Знакомство с лидерами криминального мира могло служить причиной очередного отказа в выдаче въездной визы в США Иосифу Кобзону. Певец утверждает, что проситься в Америку больше не будет. «Наверное, это бюрократическая инерция, – предположил манхэттенский адвокат Джулиан Лоуэнфелд по поводу очередного отказа Госдепартамента США выдать въездную визу российскому эстрадному певцу Иосифу Кобзону. – Они, видимо, снова исходили из неподтвержденных слухов 20-летней давности».
Речь идет о статьях, которые появились в американской печати в середине 1990-х и содержали утверждения о связях Кобзона с русской мафией. Более подробно эти связи обсуждались в одном документе ФБР, выплывшем в 1996 году в преддверии судов над Вячеславом Иваньковым, обвинявшемся в США в вымогательстве и фиктивном браке с Ириной Ола, аккомпаниатором певца Вилли Токарева.
Знакомства с неординарными персонажами
Кобзон связи с мафией всегда отрицал, хотя подтвердил в интервью с вашим корреспондентом факт своего светского знакомства с Япончиком и другими неординарными персонажами.
Певец объяснял мне проблему с американской визой происками недругов бывшего московского мэра Юрия Лужкова, с которым был близок Кобзон, а впоследствии – интригами нью-йоркского бизнесмена Сэма Кислина, который это отрицал.
Адвокат Лоуэнфелд, хлопотавший о визе для Кобзона, пытается смотреть на дело оптимистически. «Раньше ему через 5 дней отказывали, – жизнерадостно замечает он, – а сейчас через 6 недель!».
Кобзон прошел собеседование в американском консульстве в Москве 15 марта.
Говорившие со мной юристы не исключают, что на сей раз получить визу певцу могла отчасти помешать заметная роль, которую играл в хлопотах за нее известный в Нью-Йорке импресарио, уроженец Воронежа Лев Трахтенберг.
«В Госдепе умеют пользоваться Гуглом», – заметил мне один местный адвокат, имея в виду, что не так давно Трахтенберг отсидел здесь срок, в том числе и за визовое мошенничество, и что упоминания об этом нетрудно найти в Интернете.
«Гастроли не состоятся»
Трахтенберг обвинялся в том, что привозил в США воронежских стриптизерш, выдавая их за участниц трупп Людмилы Гурченко и Аллы Баяновой.
Он, тем не менее, принимал видное участие в пресс-конференции в манхэттенском ресторане «Онегин», посвященной началу кампании в поддержку получения визы Кобзоном, и впоследствии неоднократно выступал на эту тему в печати.
12 апреля, например, ИТАР-ТАСС передал материал своего нью-йоркского корреспондента Олега Зеленина, в разговоре с которым Трахтенберг выразил опасение, что из-за задержки с визой запланированные гастроли Кобзона в США могут сорваться.
«Начало гастролей намечено на середину мая, – сказал Трахтенберг российскому агентству. – Мы понимаем, что даже если Кобзону сейчас дадут визу, то мы сможем с большим трудом провести рекламную кампанию, ведь за месяц никто это не делает... Дальнейшие проволочки могут привести к тому, что гастроли просто не состоятся, даже если вопрос будет решен положительно».
Сам Кобзон с самого начала оценивал свои перспективы пессимистически и говорил, что в случае отказа больше проситься в Америку он не будет. Как сказал он New York Times, до 1994 года он побывал в США чуть ли не 3 десятка раз, но в 1995 году Госдепартамент отказал ему в туристической визе, и с тех пор певец был в США всего один раз в мае 2000 года, когда он посетил Гарвардский университет в составе делегации Госдумы.
Он вернулся в Москву раньше срока, поскольку, по его словам, не нуждался в американских лекциях о демократии.
Трудности с визами
Кобзона пригласило в Америку на «прощальные гастроли» местное бюро путешествий Russian American Consulting (RAC), возглавляемое бывшим российским дипломатом Андреем Шурановым. Я спросил у него, является ли фирма Russian American, фигурирующая в криминальном контексте в вышеупомянутом документе ФБР за 1996 год, родственницей или предтечей его RAC. Шуранов с улыбкой заверил, что это совершенно разные фирмы.
Как сказал мне опытный манхэттенский юрист – бывший ленинградец Валерий Молот, – опротестовать отказ в американской визе теоретически можно, но успех далеко не гарантирован, и тем более в столь знаковом случае. Решение Госдепартамента по Кобзону явно не было скоропалительным.
Трудности, которые испытывают иностранные исполнители с получением въездных виз в США, в последние годы настолько усугубились, что New York Times на днях посвятила им пространную статью.
Проволочки обычно объясняются банальной волокитой, кивают также на климат, создавшийся в связи с терактами 11 сентября 2001 года, но результат таков, что иные иностранные артисты просто отказываются от гастролей в Америке. По данным министерства внутренней безопасности США, число заявлений на стандартные визы для зарубежных исполнителей сократилось с 2006 по 2010 год на 25%.
Владимир Козловский