Солженицын вновь становится врагом?
Жесткий выпад в «Литературной газете» против нобелевского лауреата, эмоциональный ответ его вдовы и молчание Кремля – об этом пишет Никола Ломбардоцци в статье, напечатанной в газете La Repubblica. «Как будто вновь заработала машина времени. В путинской России, которая с каждым днем становится все больше похожа на СССР, под прицелом вновь оказался давний враг режима: Александр Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе, автор «Архипелага ГУЛАГ» и «Одного дня Ивана Денисовича», который рассказал миру о пережитых им самим ужасах исправительно-трудовых лагерей для диссидентов. Многих заставил содрогнуться тот факт, что удар был нанесен со стороны «Литературной газеты», которую сейчас читают немногие ностальгирующие, но которая с 1929 года является официальным органом Союза писателей, главного инструмента идеологического руководства страны», – пишет корреспондент. Первый удар по памяти великого диссидента, ушедшего из жизни в 2008 году, нанес главный редактор издания Юрий Поляков, знаменитый в России писатель, прославившийся романами, вдохновленными его опытом комсомольского вожака и патриотическим пылом. Он настолько авторитетен, что был советником Путина по выборам. Это большая ошибка, пишет Поляков, изучать в школе произведения Солженицына, который «не просто уехал в свое время из Советского Союза (а СССР, хотим мы того или нет, по сути, одна из политических версий исторической России), но фактически призывал американцев начать против него войну». Но этого оказалось недостаточно. В большей степени, чем на образ самого писателя, Поляков нападает на его произведения и на его свидетельства: «Архипелаг ГУЛАГ» следует интерпретировать как художественный вымысел, а не как корректное отображение реальности, пишет главред. Между тем, уже идет подготовка к празднованию столетнего юбилея писателя, произведения которого включены в программу средней школы. Путин неоднократно прославлял писателя, подчеркивая его патриотизм, основанный на священных ценностях России, пишет автор статьи. «Литературная газета» опубликовала и ответное письмо вдовы писателя Натальи Светловой, которая напомнила Полякову, что «Солженицын не «уехал», а был насильно депортирован («выдворен») из страны специальным правительственным указом. Солженицын в феврале 1974 года прошел через арест, тюрьму «Лефортово», аэропорт Шереметьево, пассажирский самолет, где его охраняли восемь агентов КГБ: они-то и вытолкнули писателя на трап, когда самолет приземлился во Франкфурте-на-Майне, а арестант до последней минуты не знал, куда летит». Она также напомнила, что Александр Солженицын подвергался нападкам со стороны американских СМИ за шедшую вразрез с официальной позицию по Вьетнаму, Косово и Сербии. Вопрос о Солженицыне уже вышел за рамки «Литературной газеты». В интервью популярной «Российской газете» молодой известный театральный актер Евгений Миронов заявил: «...Гнусность тона и лживая суть обвинений в его адрес заставляют с содроганием вспомнить о самых мрачных страницах в истории нашей страны. История все расставит по своим местам, хотя и сейчас уже в общих чертах очевидно, какое место в ней займет Солженицын, а какое – Поляков. Пусть Ваши высказывания в адрес великого русского писателя и мыслителя останутся на Вашей совести». «Дискуссия началась. Кремль молчит. Преуменьшение значения русского диссидента может вновь стать полезным в период изоляции и напряженности, аналогичный сегодняшнему. Но, быть может, прежде стоит понять, куда ветер дует?» – пишет автор статьи. Остается добавить, что сама «Литературная газета» под руководством Полякова превратилась в последние годы в маргинальное издание. Мне, в частности, довелось на днях прочитать литературный сборник «Московский год прозы» выпущенный «Литературкой». С сборнике были собраны рассказы около тридцати активно работающих писателей России. Не буду перечислять имена. Скажу просто, что читать эти рассказы было скучно и неинтересно. Было жаль тратить время на псевдолитературу, где между делом вставляются политические сентенции о враге-Америке. С трудом дочитал до конца несколько опусов, а остальные просто не осилил. Это – не литература. Это – литературщина. Как в советское время, когда были писательские организации, которые диктовали, куда идти тем, кто умеет хоть как-то слагать слова в предложения. Только сегодня такую тупость непросто навязать народу. Сегодня всем доступна реальная, настоящая литература. Все знают реальную цену «московской прозы» и гениального «Одного дня Ивана Денисовича».
|