«Путин, присоединив Крым к России, раздул в стране бурю патриотизма, – пишет Михаэль Туманн на страницах немецкой газеты Die Zeit. – Президент верил, что сможет управлять ею и мастерски делал это вплоть до недавнего времени, пока на вершину национального движения не выдвинулись силы с куда более радикальными требованиями». Взять, например, газету «Завтра». Несколько лет назад издание считалось маргинальным и не пользовалось особой популярностью, теперь же мнение редакции отражает преобладающие в российском обществе настроения. В этом издании часто пишут, что против России развернута гигантская пропагандистская война, что россиянам необходимо готовиться к блокаде, а на Донбассе в скором времени развернется партизанское движение. Заместитель главного редактора «Завтра» Андрей Фефелов знает многих ополченцев и их командиров, воюющих на Украине, сообщает корреспондент.
«Таким образом радикалы бросают вызов Путину», – пишет журналист. «Президент стоит перед дилеммой: с одной стороны, он хочет ослабить Украину, чтобы не отдать ее Евросоюзу, а с другой – он не хочет допустить еще большей изоляции России на международной арене и ужесточения санкций, что, в конечном итоге, приведет к усугублению экономической ситуации в стране. В результате Путин не решается на ввод российских войск на Украину и заметно отстает в плане патриотизма от борцов из Новороссии».
Их главный идеолог Александр Дугин, верящий в «вечное» противостояние между Востоком и Западом, уже в открытую критикует политиков из Кремля, продолжает автор. По его мнению, Москва недостаточно поддерживает Новороссию, но виноват в этом не Путин, а так называемая «шестая колонна в Кремле» – так Дугин называет бизнесменов из окружения Путина, то есть экономистов-либералов и политтехнологов. Достается от Дугина и главному советнику Путина по Украине.
«Таким образом, «Русская весна» представляет угрозу для имиджа Владимира Путина», – резюмирует Туманн. – Он вынужден поддерживать националистов, чтобы сохранять имидж полководца, и одновременно бороться с ними, поскольку они хотят диктовать ему собственную политику». Со временем «война на Украине станет испытанием для власти Путина, и, чем больше в обществе будут распространены патриотические настроения, тем лучше будет положение у ополченцев». «Вот и получается, что внутри России Путин должен представать в образе героя.
У кого из мировых лидеров самая тяжелая работа?
«В эти дни отовсюду поступают такие ужасные новости, что я задумалась, у кого из мировых лидеров самая непосильная ноша – или кто из них хуже всего поработал», – пишет в статье для блога The Wall Street Journal Робин Райт, научный сотрудник Американского Института мира и Международного научного центра имени Вудро Уилсона. Она предлагает читателям свою «топ-десятку».
1) Президент Украины. «Петр Порошенко унаследовал страну, которая уже потеряла Крым и стояла на грани гражданской войны: армия воевала с сепаратистами, которым оказывает пособничество и которых подстрекает Россия». «После того как был сбит малайзийский авиалайнер, Порошенко сталкивается с эскалацией украинского конфликта в плане тактики, мишеней и людских потерь», – пишет автор.
2) Президент России. Владимир Путин не впервые проявил полное равнодушие к элементарному человеческому достоинству, а также международным нормам в том, как обращался с Украиной и MH-17. Санкции ЕС и США тоже не заставили его сбавить обороты», – утверждает Райт. У себя в стране Путин выступает в роли «политического задиры», но с прошлого года его рейтинг вырос на 29%, до 83% (данные Gallup).
3) Верховный комиссар ООН по делам беженцев: их количество в мире растет с каждым днем. Сейчас этот пост занимает Антонио Гутерреш.
4) Премьер-министр Ирака: Нури аль-Малики цепляется за власть в стране, которая потеряла треть территории под натиском самого яростного в мире исламистского движения. Армия развалилась, курды заговорили о референдуме, требуя отделения, говорится в публикации.
5) Председатель Избирательной комиссии Афганистана: «Ахмад Юсуф Нуристани организует пересчет всех 8 млн голосов на выборах президента Афганистана», ибо кандидаты в президенты обвиняют друг друга в фальсификациях.
6) Премьер-министр Израиля. «Нетаньяху не смог достичь мира, но не может и решительно выиграть войну», – считает автор.
7) Лидеры «Хамаса»: по данным Pew, отношение к «Хамасу» среди палестинцев и в арабском мире в целом ухудшается (рейтинг Исмаила Хание и Халеда Машаля – менее 15%, большинство жителей сектора Газа – за прекращение текущих столкновений с Израилем и конфликта в целом).
8) Президент Сирии: Башар Асад недавно провел инаугурацию, положив начало третьему президентскому сроку. «Он продлевает жизнь династии, которая правит в Дамаске с 1970 года, огромной ценой для жизней сирийцев», – говорится в статье.
9) Премьер-министр Ливии. «Сейчас Ливией, в сущности, никто не руководит», – утверждает автор. Мало кто прислушивается к номинальному премьеру Абдулле аль-Тхани, вооруженные группировки дерутся за власть.
10) Президент США: Обаме приходится разбираться с внешнеполитическими кризисами, конгрессмены-республиканцы грозятся судебными исками, рейтинг упал до 44%, его партию ждут трудные выборы в Конгресс, а в будущем году Обама станет «хромой уткой».