На самый масштабный фестиваль ленд-арта Burning Man, который проходит в пустыне Блэк-Рок, штат Невада, каждый год съезжаются 70 тысяч человек. В песках, вдали от цивилизации, люди строят арт-объекты и инсталляции, устраивают перформансы, разъезжают на вычурных арт-карах и велосипедах. В 2014 году на фестивале организовали официальный русский лагерь. Россияне Даша Зеленская и Катя Винникова рассказали о том, как они построили в песках Большой театр и провели вокруг него олимпийское шествие.
Идеология
Burning Man – крупнейший международный фестиваль, который организуется по принципу leave no trace. 70 тысяч человек возводят город в пустыне, который после окончания фестиваля бесследно исчезает. Это условие от индейцев из Невады, которые владеют этим местом. Во время фестиваля есть такая распространенная игра – «Найди окурок». Все очень активно отдыхают, но при всем желании вы не найдете там ни одного окурка, даже если будете его искать. Каждый убирает за собой. Каждый сам привозит еду. Питьевая вода – тоже одна из проблем, ее надо везти с собой. Организаторы закупили воду для душа, мытья посуды и приготовления пищи. Ты должен полагаться на себя и отвечать за себя, рассчитывать только на свои силы – и это одна из основных заповедей Burning Man. Просто представь, что ты в одиночку едешь на необитаемый остров, никто о тебе там не позаботится. Конечно, до бернеров это доходит не с первого раза. Но со второго или с третьего люди проникаются.
На Burning Man нет спонсоров, нет денег, там ничего нельзя купить. Все делается силами комьюнити. Каждый вносит свой вклад. Все бары на Burning Man бесплатные, тебе нальют коктейль, но предложат что-то сделать взамен. Например, убрать мусор.
Ты можешь кому-то что-то подарить, но не ожидай ничего взамен. Мы привезли на фестиваль матрешки, шапки со звездами. Самый популярный сувенир – стакан с советской символикой. На Burning Man надо везде приходить со своим стаканом, они все время теряются. А этот пристегивается к поясу, его сложно потерять.
Сообщество
Впервые мы попали на Burning Man в 2007 году. Все русские, которые туда приехали, были иммигрантами, из Москвы доезжали единицы. Поэтому найти единомышленников было сложно. Мы решили создать страницу на тогда еще не очень популярном Facebook. С развитием этого ресурса начали находиться новые бернеры – и русские, и американские, и восточноевропейские. Два года назад нас нашел региональный представитель фестиваля и спросил, кто ведет страницу, а после предложил стать русскими представителями. Мы организуем встречи и официальные мероприятия: например, ежемесячные собрания Burners Bar в клубе Rodnya. Есть еще одно важное мероприятие – «Декомпрешн». Оно проходит осенью, когда все бернеры собираются, разгерметизируются после пустыни, делятся историями и планами на будущее. В 2014 году Декомпрешн пройдет в конце ноября.
В 2013 году на Burning Man из России поехала большая команда «Колыбель мира» – 30 увлеченных ребят, часть которых из команды «Пустых холмов», а другая из «Мостостроя». Они построили на фестивале космическую станцию, чем произвели фурор и заявили о себе на весь мир. Все были возбуждены, ведь эти русские ребята никогда не были на Burning Man. Большинство из них даже не были до этого в Америке. После фестиваля мы познакомились и стали работать рука об руку, а спустя год организовали официальный выезд двух русских проектов на Burning Man.
Организация
Территория фестиваля разделена на секторы, существует целая наука, как все проектируется и строится. Все места распределяются заранее, в зависимости от количества человек в лагере и его художественной ценности. Есть тематические лагеря, куда можно прийти, что-то посмотреть, съесть, поиграть, а есть лагеря, где просто живут люди.
Билеты на фестиваль практически невозможно купить (их молниеносно разбирают), но можно выиграть, участвуя в лотерее. В определенное время ты должен зайти на сайт Burning Man, предварительно зарегистрироваться, и с помощью специального кода войти в систему. Возможно, тебе повезет, и ты выиграешь свой билет. Никаких гарантий нет, поэтому участники стараются не вкладываться в подготовку, пока не обеспечат себе проход. У нас был большой вопрос – как гарантировать людям, которые с нами поедут, что они туда попадут. Были квота на строителей и на библиотеку, но это не покрывало всех участников лагеря.
Организаторы Burning Man могут дать грант на строительство вашего лагеря, если посчитают его идею ценной. Обычно деньги дают только на арт-объекты, а лагеря просто утверждают. Могут и отказать в заявке из-за какого-нибудь инцидента: если вы плохо за собой убрали в прошлом году или у вас произошел несчастный случай. В Москву приезжала региональный директор фестиваля Меган Рутильяно участвовать в урбанистическом форуме на «Стрелке». Во время своего визита она пришла к нам на ежемесячную встречу, увидела, как все организовано. Она пообещала позаботиться о том, чтобы все ребята из нашей команды попали на мероприятие. В начале лета руководство Burning Man приняло решение выдать нам билеты. Это, кстати, не распространенная практика.
Планирование бюджета началось зимой. Мы собирали опыт организации лагерей русских, американских, они делились с нами своими бюджетами, закупками и даже тем, что осталось на складах. В подготовке бюджета нам очень помогла наша подруга и финансовый директор Катя Мордикова. Также нам помогал Олег Захаров – многолетний бернер. Бюджет русского лагеря в итоге составил по 400 долларов на каждого из 85 участников, то есть 34 тысячи долларов в сумме. Все бернеры внесли деньги, и еще нам сильно помогли меценаты – Виктор Такнов, Александр Михеев, Салават Тимирясов. Также у нас был грант в 500 долларов на строительство нашей библиотеки.
Русский лагерь
Когда ты приезжаешь на Burning Man – сложно оставаться в стороне. Странно быть не в костюме, странно не украсить свой велосипед, странно не светиться ночью всеми цветами радуги. Хочется вложиться и сделать что-то большее, помимо своего внешнего вида. У всех возникает такое желание, это стандартная история. Наш лагерь был более-менее интерактивный, это была открытая сцена. Любой желающий мог прийти и выступить. Приходили какие-то безумные фокусники, джазовый ансамбль (приходила девочка-организатор, пела со своей группой), были Mind Games, интерактивный бал Сатаны. Приходило очень много заинтересованных людей, на которых не хватило в этот раз времени, типа брейкдансеры и желающие провести разные мастер-классы. У нас также была разработана и собственная разноплановая программа – утренняя йога, гала-ужин, перформансы. Для работы над перформансами мы пригласили актера Донатаса Грудовича. Он организовывал олимпийское шествие и бал Сатаны из «Мастера и Маргариты».
– Burning Man – как компьютерная игра. В какой-то момент ты забываешь обо всем и становишься диким, первобытным. Я организовывал там два перформанса – Зеркальную демонстрацию и демоверсию перформанса «Ночь шепота», который происходил в полной темноте. Зрителям завязывали глаза, они заходили в некое закрытое помещение с множеством препятствий и искали выход. Атморсфера была на грани чего-то мистического и эротического: пока участники искали выход из темноты, их кто-то щупал и трогал. Этот перформанс всем понравился.
Зеркальная демонстрация была сделана на тему прошедших Олимпийских игр в Сочи, было целое олимпийское шествие с настоящим факелом, который мне одолжил олимпиец. Кстати, факел одноразовый, зажечь его заново было очень сложно. В аэропорту все очень удивлялись: «Что это такое? Не оружие ли это?» И даже не хотели нас пропускать. Зеркальная демонстрация – это перформанс для настоящей демонстрации. Концепция состоит в том, что вместо транспаранта используются зеркала. То есть отражаются не ваши лозунги, а то, что вокруг. Впервые мы проводили Зеркальную демонстрацию на Чистых Прудах в мае 2012 года. Тогда у нас в зеркалах отражался «ОккупайАбай», омоновцы, какие-то нетрезвые зеваки. В общем, Россия отражалась, ну и конечно, весна. А на Burning man отражались толпы веселых людей на странных арт-карах – один в форме носорога, другой – в форме космического корабля.
Третий перформанс был посвящен грядущему 70-летию Великой Победы. Я был в образе слепого солдата с перебинтованной головой, вместо глаз – кровь на бинтах. Солдат двигается на ощупь, в руке у него окровавленные белые шарики. Этот перформанс очень странно смотрелся на фоне пустыни и на фоне всех этих танцующих людей.
Наши строители не удержались и построили прототип пирамиды прошлого года. Получился такой тент, где мы отдыхали. Тень – важная часть любого лагеря на фестивале. В жаркие часы передвижение становится невозможным, нужно прятаться от солнца. Также у нас был потрясающий огромный театр с колоннами, который возвышался над всеми соседними лагерями. Его было отовсюду видно, он очень необычно смотрелся.
Мы долго искали строительную команду, но ребята сделали все практически вдвоем – Сема Паяин и Олег Толстой. Им помогал Рауф Асадов, наш прекрасный учитель по йоге. В последний момент присоединилсь два опытных бернера из Лос-Анжелеса – Петя и Максим. Это была основная строительная бригада, помимо тех ребят, которые помогали уже на площадке. А помогали все.
Помимо театра у нас был еще один проект – библиотека русской классической литературы. Лари Харви, идеолог фестиваля, предложил сделать кросс-культурный павильон. Там собрали 20 проектов со всего мира, представляющих региональные бернерские комьюнити. Мы попали в двадцатку, и нам выделили небольшой грант. Проект библиотеки вела Анна Ская, бернер с десятилетним стажем. Мы приготовили для библиотеки 1 500 русских книг: часть привезли в чемоданах российские участники, часть подарили русские иммигранты, которые живут в Америке. Папа Анны Скаи, который живет в Лос-Анжелесе, отдал огромную часть своей русской библиотеки, чтобы наш проект был реализован. Еще общественная библиотека Friends в Сан-Франциско по-дружески пожертвовала нам около 350 книг русских классиков.
В нашей библиотеке проходили чтения, гости играли в Russia playa name. Человек выбирал полюбившуюся ему книжку, гадал по ней, а все остальные выбирали ему русское имя. Еще были спиритические сеансы – вызов великого духа. Нам повезло, что с нами на фестиваль приехали отпрыски знаменитых писателей. Например, Катя – прапраправнучка Чернышевского.
Надо понимать, что, если у тебя нет вообще ничего и ты оказываешься на фестивале вне лагеря и стоишь один голенький на плае, тебе всегда все дадут – оденут, помоют голову, сделают массаж, интимную стрижку, накормят чем-нибудь вкусным, дадут шампанского и отправят гулять. При этом это будут делать три с половиной тысячи человек, где каждый отвечает кто за стрижку, кто за шампанское. Все будут делать с удовольствием, с радостью, с полной отдачей.
Даша Зеленская,
Катя Винникова