Недавно в Сан-Франциско и Беркли проходил 3-й международный фестиваль русского хорового искусства под названием «Сокровища тысячелетней давности: Панорама русской хоровой и вокальной музыки». Два предыдущих проводились в Бостоне в 2010 и 2012 годах. В этом году, наконец, Фестиваль впервые состоялся в Калифорнии. Идея проведения подобных фестивалей принадлежала Рахманиновскому хору Америки. Организаторы (Рахманиновский хор Америки) задумывали их для знакомства американской публики с уникальным национальным наследием – русской хоровой церковной культурой. Что же до русскоязычной публики – для каждого русского в музыке этой заложен огромного значения смысл.
Организаторы нынешнего фестиваля представили американской аудитории не только классическую и народную музыку, но и неповторимую русскую вокальную школу, включающую в себя исполнение во всей палитре голосовых тембров. Программа фестиваля была с благодарностью и восхищением встречена калифорнийской публикой. Глубокое впечатление от услышанного, в первую очередь, связывалось с прекрасно подобранными музыкальными произведениями, во-вторую, – с очень высоким мастерством исполнителей, и, в-третьих, с представлением замечательных талантов солистов.
На концертах в Калифорнии выступали мужской и женский хоры «Славянка» (художественный руководитель Ирина Шачнева, исполнительный директор Пол Эндрюс); хор Храма «Во имя всех Святых» из Бурлингейма (худ. руководитель Андрей Руденко); хор Кафедрального собора «Пресвятой Богородицы» из Сан-Франциско (худ. руководитель Владимир Красовский), мужской хор выпускников Йельского университета (дирижеры Алекс Кузьма и Пол Эндрюс), фольклорные ансамбли «Китка» и «Кострома».
С незабываемым эффектом звучали голоса солистов: баса-баритона Михаила Прохорова, сопрано Елены Гуревич и Ольги Франс, меццо-сопрано Ольги Буковской. Они исполняли арии из опер Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и Глинки. Истинный восторг у зрителей вызвали выступления контратенора Андрея Немзера (победителя конкурса Metropolitan Opera 2011) и баса Михаила Светлова (солиста Большого театра и Metropolitan Opera). Андрей Немзер пел романсы на музыку Рахманинова, а Михаил Светлов подготовил оперные арии и русские народные песни из шаляпинского репертуара.
Реакция аудитории поражала неистовым энтузиазмом: крики «Браво!», залихватский свист (увы, в театре это знак высокого одобрения) и грохот аплодисментов. И можно ли представить таковое восприятие церковного хорового пения, которое преимущественно слушается в обстановке отрешенной сдержанности!
Итак, пять вечеров, пять различных программ. Первое представление проходило 3-го августа в Первой Унитарианской церкви Сан-Франциско с темой «Небеса и Земля: Корни русской хоровой музыки». Исполнялась русская литургическая музыка П. Чеснокова, М. Константинова и Б. Калистратова, Д. Бортнянского, В. Пономарева и др., а также народные обрядовые песни.
7-го августа в той же церкви был организован класс по теме «Приди, пой, слушай и учись», где кроме исполнения литургической хоровой песни, давались «Три вокальных мастер-класса», представленных как американскими, так и русскими музыковедами и преподавателями церковной вокальной школы.
8-го августа второй концерт в Епископальной церкви св. Марка в Беркли о «Золотом веке Русской вокальной музыки». Здесь демонстрировалось хоровые композиции великих русских композиторов 19-го века.
9-го августа еще одно выступление под названием «Божественная и мирская, древняя и современная» знакомило с вековой традицией исполнения церковного пения мужскими голосами. Сюда был включен широчайший мужской песенный репертуар от озорных народных, а также военных песен, до глубоко трогательных баллад, отражающих чувства потери и изгнания.
Наконец, в заключительный день фестиваля 10-го августа состоялся гала-концерт под девизом «Сокровища 1000-летия: панорама русской хоровой и вокальной музыки». Он как бы суммировал все стороны древнего и современного русского хорового искусства, представленные зрителям в предыдущие дни.
На сцене Первой Конгрегационной церкви в Беркли, заполнив ее по всей площади, стояли объединенные четыре мужских и женских хора и со всей мощью и профессиональным мастерством исполняли лучшие партии, среди которых вы снова слышали древние духовные религиозные песни, молитвы, гимны, а также обрядовые песни с приплясом.
Завершился концерт величественным звучанием гимна М. Глинки «Славься!» из оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Духовный подъем, высоконравственная любовь к царю и чувство национального объединения по случаю окончания войны, которые хотел передать в гимне великий русский композитор, были с восторгом услышаны и русскими и американцами. Зрители долго аплодировали стоя. Эти аплодисменты заслуженно принимали также художественные руководители хоров и организаторы концертной программы Ирина Шачнева, Пол Эндрюс, Ольга Франс и др.
А после концерта за кулисами состоялся банкет, на котором Пол Эндрюс предложил участникам спеть «Долгие лета!» Ирине Шачневой. Что и было сделано в знак ее необыкновенного энтузиазма и преданности хоровому искусству. Заслуживают большой благодарности технические работники фестиваля, финансовые спонсоры, как индивидуальные так и организации. Особенно приятно видеть среди спонсоров Конгресс Русских Американцев и всем здесь знакомую фамилию Наташи Сабельник, бессменного организатора многих представлений. Спасибо, Наташа!
А фестивалю – «Долгие и счастливые лета!»
Т. Савина,
Калифорния