В 1824 году президент Монро пригласил одного из главных героев войны за независимость французского генерала, маркиза де Лафайета посетить Соединенные Штаты Америки. Страна была благодарна Лафайету за его личное участие в борьбе за независимость и за содействие в укреплении союза с Францией. Маркиз с радостью принял приглашение. Он решил на склоне лет еще раз побывать в стране, с которой связаны многие события в его жизни. Одним из городов, которые он намеревался посетить, был Сент-Луис.
Известие о приезде именитого гостя в Сент-Луис взволновало мэра города Вильяма Карра Лейна. Сент-Луис был не только один из городов Америки. Это был город, влияние французских традиций в котором было большим. Сент-Луис был основан французами, строительство домов велось по французскому образцу, большинство населения считало французский своим родным языком.
Естественно, мэру хотелось оказать гостю пышный прием. Но городская казна была пуста, и мэр отправился в столицу штата Миссури Сент-Чарльз к губернатору. Он надеялся, что губернатор поможет Сент-Луису достойно встретить гостя. Пока губернатор штата Фредерик Бейтс будет обсуждать эту проблему с мэром, давайте познакомимся поближе с героем Старого и Нового Света.
Он мечтал о карьере придворного и офицера. После окончания парижского колледжа стал лейтенантом королевских мушкетеров. Даже женился он на девушке из семьи королевских придворных.
Борьба американских колоний с Англией за свою независимость вызывала восхищение у большинства аристократической молодежи во Франции. Молодые люди зачитывались «Декларацией Независимости», мечтали лично поехать в Америку, чтобы принять участие в борьбе за свободу английских колоний. Но, чаще всего, родителям удавалось отговорить своих отпрысков от этого шага.
Молодой Лафайет не просто восхищался борьбой американцев за свою свободу. Он принял решение. На собственные деньги было куплено судно, и в апреле 1777 года двадцатилетний юноша без разрешения властей отплыл в Америку.
Прибыв на американскую землю, он тут же вступил добровольцем в армию генерала Джорджа Вашингтона. Храбро сражаясь с англичанами, Лафайет был ранен, но вскоре снова взял в руки оружие.
Джордж Вашингтон сразу заметил бесстрашного юношу и приблизил его к себе. Лафайет стал его ближайшим другом. Когда у молодого француза родился сын, то его назвали Джорджем Вашингтоном Лафайетом.
Уже в ноябре он командовал отдельным отрядом войск. Ему было присвоено звание генерал-майора.
Весь 1778 год Лафайет сражался против войск английского короля, а в 1779 году отправился во Францию, чтобы добиться от французского правительства помощи молодому американскому государству в его борьбе за свободу. В результате, большой контингент французских войск прибыл в распоряжение Джорджа Вашингтона.
В Вирджинии молодой генерал командовал двухтысячным отрядом, с которым противостоял шеститысячной армии англичан.
В 1782 году Лафайет вновь отправился во Францию уже в качестве дипломатического советника при Бенджамине Франклине. Он развил там активную деятельность, добиваясь от французского правительства увеличения Америке военной и экономической помощи.
В 1783 году объединенные силы американских колонистов, совместно с присланными на помощь французскими солдатами, победно завершили войну за независимость.
В 80-е годы Лафайет продолжал служить двум государствам: Франции и США. В Америке его называли: «Наш маркиз». Во Франции Лафайета выбрали в Национальную Ассамблею от его родной провинции Оверни.
Шел 1789 год. 11 июля Лафайет вынес на обсуждение в Ассамблее проект «Декларации прав человека». Этот документ был утвержден законодателями.
14 июля пала Бастилия. Началась Великая Французская революция. Лафайет стал командиром революционной национальной гвардии Парижа. Его считали одним из самых сильных и влиятельных людей во Франции.
Он не был роялистом (сторонником сильной власти короля), но и не примыкал к радикалам (сторонникам коренного переустройства политической системы Франции). Это не нравилось ни той, ни другой стороне. Когда в октябре 1791 года была принята во Франции радикальная Конституция, Лафайет не согласился с ее содержанием и ушел в отставку. Но когда началась война с Австрией, Лафайета опять призвали служить Франции и назначили командующим одной из армий.
Летом 1792 года Лафайет выступил с протестом против казни короля Людовика ХVI. За это Ассамблея лишила его прав командования. Зная, что его ждут арест и гильотина, Лафайет решил бежать в Америку. Побег через Голландию оказался неудачным. Лафайет попал в плен к австрийцам, которые считали его одним из лидеров французской революции, а потому очень опасным человеком.
Пять долгих лет его держали в тюрьмах Австрии и Пруссии. И только в 1800 году, когда во Франции к власти пришел Наполеон, ему разрешили вернуться на родину.
Всю свою жизнь Лафайет ненавидел тиранию. Он неизменно поддерживал все революции, происходившие в Европе и Латинской Америке. Его восторженная любовь к свободе ясно выражалась в письмах, которые он постоянно писал своим друзьям в Америке. Он всегда поддерживал свободу, закрепленную законами государства.
Умер Лафайет в 1833 году в Париже 76 лет от роду.
Но давайте вернемся к событиям, происходившим в Сент-Луисе во время визита маркиза в этот город.
Как и следовало ожидать, губернатор отказал мэру Сент-Луиса в финансовой помощи, мотивируя тем, что казна штата Миссури тоже пуста. Мэру ничего не оставалось, как не солоно хлебавши, возвратиться в Сент-Луис. И он принял решение, которое в Америке уже во многих случаях стало традицией. Он собрал олдерменов (членов городского самоуправления) и обратился к ним с призывом, организовать сбор средств для достойного приема знаменитого гостя.
Люди горячо откликнулись на просьбу мэра. Пьер Шота (брат Августа Шота – основателя Сент-Луиса) предоставил в распоряжение гостя свой прекрасно меблированный дом. Томас Биддл предложил свой экипаж и пару красивых белых коней. Еще одну пару белых коней предложил судья Джеймс Пекк. На средства, собранные среди сентлуисцев, планировалось устроить Лафайету пышный прием и грандиозный бал.
Поздно вечером 28 апреля 1825 года прискакал нарочный и сообщил, что пароход, на котором плывет Лафайет, прибудет ночью. А ранним утром следующего дня на улицах Сент-Луиса городской глашатай уже выкрикивал: «Лафайет приехал! Лафайет приехал!»
Вскоре набережная была заполнена народом. Наконец, выпуская из трубы клубы черного дыма, причалил к берегу пароход. Лафайет ступил на землю Сент-Луиса. Народ приветствовал его криками.
Мэр Лейн произнес приветственную речь, после чего гость сел в экипаж, запряженный четверкой белых лошадей. Рядом с ним находились мэр и Август Шотo. За экипажем двигалась толпа людей, выкрикивая приветствия, распевая песни и стреляя из ружей.
Между Второй улицей и Маркет стрит к параду присоединился отряд кавалеристов. У дома Пьера Шотo кавалеристы спешились и, скрестив сабли, образовали арку, под которой прошел гость.
Затем Лафайет подошел к приветствовавшим его людям. Среди них выделялся человек, одетый в форму солдата армии Вашингтона. Жители звали его «стариком Александром». Много лет назад он прибыл в Америку на том же корабле, что и молодой Лафайет. Старик Александр подошел к Лафайету и назвал себя. Сперва гость не узнал Александра. Но когда старый солдат напомнил Лафайету один из эпизодов сорокалетней давности, тот вспомнил его и крепко обнял. Лица обоих светились радостью.
После приема в доме Пьера Шотo гостя повезли показывать город. На площади (где сейчас находится старое здание суда) милиция демонстрировала военные упражнения. Генерал сошел с экипажа и отдал честь.
Затем Лафайет посетил музей, в котором генерал Вильям Кларк, который возглавлял экспедицию по исследованию реки Миссури, показал гостю коллекцию индейских атрибутов, собранных во время экспедиции. Позже Кларк прислал в подарок Лафайету живого медведя гризли. Француз увез медведя в Европу, и это был первый гризли на европейском континенте.
Затем, как было запланировано, состоялся превосходный обед с дичью и европейскими винами и грандиозный бал в доме на углу улиц Третьей и Вайн. Юные леди, которые имели счастье танцевать с Лафайетом на этом балу, даже став бабушками, не прекращали хвастаться перед внуками этим событием.
Ранним утром усталого, но счастливого генерала Лафайета доставили на пароход, который поплыл вниз по Миссисипи. Лафайета уже ждали в других городах Америки.
Мэр Лейн радостно потирал руки. Сентлуисцы достойно встретили своего кумира, а из городской казны было взято на это мероприятие всего 37 долларов.
В Сент-Луисе именем Лафайета назван первый городской парк. Улицы, школы, компании, общества носят имя славного француза, искреннего друга Америки.
Рувим Канторович, наш корр., Сент-Луис