Американская индустрия развлечений демонстрирует небывалый интерес к некогда самому опасному противнику США – России. «РФ сегодня занимает такое огромное место, что заполняет телеэкраны», – пишет издание The New York Times, приписывая заслугу в этом президенту России Владимиру Путину.
«Пока к власти не пришел Путин, значение России упало как на мировой арене, так и на экране», – пишет автор, поясняя, что при Ельцине американское кино и телевидение изображали русских преимущественно в качестве бандитов, проституток и (изредка) недовольных ученых-эмигрантов.
«Теперь Кремль снова управляется автократом и вернулся на верхнюю строчку списка врагов – не только в драмах, действие которых происходит в прошлом, но и в тех, действие которых происходит в настоящем и будущем», – говорится в статье.
Автор также замечает, что если раньше русскими были персонажи второго плана, то теперь им отдают главные роли. В качестве примера он приводит несколько кинолент, в которых фигурируют герои из России. Так, в новом сериале NBC «Верность» (Allegiance) присутствует русская героиня, которая бросила шпионаж, чтобы выйти замуж за американца.
В триллере «Последний корабль» российские офицеры на борту атомного крейсера презирают международное сотрудничество. Российский вице-адмирал убивает одного из своих офицеров, пояснив: «Одним ртом меньше», а также выпускает ядерную ракету на Францию. Ученые, которые пытаются победить вирус, обмениваются информацией втайне от своих правительств.
Автор обнаруживает парадокс: в реальной жизни заново демонизированная Россия больше не является ни открытым врагом, ни даже сверхдержавой – соперницей США, так как есть более актуальные угрозы. «Поэтому изображать Кремль «в красных тонах» проще и веселее».
Между прочим, есть в истории Голливуда просто великолепный фильм про русских «Русские идут». Фильм вышел на экраны еще в 1965 году, в разгар холодной войны и высмеивает самые страшные панические настроения этого периода. В 1966 году фильм получил «Оскара».
Сюжет картины довольно прост. Советская подводная лодка сбилась с курса и села на мель у побережья вымышленного острова Глостер в штате Массачусетс. Главная цель «русских» – найти буксир, пока их не заметили американские военные. Для этого они сначала угрожали семье Уолта, пытаясь узнать, где находится порт, а потом угнали машину у старушки. В это время среди местного населения начала разгораться паника, пошли ложные слухи о том, что «русские», а теперь еще и парашютисты захватили аэропорт, а потом всю западную часть острова. Местное население с полицией вооружается и отправляется спасать остров. В то время «русские» продолжают прятаться от прохожих и искать порт. Когда они его находят, то берут двоих заложников и захватывают лодку.
Самый молодой и симпатичный моряк Алексей и местная американка влюбляются друг в друга с первого взгляда и заводят роман. В это время армия местных узнает, что это русские моряки, и открывает огонь по проплывающему катеру. Между местными завязывается драка. К концу фильма местное население узнает истинную цель моряков и позволяет им покинуть остров. В фильме рефреном проходит страшный крик: «Русские идут», который к конце оказывается совсем не страшным. Русские не вызывают страха. Более того, русские и американцы полюбили друг друга.
Несмотря на жанр – комедия-фильм вызывает добрые, положительные чувства к русским морякам.
Просто удивительно, как в то время у режиссера хватило мудрости показать русских и американцев в том свете, в каком их обычно видят простые люди, а не политики.
В 1966 году фильм получил «Оскара». Советую всем посмотреть этот шедевр киноискусства.