Даниель Бун – основатель новых поселений
Кто из нас в свое время не увлекался романами американского писателя Фенимора Купера? События, описанные в романах Купера, охватывают период со второй половины XVIII до начала XIX века, и главным их героем является белый охотник, следопыт и разведчик Натаниель Бумпо.
В романах он фигурирует под различными именами: Зверобой, Соколиный Глаз, Длинный Карабин и др. Он вызывает симпатии читателя своим мужеством, знанием жизни, простотой мысли и честностью. Современному читателю романтический образ Натаниеля Бумпо кажется не всегда правдоподобным, но, тем не менее, в его основу положены подлинные биографии людей. Исследователи творчества Купера считают, что прообразом Бумпо был старый охотник Шипмен, живший в городке Куперстаун, где родился Купер. Но имеется и другое предположение. Одним из самых известных охотников, разведчиков и основателей новых поселений того времени был Даниель Бун. Сравнивая звучание имен Натаниель Бумпо и Даниель Бун, можно предположить, что писатель не обошел своим вниманием человека, ставшего еще при жизни легендой.
Даниель Бун родился 22 октября 1734 года в Пенсильвании. Еще, будучи подростком, он принимал участие в охоте на пантер и других хищников, проявляя при этом храбрость и выдержку. Школьный период у него был коротким, а образование – далеким от книжных знаний. Учеба в школе для него прекратилась неожиданно. Однажды пьяный учитель, над которым подшутили ученики, набросился с кулаками на Даниеля. Мальчик не дал себя в обиду, и учитель оказался лежащим на полу. Хотя учителя после этого случая уволили, Даниель ушел из школы и больше не вернулся туда.
Когда Даниелю было 18 лет, его семья переселилась в Северную Каролину. Здесь юноша все свое время проводил в охотничьих экспедициях. Часто его сопровождал один из сыновей соседа фермера Брайана. У фермера была дочь Ребекка, на которой Даниель женился. И хотя у Даниеля и Ребекки родилось девять детей, жена всегда делила с мужем все невзгоды и опасности его бурной жизни, была ему преданным другом и соратником.
Бун сражался с индейцами одних племен и дружил с индейцами других племен. Однажды он попал в плен к индейцам враждебного племени, где его подвергли жестоким испытаниям. Когда же индейцы увидели мужество и выдержку, то приняли его в свое племя и сделали сыном вождя. Иногда Буну удавалось предупреждать поселенцев о готовящемся на них нападении и различными доводами убеждать индейцев отказаться от насилия.
Даниель Бун, прежде всего, был разведчиком – первопроходцем, пионером. Он исследовал дикие просторы Северной Каролины, Кентукки, Огайо и других районов восточнее реки Миссисипи. Там, где появлялся Бун, возникали фермы, небольшие поселения, прокладывались охотничьи тропы и торговые пути, строились фактории и укрепленные пункты. Бун всегда стремился к дальнейшим исследованиям. Как только в поселке появлялось даже небольшое количество домов, он уже не мог там оставаться и устремлялся на новые земли.
В 1798 году Даниеля пригласили испанские власти поселиться на территории Миссури (эта территория тогда принадлежала Испании). На следующий год Даниель Бун приехал в Миссури со своей семьей и еще полусотней поселенцев, пожелавших осваивать новую территорию.
В тихой долине Фемме Осадж Даниель нашел место, которое стало его пристанищем на всю оставшуюся жизнь. В 1800 году Буна назначили мировым судьей миссурийской территории. Он вершил суд под знаменитым судейским деревом, которое и сейчас можно увидеть в усадьбе – заповеднике. Под этим деревом решали споры между белыми поселенцами и индейцами, жившими в долине. В таких диспутах Бун скорее находил истину, чем в издаваемых законах. Его золотым правилом было: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой».
Поселения быстро росли, превращаясь в города. У поселенцев были трудности с доставкой соли. Ее привозили на лошадях из Кентукки или из Нового Орлеана на баржах. В 1807 году Даниель Бун в одной из своих экспедиций в районе Ховард Каунти открыл соляные источники. На протяжении всего лета его сыновья на том месте варили соль. Это занятие вскоре стало прибыльным для многих поселенцев.
В течении 1803-1810 годов, когда территория Миссури уже принадлежала США, Даниель Бун и его сын Натаниель Бун из местного известняка построили первый в Миссури каменный дом. Он и сейчас стоит вблизи судейского дерева. В нем – дом-музей Даниеля Буна. Адрес дома-музея: Defiance, Missouri. Заповедник расположен всего в 20 милях от Сент-Чарльза и в двух часах езды от Сент-Луиса. Осмотр музея – это правдивая экскурсия в историю. Посетители могут полюбоваться длинным карабином, принадлежавшим Буну, его инструментам, мебелью и многими другими историческими предметами.
До конца своих дней Бун занимался любимым делом. Дважды в году он отправлялся в охотничьи экспедиции и вел разведку новых территорий. Он очень любил лес и завещал похоронить себя в лесу. И в последние годы своей жизни он оставался человеком, готовы всегда прийти на помощь людям. После смерти своей жены в 1813 году он изготовил себе гроб из орехового дерева и несколько лет хранил этот гроб у себя под кроватью. Иногда он вытаскивал гроб и ложился в него, представляя, как он отправится в последний путь. Но когда в поселке умер странник, Бун отдал для похорон незнакомца свой ореховый гроб. Бун изготовил себе новый гроб из вишневого дерева, в котором и был похоронен рядом с женой.
Бун умер в собственной спальне после непродолжительной болезни 26 августа 1820 года.
Почти во всех учебниках истории США можно найти упоминание о Даниеле Буне, как человеке, внесшем значительный вклад в развитие своей страны.
Джордж Бингхэм – миссурийский художник
Джордж Калеб Бингхэм родился в 1811 году в Вирджинии. В 1819 году он с семьей переехал в Миссури.
Джордж с раннего детства любил рисовать красками. Когда его семья из-за бедности не могла купить мальчику краски, он изготовлял их самостоятельно. Он брал куски кирпичей различных цветов и превращал их в порошок, потом добавлял жир, соки овощей и фруктов. Иногда он надрезал себе мизинец, чтобы добавить в краски капельки своей крови. Когда Джордж стал старше, он, чтобы изготовить красную краску, вскрывал себе вену и брал из нее побольше крови. Очевидно, он считал, что кровопускание полезно для здоровья.
Чтобы материально помочь семье, Джордж покинул родительский дом и начал работать подмастерьем у столяра. В свободное от работы время он продолжал рисовать и начал изучать юриспруденцию.
Местность в Миссури, где жил Джордж, называлась Бункаунти. Здесь еще жил знаменитый первопроходец Даниель Бун. Художник Честер Хардинг приехал в Бункаунти, чтобы написать портрет престарелого Буна. Джордж встретился с Хардингом и показал ему свои работы. Хардинг высоко оценил творчество молодого художника и посоветовал ему взяться за живопись серьезно. Джордж Бингхэм решил отправиться в Сент-Луис, чтобы там учиться искусству рисования. Но в дороге с ним произошло несчастье. Он заболел оспой и свалился от болезни в каком-то сарае. Одна негритянка из сострадания приносила Джорджу изредка еду. Но здоровый организм победил болезнь. Едва встав на ноги, он без гроша в кармане, отправился вверх по Миссури к родному дому.
Окрепнув после болезни, он вновь отправился в Сент-Луис, чтобы осуществить свою мечту стать художником. Он поселился на каком-то чердаке, терпел во всем жестокую нужду и учился мастерству. Он приобрел много хороших друзей. Манеры джентльмена открыли ему двери многих известных домов города.
В 1837 году Джордж познакомился с девушкой, женился на ней. Молодые супруги отправились в Филадельфию. Там Бингхэм поступил в Пенсильванскую Академию искусств. После окончания Академии молодой художник уехал в Вашингтон, открыл художественную студию и начал рисовать портреты.
В 1844 году Бингхэм возвратился в Миссури. Он жил все последующие годы в Джефферсон-Сити, Канзас-Сити и Сент-Луисе. День за днем художник знакомился с жизнью речников на реках Миссури и Миссисипи. Его также привлекали фермеры, местные политики. Он посещал таверны и собрания. Книга эскизов наполнялась образами миссурийцев. Многие из них запечатлены с лукавым юмором и удивительной искренностью.
Он правдиво и точно передавал на полотнах своих картин тревожную жизнь людей, живущих на изменчивой Миссури, их мастерство, удаль и веселье. Художник написал на эту тему картины «Веселые лодочники», «Сплавщики играют в карты», «Торговцы пушниной на Миссури». Для Бингхэма стало привычным привозить свои картины в Сент-Луис и выставлять их на обозрение. Вот что писали сент-луисские газеты о картинах художника Бингхэма: «Тот получит огромное удовольствие, кто посетит дом на 4-ой улице, где выставлены две картины мистера Бингхэма, более известного как «Миссурийский художник». Мистер Бингхэм всецело посвятил себя особому виду исторической живописи. Это не только ново, но и интересно. Западные речники не похожи на других. У них другие привычки, одежда, обхождение. Их занятия, опасности, лишения подмечены гениальным глазом и философским умом художника».
В 1848 году Бингхэма выбрали в законодательный орган штата Миссури. Художник писал картины, изображающие выборы: «Предвыборная агитация», «Выборы в провинции» и др. В своих картинах он изображал местных политиков. В то время еще не существовало тайного голосования, бюллетеней. Практически, проходил устный экзамен на ступеньках здания суда.
На картине «Выборы в провинции» человек, принимающий клятву избирателей, явно похож на губернатора Миссури. Вокруг много возбужденных, забавных или смущенных лиц. И хотя политические страсти разгорались тогда не меньше, чем сейчас, все люди изображены без враждебности.
С 1856 по 1859 годы художник жил в Дюссельдорфе (Германия). Этот город был Меккой для всех американских художников того времени. Изучая работы жанровых художников, Бингхэм несколько изменил свой стиль. В новом стиле он написал картину «Даниель Бун эмигрирует из Кентукки».
Люди пробираются по скалистому ущелью. Их фигуры и лица полны смущенного достоинства: дорога утомила их, но показать это они не желают. Даниель Бун с ружьем на плече и мокасинами на ногах изображен более красивым, чем прежние бингхэмовские типажи. Художник создал в этом ключе еще два небольших холста: «Эмигранты отдыхают ночью» и «Белая женщина, похищенная индейцами». Горящий костер создает эффекты, которые присущи дюссельдорфской школе живописи.
Джордж Бингхэм был разносторонней личностью. Люди приходили специально слушать его публичные выступления. Он говорил четко, доходчиво. Он был хорошим журналистом, сотрудничал в газетах и журналах. После возвращения из Германии Бингхэм работал профессором в Миссурийском университете. Он также занимал высокие административные должности в штатном правительстве. Умер Джордж Бингхэм в 1879 году.
Произведения этого замечательного художника, которого называли «миссурийцем из миссурийцев», можно увидеть в картинных галереях Вашингтона, Чикаго и других городов США.
В нашем городе его картины выставлены в Историческом и Художественном музеях.
Рувим Канторович,
наш корр.,
Сент-Луис, Миссури