14 марта 2012 года князь Александр Александрович Трубецкой, Председатель Общества памяти Императорской гвардии, исполнительный председатель Франко-российского диалога и князь Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский, гражданин США, первый заместитель Председателя Международного союза российских соотечественников (МСРС), обратились с письмом к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину о сооружении памятника героям Первой мировой войны. Спустя два года, к 100-летнему юбилею начала Первой мировой войны, в Москве состоялось торжественное открытие памятника.
– Никита Дмитриевич, каким образом у Вас возникла идея сооружения памятника в Москве, а так же ряда сопутствующих инициатив, посвященных 100-летию Первой мировой войне?
– Это случилось следующим образом. С князем Александром Трубецким мы были приглашены на обед к послу Российской Федерации в Париже Александру Константиновичу Орлову. Периодически посол приглашает активистов русского зарубежья для обсуждения различных вопросов, а также поделиться впечатлениями о деятельности соотечественников. Этот обед состоялся после визита Путина в Париж 21 июня 2011 года, где при его участии на набережной Сены был открыт памятник в честь русского экспедиционного корпуса, который принимал участие в боевых действиях на территории Франции. Посол Орлов заметил, что в России до сих пор не существует памятника героям Первой мировой войны. Это в отличие от Франции, где в каждом поселке и городе, есть монументы солдатам и офицерам, павшим в Первую мировую. Без героизма русских солдат французская армия и часть английской были бы просто раздавлены германцами. Поэтому французы чтят память погибших русских воинов. Тогда мы и пришли к заключению, что пришло время исправить эту историческую несправедливость и решили написать Президенту с предложением создания мемориала памяти.
Как обычно, письмо составить президенту легко, но чтобы оно попало в его руки – это уже гораздо сложнее. К счастью, спустя две недели у посла Орлова была запланирована поездка в Москву, и он сумел передать письмо руководителю Администрации Президента С.Б. Иванову, от которого пришел ответ 15 июля 2012 года.
Дней через десять после этого была создана правительственная комиссия по вопросу Первой Мировой войны, в которую включили меня. На заседании этой комиссии были одобрены 46 проектов, начиная с энциклопедии по Первой мировой войне, которая уже вышла, до создания кинофильмов, телевизионных передач, учебников, книг. Что это значит? По одной или другой причине этот вопрос стал актуален и близок и интеллигенции, и народу. Возникла необходимость переосмысления прошлых событий.
– По Вашему мнению, почему в России замалчивалось значение Первой мировой войны?
– Только по политическим причинам. Идея, что Первая мировая война была империалистическая, как ее называли большевики, не верна. Прежде ее называли Второй Отечественной и Великой войной. На Россию напали 1-го августа 1914 г., и она вынуждена была защищаться. Ленину было необходимо замять факт, что он отдал часть российской империи, четверть ее земель, подписав позорный Брестский мир для утверждения власти большевиков. Новой власти нужны были новые памятники героям Октябрьского переворота, а для этого требовалось уничтожить значение прошлых побед российской империи. Один из наглядных примеров, это демонтаж памятника генералу-адъютанту российской армии Михаилу Дмитриевичу Скобелеву напротив московской мэрии на месте которого сейчас возвышается монумент Юрию Долгорукому.
Толчком гласности на эту тему стало выступление Президента Путина в Совете Федерации 27-го июня 2012 г. По его словам, замалчивание Великой войны «происходило по той причине, что Первую мировую войну после революции называли империалистической, но она не была таковой…»
Замалчивание было по другим причинам. Наша страна была, по сути, проигравшей стороной. Со стороны нового большевистского правительства это был акт национального предательства, и оно боялось сознаться в этом ради партийных интересов.
– Вы сделали невероятное, смогли донести идею до Президента Российской Федерации, чья мировоззренческая позиция направлена на сохранение и переосмысление исторического прошлого.
– Конечно, присутствуя на заседании 31-го июля 2014 г., в преддверии открытия монумента, нам было забавным слушать, что выступающие говорили, как хорошо, что создан памятник, и все ссылались на речь Владимира Путина 2012 года. Но никто не задал себе вопроса, а что же было до 2012 года? Трубецкой сидел в президиуме, я в первом ряду. Выступающий из Администрации Президента смотрел с трибуны на меня и ни слова не сказал, откуда эта затея возникла. И только по окончанию заседания министр культуры В.Р. Мединский подошел и поблагодарил за нашу инициативу.
До того, как Министерство культуры начало осуществлять нашу идею, мы с Трубецким проталкивали ее соотечественникам, чтобы заручиться их поддержкой. В ходе открытия четвертого Всемирного конгресса соотечественников, проживающих за рубежом, 27-28 октября 2012 г. в Санкт-Петербурге, я обратился к 650 делегатам с объяснением инициативы о создании памятника героям, павшим в войну 1914 г. с просьбой, по возможностям каждого, участвовать в сборе средств на памятник. Более 90 % делегатов проголосовали за это предложение.
«Обращаемся с призывом ко всем российским соотечественникам присоединиться к этой благородной акции, имеющей исключительно важное значение для сохранения нашей общей исторической памяти, для будущего России и воспитания ее молодого поколения в духе патриотизма и любви к своей Родине.
Просим при внесении пожертвований сообщать данные о себе с тем, чтобы сохранить воспоминание о личном вкладе каждого, кто был причастен к этому проекту, как это было когда-то с возведением Храма Христа Спасителя в Москве в память о героях Отечественной войны 1812 г.»
Деньги со сборов хранились в парижском банке, а затем были пересланы Трубецким в МИД. В итоге, было приятно получить 10 ноября 2013 г. письмо от Мединского.
– Благодаря Вашей с князем Трубецким инициативе осуществилось великое дело – возрождение исторической правды о Первой мировой войне, о подвиге погибших солдат и офицеров. Как Вы оцениваете сам монумент?
– Несмотря на то, что эстетически мы не совсем согласны с символикой памятника, безусловно, он впечатляет. Для нас более важно, чтобы по всей российской империи молодое поколение воспитывалось в духе патриотизма и любви к своему Отечеству. На заседании было сказано, что нашли архив, затерянный в дальней российской губернии, где сохранились карточки всех воевавших, по которым потомки смогут узнать, кто из родственников участвовал в войне и что с ними случилось. Так что, со своей стороны я страшно рад, как и говорил своей супруге Джун, когда мы присутствовали на открытии памятника, что нам с князем Трубецким удалось сделать что-то значительное.
Ольга Карнович