Представители Северного арктического федерального университета (САФУ, расположен в Архангельске) рассказали об уже завершившихся и новых проектах, каждый из которых уникален. Так, в июне этого года должен стартовать проект «Плавучий университет». Планируется, что на борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов», которое в течение 30–40 дней пройдет по маршруту от Архангельска к Шпицбергену и обратно, будут проводить исследования не только взрослые ученые – сотрудники Севгидровета, Арктического и Антарктического НИИ, Океанографического института и т.д., но и 20–25 лучших студентов САФУ. Кроме того, молодые люди прямо на борту корабля будут слушать курс теоретических лекций. Для России проект «плавучего университета» уникален. Да и о зарубежных аналогах сотрудники САФУ не слышали. Некую «плавучую Силиконовую долину» собирались создать в США, но пока это лишь слухи...
Другой уникальный проект с участием САФУ – это экспедиции на Аляску. В прошлом году сотрудники вуза покоряли там горы в рамках экспедиции «Семь вершин Аляски», а чуть позже завкафедрой международного права Иван Вячеславович Савельев участвовал в экспедиции «Русская Аляска» вместе с коллегами из Рязанского университета, Русского географического общества, был среди путешественников даже представитель Русской православной церкви.
Это была уникальная экспедиция и первая по следам русских первопроходцев, активно осваивавших Аляску в XVIII–XIX веках.
– Иван Вячеславович, Аляска – это очень далеко... Как вы туда добирались?
– Действительно, это далеко. Я летел по маршруту Архангельск – Петербург – Амстердам – Детройт – Анкоридж. Одна ночь в Петербурге, одна в Амстердаме, шесть часов в Детройте, где-то весь путь занял 46 часов. Обратно чуть быстрее, потому что мы летели из Анкориджа во Франкфурт.
– Проблем с получением визы не было? Все-таки цель вашей поездки может выглядеть не особенно патриотичной с точки зрения американцев?
– Вы знаете, не было никаких проблем с получением виз, мы хорошо сотрудничали с посольством США в России. И видна была заинтересованность в сотрудничестве и с их стороны. Все понимают, что это наша общая история, и изучать ее надо совместно. Правда, когда мы встречались там с белыми американцами, они говорили: «Спасибо вам за Аляску, это была замечательная, выгодная сделка... Вы совершили большую ошибку, продав ее».
– Продажа Аляски Америке произошла в далеком 1867 году. Чувствуется ли там до сих пор русское влияние, в чем оно проявляется? Сколько осталось потомков русских?
– Могу сказать, что русское влияние там громаднейшее. Оно выражается в местном языке, архитектуре, именах (одного из индейцев в отдаленной деревне, например, звали Иван Андрианов), праздниках, обычаях, религии. На Аляске самое большое число православных в Штатах – около 10–12 процентов населения. Короче говоря, там русский дух, там Русью пахнет.
Правда, собственно русских там осталось очень немного. Потому что даже по договору о продаже Аляски они имели право уехать, и почти все уехали. Сейчас русские там представлены в основном старообрядцами, которые приехали туда уже в 40-е годы. Но что интересно, чуть ли не каждый второй местный житель (имеется в виду индеец, эскимос, алеут, то есть представитель коренного населения, а не американец-европеец, которых на Аляске большинство) говорит о том, что в нем течет русская кровь. И он этим очень гордится! То есть на вид совершеннейший индеец, но гордится русскими корнями...
– А русский язык?
– Носителей языка, к сожалению, практически не осталось. Дело в том, что до 50-х годов XX века, когда Аляска стала полноценным штатом США, она подчинялась напрямую американскому правительству. И там, мало того что на русском, коренному населению и на своем родном запрещали говорить. Но православная служба в церквях идет на треть на русском языке. Старые люди, допустим, пели нам колядки на русском. Но дословно все-таки не понимая, о чем поют, улавливая только общий смысл.
С другой стороны, в местном языке есть не менее 80 слов-заимствований из русского. Допустим, чай по-эскимосски – чаек, ложка – ложка, вилка – вилка, платок – платок и т.д.
– Как там обстоят дела в сфере соблюдения прав коренного населения?
– Права соблюдаются весьма неплохо. Вся территория Аляски делится на несколько так называемых корпораций местного населения, они получают федеральные деньги, деньги штата. А подавляющее большинство местного населения не работает, потому что, во-первых, живет на государственные пособия и, во-вторых, работу в деревнях найти очень трудно, те, кто ищет работу, едут в Анкоридж. При этом, когда их спрашиваешь, как они живут, отвечают: «Life is good», все замечательно. Они живут за счет ягод, рыбы, натурального хозяйства, помимо пособий.
Надо обратиться к врачу – обращаются в корпорацию – корпорация выделяет деньги. Надо купить моторную лодку – обращаются в корпорацию – корпорация выделяет деньги и т.д.
– Не спрашивали их, что было бы, если бы Россия не продала Аляску?
– Мы старались не задавать подобных вопросов. Американцы, которые нас принимали, были очень гостеприимными, и было бы как-то не совсем этично. С другой стороны, местные жители говорили, например, что холодная война между нашими странами была не нужна. Или совсем такие курьезы были – один из пожилых людей только от нас с удивлением узнал, что Советский Союз уже распался... А некоторые из них, мало того что о нас почти ничего не знают, так даже то, где находится столица США, им неизвестно. Хотя, допустим, фамилию Путин знают практически все, а фамилию Медведев не знает никто.
– В Россию никто не изъявил желания поехать?
– Там есть довольно большая доля православного населения. И Россия у них ассоциируется с центром православия. Вот местные священники в Россию ездят, поддерживают культурные контакты, но с целью все-таки перенять опыт и вернуться. И еще: белые американцы задавали нам вопрос, хотите ли вы Аляску обратно? С одной стороны, конечно, нам бы разобраться сначала с тем, что у нас уже есть. Хотя, с другой стороны, когда Америка покупала Аляску, у них у самих порядка не было...
– Визуально местные деревни похожи на русские?
– Да, если это старые здания, которые были построены более 40 лет назад, то это тоже срубы. Но новые – это уже типовые американские проекты, которые строятся за счет грантов, за счет американского правительства.
– А как у них с алкоголем?
– Это, кстати, вопрос интересный. До 50-х годов, когда Аляска стала штатом США, там очень активно употребляли спиртное. Сейчас спиртное во внутренних районах не продают вообще. Конечно, из-под полы всегда можно достать, но такого массового явления нет. И мне кажется, что подобный опыт и нам бы не помешал.
– И люди не ропщут?
– Вы знаете, не ропщут. Причем мы даже один раз попали на печальное событие – хоронили молодого парня, который, к сожалению, весьма сильно напился и утонул. Мы увидели такие безалкогольные поминки, и ничего. Зато курят они очень много...
– И напоследок расскажите немного об освоении Аляски русскими. Когда и как это происходило?
– Первые проникновения русских в этот регион были в 1740-е годы, начиная от экспедиции Витуса Беринга. В течение 18-го века было освоено побережье, а потом вплоть до 1867 года Аляску активно осваивали в глубину. Наиболее активное проникновение во внутренние районы было в 1820-е годы.
При этом русское население на Аляске всегда было очень малочисленным. Максимально – всего до 800 человек. Имейте в виду, что тогда в стране было крепостное право, у нас и в Сибири-то рабочих рук не хватало. А до Аляски добраться еще труднее.
80 процентов русских на Аляске – это были поморы, выходцы с русского севера, в небольшом количестве купцы из других регионов. С 1799 года Аляска управлялась Русско-американской компанией. Де-юре она была самостоятельной, де-факто выполняла те функции, которые возлагало на нее наше государство. Эту компанию можно сравнить с Газпромом, через который сейчас российское правительство проводит свою политику.
Также на Аляске были креолы, порядка 5 тысяч человек, потомки русских и местных жителей. В свое время российское правительство серьезно о них заботилось, они имели возможность учиться в Петербурге, в Иркутске, среди них распространялась грамотность, проводилась вакцинация и т.д. То, к чему современная Америка пришла, наверное, только к середине XX столетия, на русской Аляске было уже тогда.
Иван Чернов