Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что России и США может понадобиться «перезагрузка 2.0». В серии интервью российским телеканалам министр сообщил, что Россия заинтересована в нормализации отношений с Соединенными Штатами, а на Украине пошел «мирный процесс», и надо вести речь о политическом урегулировании. В то же время Лавров пообещал, что Россия обновит ядерные и обычные арсеналы, хотя и не ввязывается в новую гонку вооружений. Также был озвучен ряд традиционных претензий к США и НАТО, где «еще не избавилась от менталитета «холодной войны».
Лавров выступил с большой речью на Генассамблее ООН. В воскресенье 28 сентября высказывания министра прозвучали в двух телеинтервью: одно он дал российскому «Пятому каналу», другое – каналам «Россия» и RT. Заявление о возможности новой «перезагрузки» (так называли активизацию межгосударственных контактов между Россией и США во время президентства Дмитрия Медведева) Лавров сообщил «Пятому каналу», агентство Reuters вынесло этот факт в заголовок материала с высказываниями министра. По словам Лаврова, Россия заинтересована в нормализации отношений с США.
Глава российского МИД констатировал, что в настоящее время все российско-американские программы по борьбе с терроризмом, наркотрафиком, пиратством заморожены. «Я регулярно беседую с госсекретарем США Джоном Керри, есть другие каналы общения, – отметил министр. – От этих контактов мы не уходим, но не можем заставить американцев с нами дружить или хотя бы слышать нас... Главная проблема в том, что мы абсолютно заинтересованы в нормализации этих отношений, но не мы их разрушали... И теперь требуется то, что американцы, возможно, назовут «перезагрузкой», термином, придуманным при администрации президента США Барака Обамы после серьезного отката наших отношений в последние годы нахождения у власти Джорджа Буша. Сегодня уже нынешняя администрация разрушает во многом ею же создававшиеся совместно с нами структуры сотрудничества».
Комментируя статью Барака Обамы и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона в газете The Times, в которой Россия упомянута в числе главных врагов США, Лавров заявил, что это «не укладывается ни в какие рамки, просто «за гранью добра и зла». «Ровно в тот момент, когда эта статья за авторством Обамы и Кэмерона писалась и публиковалась, к нам обращались американцы с предложением подумать, как мы можем более эффективно сотрудничать в борьбе с терроризмом, в частности, с тем самым «Исламским государством», – добавил он.
НАТО еще не избавилась от менталитета «холодной войны», заявил Лавров в другом интервью – телеканалу «Россия».
«Та скорость, с которой НАТО в рамках украинского кризиса перешла к жесткой конфронтации, к совершенно неприемлемым, односторонним, бездоказательным обвинениям в наш адрес – все это показало, что НАТО еще не избавилось от менталитета холодной войны, – констатировал Лавров.
«Это очень печально, потому что мы выстраивали наши отношения еще после кавказского кризиса, – заметил глава МИД. – Мы тогда обратились – так как там служили наши миротворцы – с просьбой немедленно созвать заседание Совета РФ-НАТО. Американцы сказали: «Нет, никакого Совета РФ-НАТО не будет, и вообще за то, что вы делаете в ответ на действия Саакашвили, мы Совет замораживаем». Потом западники к нам сами пришли, сказали: «Знаете, это была ошибка». Они сейчас сами повторяют те же самые ошибки – хотя послов они оставили, но все структуры практического взаимодействия закрыли».
По мнению главы МИД РФ, «холодная война» сейчас – другого плана, нежели была раньше, она идет в информационном пространстве. «В той, классической «холодной войне» тоже использовались СМИ, но это несравнимо с тем, что сейчас можно делать, учитывая интернет и все его возможности», – подчеркнул российский министр.
Мирный процесс на Украине пошел; теперь предстоит вести разговор о политическом урегулировании, заявил также Лавров «России». «По крайней мере, люди если не перестали гибнуть совсем, то резко снизилась интенсивность обстрелов, случаи жертв сократились, противостоящие силы отводятся на 15-километровое расстояние от линии соприкосновения, отводится тяжелое вооружение, будут заниматься мониторингом наблюдатели ОБСЕ, – отметил министр. – Процесс пошел, дальше предстоит вести разговор о политических аспектах ситуации, о политическом урегулировании».