В Михайловском замке Русского музея в Москве открылась выставка «Искусство как профессия» известных коллекционеров живописи Анатолия и Майи Беккерман
Работ на выставке представлено немного – 48 полотен, но все они принадлежат кисти самых значимых для русского искусства XX века живописцев. Константин Коровин, Борис Григорьев, Давид Бурлюк, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Борис Анисфельд, Николай Фешин, Роберт Фальк, Сергей Судейкин – за картинами этих мастеров охотятся самые крупные музеи и самые богатые коллекционеры, их считают за честь представлять ведущие галереи и культурные центры. Многие картины, выставленные в залах Михайловского замка, никогда не видели в России – например, «Портрет женщины» Архипенко, некоторые работы Коровина, Григорьева, Фалька.
Майя и Анатолий Беккерман переехали из Москвы за США почти 40 лет назад. И уже больше 30 лет супруги владеют в Нью-Йорке галереей АВА, имеющей репутацию одной из самых авторитетных в области русского искусства прошлого века. Тогда, в конце 70-х, галерей, специализировавшихся на русском искусстве, в США практически не было, не было моды на русскую живопись, интерес к русской культуре по ту сторону океана не простирался дальше икон и Фаберже, в лучшем случае – работ художников советского андеграунда.
Супруги Беккерман представили американцам весь спектр русского художественного процесса XX века. Многих живописцев коллекционеры буквально открыли миру – например, Бориса Анисфельда. Они же представили любителям искусства и другого, малоизвестного Давида Бурлюка – «лучшего художника среди поэтов».
Отец Анатолия Беккермана, Игорь Беккерман, – скульптор, младший брат Эдуард – художник. Будущий коллекционер рос в окружении произведений искусства и людей, не только творивших его, но и знавших его природу, понимавших суть творчества, разбиравшихся в стилях и направлениях. Сам Анатолий не рисовал, но с детства учился понимать искусство, отличать кисть настоящего мастера от руки ремесленника. Свою первую картину для будущей коллекции он приобрел в 10-м классе: увидел в комиссионном магазине небольшую работу Коровина и попросил у отца денег на ее покупку. Уже в Штатах, переехав туда с женой и дочерью, он начал собирать картины американских живописцев, постепенно переключаясь на русскую живопись XX века: в Америку в 20-30-х годах переехали многие художники, и их творчество построссийского периода было совершенно неизвестно на родине. Очень скоро Анатолий Беккерман стал одним из самых авторитетных специалистов в этой области, владельцем выдающейся коллекции. К нему за советом и помощью в формировании собственных собраний обращались Михаил Барышников, Владимир Спиваков, многие другие начинающие и опытные коллекционеры.
У Анатолия и Майи Беккерман давние тесные связи с Русским музеем: они предоставляли картины из своей коллекции для таких масштабных выставок, как «Русский футуризм и Давид Бурлюк», «Русский Париж», «Время собирать», «Американские художники из Российской империи». Сейчас в Петербург выставка приехала из московского музея имени Пушкина.
– Здесь такой Борис Григорьев, какого нет в Русском музее. Работ Бурлюка этого периода тоже нет в нашем собрании, – рассказала корреспонденту OK-inform перед открытием Евгения Петрова, заместитель директора Русского музея. – Частные коллекции во многом дополняют государственные музеи, ведь долгие десятилетия многие художники, особенно те, кто эмигрировал из России, были буквально забыты в нашей стране, их работы государство не покупало. А частные коллекционеры – свободные люди, они покупают что хотят, поэтому их коллекции очень важны для полноты представления о творчестве художников. Тем более если это такие коллекционеры, как Майя и Анатолий Беккерман, – они прекрасно разбираются в искусстве, очень дотошно собирают документы и доказательства подлинности, многократно проверяют свои работы.
Некоторые картины из коллекции семьи Беккерман Русскому музею удалось приобрести, сейчас музей надеется, что Министерство культуры найдет средства на покупку еще двух работ – пейзажа кисти Анненкова и картины Анисфельда.
– Мы не планируем ничего продавать из этих работ, разве что Русский музей что-то попросит: у нас с Русским музеем особые отношения, – рассказал Анатолий Беккерман корреспонденту OK-inform. – Мы стараемся для музеев устанавливать особые цены, для Русского в том числе, пусть это не очень выгодно с коммерческой точки зрения, но мы считаем, что так надо. И по возможности стараемся возвращать работы русских художников на родину.
Когда-то Анатолий и Майя купили у семьи старого русского офицера триптих кисти Верещагина: он считался потерянным уже многие десятилетия, но оказалось, что люди сохранили картины, невзирая на невзгоды и лишения, – возили их с собой через страны и континенты. Это были первые вещи, которые коллекционеры вернули в Россию, их приобрел банк «Столичный», формировавший тогда свою коллекцию.
К творчеству Константина Коровина в семье Беккерман особое отношение. Однажды в Майами с Анатолием познакомилась одна дама и рассказала, что у ее деда был когда-то магазин одежды и однажды, в 20-30-е годы, к ним приехал какой-то сумасшедший русский певец со странной фамилией Шарапкин, который предложил обменять на гардероб четыре картины Коровина. «Я сразу понял, что это был Шаляпин и что картины Коровина – подлинные, – рассказывает коллекционер. – И я купил у нее все четыре работы».
Любимая картина его жены Майи «На террасе» тоже кисти Коровина. Кстати, она никогда не покидает стены дома, не участвует в выставках.
– Эта картина действует на меня как успокоительное, – говорит госпожа Беккерман. – Я смотрю на нее и ощущаю запах травы, зелени, солнца – это напоминает мне детство, то время, когда мы снимали дачу.
Как рассказал Анатолий Беккерман, сейчас в Америке русская живопись очень востребована, интерес к русской культуре высок. «Американцы – любознательные люди, они интересуются другими культурами, – говорит господин Беккерман. – У нас была выставка «Россия» в Музее Гуггенхайма, мы делали выставки Бурлюка, Анисфельда, большую выставку из коллекции Михаила Барышникова, недавно с Михаилом Швыдким организовали экспозицию «От Боровиковского до Кабакова». Все они пользовались колоссальным успехом».
В следующем году Русский музей при участии семьи Беккерман планирует провести масштабную выставку работ Давида Бурлюка, в том числе и в Петербурге.
Наталья Шкуренок,
фото автора