Мы ехали в Сент-Луисский аэропорт. Времени до самолета было еще предостаточно, поэтому увидев надпись Фергюсон, мы решительно свернули с хайвея.
Пригород Сент-Луиса с 20-тысячным населением, в основном, чернокожим, стал печально знаменитым на всю страну 9 августа этого года. В этот день сотрудник местной полиции Даррен Уилсон застрелил 18-летнего чернокожего Майкла Брауна при попытке задержания. Очевидец событий рассказала, что видела, как между Уилсоном и Брауном произошёл спор. Полицейский стал стрелять в Майкла Брауна, тот поднял руки, но Уилсон стрельбу не прекратил. Фергюсон выглядит типичным городком, каких сотни на Мидвесте. Несмотря на то, что в городе основная масса населения – чернокожие, многие из которых относятся к категории беднейших слоев населения, городок производит впечатление чистенького и ухоженного.
Возле ближайшей автозаправки замечаем небольшую группу людей с плакатами в руках. Подъезжаем. «Справедливость для всех, а не только для белых!» «Долой полицейский беспредел!»
Группой руководит афроамериканка лет пятидесяти. Знакомимся.
– Спутник, – представляется она. И видя наши недоверчивые взгляды, повторяет:
– Спутник. Родилась в пятьдесят седьмом году, когда ваши Советы запустили в космос первый спутник, вот родители меня и назвали так.
Мы спрашиваем у Спутник, как сейчас обстановка в городе, месяц спустя со дня убийства темнокожего подростка.
– Сейчас, кончено, уже спокойнee, – говорит Спутник. – Сразу после убийства Майкла Брауна беспорядки были, конечно, серьезные. Полиция применяла резиновые пули, слезоточивый газ и светошумовые гранаты. В городе ввели режим чрезвычайной ситуации и комендантский час. В ночь на 18 августа наш губернатор Джей Никсон подписал указ о введении в город Национальной гвардии… Что тут творилось!.. В ходе беспорядков полиция хватала и задерживала десятки человек... Я не скажу, что швырять коктейли Молотова в полицейских – это здорово, но полицейский беспредел в отношении нас, афроамериканцев, в Фергюсоне надо было как-то останавливать. А не то на месте Майкла Брауна завтра будут десятки других черных подростков.
Кстати, я раньше неплохо знала родителей Майкла, и его самого малышом трепала за пухлые щечки. Что бы ни совершил этот парень, пусть даже что-то украл – расстреливать безоружного 6 пулями – это брутально.
Мы спрашиваем Спутник, до кого они хотят сейчас достучаться своими плакатами?
– До городских властей, до властей штата Миссури. Да и нашему правительству в Вашингтоне не мешает оторвать свои задницы от мягких кресел и посмотреть, что расовые бунты так просто не случаются. Черный президент – это одна сторона медали, а маленькие городки, как наш, с полицейским беспределом в отношении черных – другая. И эти миры абсолютно не пересекаются…
Ольга Тарасова