На этом озере люди борются со смертью. Это даже не вполне озеро, а небольшой горячий источник. Индейцы называли его Фонтаном Молодости. У них существует легенда, суть которой в том, что старый вождь женился на молодой индианке, и племя стало подсмеиваться над их браком. Тогда молодая жена послала его к «Фонтану молодости», чтобы вождь омолодился. Ну, вот он пошел в далекие края, добрался, искупался, омолодился, стал возвращаться, но вот беда, недалеко от родного вигвама его настигла вражеская стрела. И все же он дополз до своей молодой жены, и умер у нее на коленях, помолодевший, и как рассказывает легенда, счастливый.
Крошечное озеро во Флориде, с горячей сероводородной водой, называемое минеральным источником, завладело вниманием эмигрантов из бывшего СССР. И заинтересованные своим здоровьем граждане, вслед за индейским вождем, стали постоянно приезжать сюда лечиться. Вначале появились жители Бруклина и других мест рассеяния русскоязычного населения США. Задумались о здоровье и другие, стал наезжать сюда и православный люд, а также евангельские христиане, баптисты и пятидесятники. Поэтому, озеро можно условно разделить на плавучую синагогу, плавучие православную и евангельскую церкви, а еще плавучий католический костел, за счет значительного количества плавающих поляков. Русский одесско-еврейский акцент довольно уверено затмил польский и западноукраинский языки, на котором изъяснились другие озерные представители. Надо сказать, что по запасу удивительных слов, манере разговора, и громкому звучанию, эти языки проигрывали мощному словесному излиянию жителей Бруклина и родственных ему мест. Ну, представьте себе, что над сероводородной поверхностью безапелляционно громко звучит крепкая смесь русского, одесского, еврейского содержания. И говорится это с таким растягивающим неповторимым самоуверенным выражением.
– Фира, дорогая, а где же сегодня ваша чудесная большая шляпа?
– А зачем она мне на озере. Я ведь здесь дышу головой!
Народ на озере, в основном, весьма пожилой. Глядя на плавающие головы в немыслимых шляпах, с монументальными козырьками, похожими на рыцарские забрало, вспоминаются произведения, типа «Никто не хотел умирать».
Здесь вы увидите все потаенное, в обычной жизни прикрываемое одеждой. И распухшие слонообразные ноги, и раздутые вены, и опухоли, искривленные спины и руки, все то, что часто настигает человека в старости. И желание, во что бы то не стало забыть об этом, и потому старческое наказание прикрывается разговорами о другом, бытовом, бессмысленном.
На всех проживших жизнь лицах лежит потеря. У каждого в горле и сердце застыли слова: Ах, как прекрасна была молодость! Но эти слова здесь не произносят. Это табу, это путь к слезам, которые никто не увидит. Все оживленно разговаривают о пустячных, ничтожных делах, о которых, наверное, даже Бог не знает. Но Бог знает, что в их головах плавают туманы прошлого, где живет молодость, красота, и прекрасная глупость поступков. И была в том тумане какая-то любовь. Но такое публично не вспоминается. Поэтому, над горячим сероводородным озером разговаривают об ужасно никчемных вещах:
– Так хорошо вчера посидели. Я обожаю селедку под шубой. Пару рюмочек, селедочка... Потом все испортила Женя, поссорилась с Люсиком... Он выпил лишнее и сказал, что мучается с ней всю жизнь... Так она плакала, а женщины ее утешали...
Дора со странным отчеством Менделеевна, сидит на берегу на пластмассовом стуле, разглядывает плавающих и ходящих, и вдруг, оживляется:
– Аркадий, вы ведь Аркадий, да? Не крутите мне голову. Я ведь знаю, что вы не Рома, а Аркадий. Что за мода менять имена! Это у вас склероз! Я же помню, что Эмма представила вас Аркадием. Если вы скрываетесь от алиментов, то при чем тут я.
Каждая пара или группа щебечет, щебечет, щебечет:
– Леня, Леня! Куда вы заплыли. Подгребите ко мне, я ж вас не укушу.
– Вот этот американец с бородой, что делает массажи, он что, нормальный?
– Вы видели сколько вчера было американцев? Что им надо на нашем озере!
– Гражданка в белых трусах и в красном купальнике, ах, не понимаете! Ха мач твой купальник? Не понимает мой нормальный язык… Боже мой, она наверное какая-то испанка! Среди них столько неграмотных!
Однажды на озеро заплыл молодой аллигатор, и все объединенные одной бедой и одним испугом вылетели на берег, как команда спринтеров, и разговоров об этом хватило на неделю.
– А что, если бы он меня схватил!
– Вас! Так он бы подавился!
Мощно взмахивая руками, как лопастями, ко мне плыла мускулистая американская старуха.
Ближе к берегу ходили в воде гуськом хорваты, человек семь.
Два изнуренных флоридской жарой бегемота – муж и жена – вошли в воду пыхтя и отфыркиваясь.
Жеманясь и попискивая стала вступать в озеро иссохшая, как залежавшаяся селедка дама с розовым бантом на выкрашенных волосах.
Вокруг меня кружилась голова, раз в десять увеличенный биллиардный шар. Шар сказал: – Я вас где-то видел... Где это могло быть?
– Может быть в Техасской тюрьме, сидел за убийство соседа...
Шар довольно резко стал отплывать.
Несколько верующих, баптисты или пятидесятники, рассказывают плавающим о Боге, о важности покаяния. Шар возражает, как ему кажется, резонно:
– У меня высшее образование, зачем мне еще одно, каяться должны другие. А я чист!
Естественно, никто ему не верит. Верующие тактично возражают: Согласно Библии нет ни одного чистого среди нас. Апостол Павел написал: Нет ни одного праведного среди вас!
Обиженный Шар отплывает, с напыщенным, высокомерным лицом.
Сейчас запретили приносить на озеро еду. Прошло то золотое время, когда несли с собой кастрюльки, замотанные в полотенцах, тарелки, размером с вазу, наполненные салатами. И уже не услышит мир протяжный тарзаний крик, летящий с одного берега на другой:
– Леня, Леня, передвинь кастрюлю с котлетами в тень, у тебя что глаза не видят и руки отсохли!
Горячее озеро в ответ на все молчит. Оно понимает, люди пытаются отвлечь себя от старухи, которая с острой косой ожидает их на берегу.
Тут пытаются играть в игры молодости. Знакомятся, вроде влюбляются, вроде ревнуют. Все это выглядит гротескно, похоже на настоящее, только все уже слишком поздно, и все это неправда. Собираются вместе, помаленьку выпивают, закусывают, рассказывают анекдоты, смешно сопя танцуют.
Баптисты и пятидесятники считают такой водевиль пустым времяпровождением, и продолжают призывать людей к покаянию. Но каются единицы.
Как-то я заметил, старуха с острой косой поглядывает и на меня.
Озеро молодости обманывает всех. Оно берет деньги за вход, но молодость не возвращает. Иногда здесь хочется вернуться в детство. Но единственный путь вернуться в детство – это впасть в него. И Гете говорил как-то так: Старость настигает нас и вновь делает детьми.
Есть у меня чувство, что когда мы в старости живем достойно и со смыслом, а смысл жизни, – это совершать добро и любить человека, то Бог защитит нас от бессилия и даст закончить земную жизнь благородно, с поднятой к небу головой, с улыбкой на лице. И каждый новый день, надо принимать, как бесценный подарок от Бога.
Не важно, сколько у нас морщин на лице, важно сколько любви в нашем сердце. Я часто повторяю свои слова: любви и денег никогда не бывает много, их всегда не хватает. Для всех нуждающихся не хватит денег, но для всех может хватить любви, если она живет в нас.
Озеро не вернет нам молодость, но может помочь по-другому посмотреть на жизнь и переоценить ее, а потом начать любить друг друга, и Бога.
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею», – вот первая заповедь! Вторая, подобная ей: «Воз-люби ближнего твоего, как самого себя».
И после этого, намного легче уходить с земли на небеса.
Михаил Моргулис,
Норд-Порт, Флорида