – друг, враг или друговраг? Этот вопрос повис в Конгрессе, пока законодатели решают, предоставлять или нет бывшему противнику Америки статус нормальных торговых отношений.

После распада Советского Союза в 1991 году в российско-американских отношениях были и взлеты, и падения, причем сегодня больше последних. Россия противодействует попыткам США пресечь иранские ядерные амбиции и осложняет усилия по изоляции Сирии.

В предстоящие недели Конгрессу предстоит сделать трудный выбор. Должен ли он выступить против нарушений прав человека в России, или ему следует поддержать более активное проникновение американских компаний в эту страну, где более 142 миллионов потребителей?

Законодатели обязаны сделать этот выбор, потому что Россия готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию. Это находящееся в Женеве международное объединение устанавливает правила и разрабатывает нормы международной торговли. Российский законодательный орган Государственная Дума займется ратификацией решения о вступлении в ВТО 4 июля. Похоже, она намерена направить своему бывшему противнику своеобразное послание на День независимости.

С 1970-х годов и эпохи холодной войны у России ограничен доступ к самой крупной в мире экономике. Россия является в основном экспортером сырья, глобальным поставщиком сырой нефти, природного газа и полезных ископаемых, таких как уран. Эти продукты невосприимчивы к мерам протекционизма и прочей несправедливой торговой практике. Однако Россия предлагает экспортерам со всего мира свой крупный рынок для поставок готовой продукции и услуг. А если она вступит в ВТО, то на нее будут распространяться те же правила, что и на остальных 155 членов организации.

«У нас очень сложные отношения с Россией, это несомненно», – говорит старший директор по международной политике из американской торгово-промышленной палаты Кристофер Уэнк . Эта организация своими лоббистскими усилиями поддерживает предоставление России статуса постоянных нормальных торговых отношений.

«Это сложно с точки зрения внешней политики ... но мы стараемся подчеркнуть, что статус постоянных нормальных торговых отношений нужен больше Соединенным Штатам, нежели России. Речь о том, чтобы предоставить американским компаниям равные с другими условия на российском рынке», – говорит Венк.

По мнению некоторых американских законодателей, проблема заключается в том, что предоставление России статуса постоянных нормальных торговых отношений станет наградой для ее авторитарного лидера Владимира Путина. Администрация Обамы пытается провести перезагрузку отношений с Россией, однако возвращение к власти Путина, антиамериканская риторика и обращение Москвы с диссидентами возмущает активистов-правозащитников.

«Путин, конечно же, осложнил ситуацию... и права человека соблюдаются там не в полной мере. Это совершенно очевидно, и конечно, Россия не является демократией. Это относительно мягкое авторитарное государство», – говорит старший научный сотрудник и специалист по России из вашингтонского Института мировой экономики им. Петерсона (Peterson Institute for International Economics) Андерс Аслунд.

Россия является одним из четырех столпов объединения, которое экономисты называют БРИК. Туда входят крупные развивающиеся экономические державы, занимающие все более важное место в глобальной экономике. Остальные члены БРИК это Бразилия, Индия и Китай. Хотя объемы двусторонней торговли США с Китаем и Бразилией продолжают увеличиваться, американский товарооборот с Россией, занимающей примерно 10-е – 12-е место в мире по размерам экономики, остается ничтожным. Россия не входит даже в первую тридцатку ведущих рынков для американского экспорта, а в прошлом году она заняла 14-е место по импорту в США, отстав от Индии и обогнав Бразилию. «Это говорит о том, что у американского бизнеса в этой борьбе большие ставки. По нашей оценке, американский экспорт в Россию за пять лет после ее вступления в ВТО может удвоиться, – говорит Аслунд. – Сейчас он смехотворно мал».

Объем американского экспорта товаров и услуг в Россию в 2011 году составил около 11 миллиардов долларов, отмечает он. Однако если Россия войдет в состав ВТО, а США нормализуют с ней торговые отношения, то к 2017 году он может вырасти в два раза, составив 22 миллиарда долларов.

Если России не предоставить статус постоянных нормальных торговых отношений, она получит возможность ограничивать объемы американского экспорта. На Россию до сих пор распространяется действие поправки Джексона-Вэника от 1974 года, предусматривающей торговые ограничения со стороны США. Хотя ее действие ежегодно отменяется на временной основе, чтобы двусторонняя торговля шла своим чередом, поправка сохраняется и остается крупным раздражителем в отношениях двух стран. Она исчезнет, если Конгресс примет закон, предоставляющий России статус постоянных нормальных торговых отношений. Однако, похоже, что Конгресс пока не готов устранить увязку между торговлей и правами человека. Свидетельством тому стал единогласно принятый комитетом по международным отношениям Палаты представителей законопроект о наказании нарушителей прав человека в России. Этот закон был назван именем российского юриста Сергея Магнитского, работавшего в Hermitage Capital Management. Он скончался в 2009 году в российской тюрьме, куда его посадили после того, как он разоблачил мошеннические действия государственных чиновников.

Закон Магнитского запрещает выдавать въездные визы в США тем лицам, которые причастны к его смерти. Правда, администрация Обамы заявляет, что такие меры уже приняты. Закон также дает Госдепартаменту широкую свободу действий по запрету на въезд в США и на пользование американской финансовой системой виновным в правонарушениях и злоупотреблениях россиянам. Аналогичные меры действуют в отношении лидеров таких государств-изгоев, как Иран и Мьянма. Некоторые люди утверждают, что это слишком грубый инструмент воздействия на Россию. «Проблема в том, что Россия просто находится в другой категории», отличающейся от этих государств, говорит эксперт по России профессор Кори Уэлт из Эллиотовской школы иностранных дел при Университете имени Джорджа Вашингтона. «Это затруднит наш диалог с Россией и создаст условия для дополнительной конфронтации в будущем», – заявляет президент Национального совета по внешней торговле Билл Райнш. Эта торговая организация действует в интересах крупных транснациональных корпораций США.

Сторонники закона Магнитского надеются приложить его в качестве поправки к закону о нормализации торговых отношений с Россией, что наверняка вызовет гнев у Москвы. Помешать этому – сегодня главная задача торговой палаты, которая утверждает, что на кон поставлены рабочие места в Америке. «Это в полной мере вопрос занятости, – говорит старший директор палаты Уэнк. – России нужно очень многое для развития инфраструктуры, ей нужна строительная техника и оборудование. Мы продаем очень много из того, в чем они нуждаются. Что касается нас, то вопрос стоит так: кто будет заниматься этими поставками – наши компании или европейцы с азиатами.

Кевин Холл