Жизнь каждого города во времени расписана разными по цвету страницами истории. Белые страницы рассказывают об успехах, серые – об обыденной жизни, а черные – о трагических событиях и тяжелых испытаниях. Самой черной страницей истории Сент-Луиса был в XIX столетии год 1849.
До этого года город успешно развивался, и жизнь в ним дышала оптимизмом. В 1848 году в Германии произошла революция, и тысячи немцев эмигрировали в Америку. Многие из них выбрали новым местом своего жительства Сент-Луис.
В Ирландии голодные бунты и преследования их участников содействовали эмиграции ирландцев за океан. И опять же многие из них осели в Сент-Луисе
В Калифорнии нашли золото, и началась «золотая лихорадка». Присоединение к Америке штата Техас также усилило движение на запад. Люди двигались в поездах, на телегах, верхом и даже пешком. Поток «золотоискателей» проходил через Сент-Луис, в котором они закупали снаряжение и продукты. При этом многие, не надеясь на удачу в Калифорнии, решали остаться в Сент-Луисе. В строительстве домов наступил настоящий бум. Границы города расширились от 7-й стрит до 18-й стрит и дальше до Grand авеню.
Казалось бы, бурный рост населения за счет приезжих будет благом для города, но... Скученность людей, антисанитария, отсутствие нормальных условий жизни создали угрожающее положение. Вспыхнули эпидемии, и самая страшная из них – холера.
Целые семьи горожан как бедных, так и богатых, погибали в этом году. Особенно высокой была детская смертность, родители молили Бога, чтобы хоть один ребенок в семье выжил, но, как правило, погибали все. Эпидемия холеры унесла жизни 6 тысяч человек, более 10% населения. Для захоронения умерших открывались новые кладбища, такие как Calvory и Bellefontaine.
Горожане боролись с эпидемией. В каждом квартале постоянно действовал патруль, следящий за тем, чтобы люди пили только кипяченую воду, ели только вареные овощи, соблюдали правила гигиены. Большие пруды, другие водоемы пришлось высушивать. Были проложены новые магистральные трубы, которые улучшили систему канализации
В фойе церкви Сент-луисского университета College Church есть мемориальная доска в память о событиях 1849 года. На ней по латыни и по-английски написано, что профессора и студенты Сент-луисского университета организовали молебен Святой Деве. Они обещали, что увековечат мраморной мемориальной доской память о страшном бедствии. Доска будет помещена над статуей Святой Девы, на голове которой будет красоваться серебряная корона. Они выполнили клятву: мемориальный комплекс занял свое место в фойе церкви.
Другой трагедией в 1849 году был большой пожар. 17 мая в 10 часов вечера на пароходе «Белая туча» вспыхнул пожар. Сильный ветер перебросил огонь на другие пароходы, стоявшие на пристани реки Миссисипи в ожидании разгрузки. Сгорело 23 парохода.
На пристани лежали выгруженные с пароходов товары, среди которых были легко воспламеняющиеся. Огонь перекинулся на ближайшую к пристани улицу Locust. Волонтерские пожарные команды со своим допотопным снаряжением были не в состоянии справиться с бушующим пламенем. Многие дома на улице были деревянными, и их мгновенно охватило пламенем.
Из Арсенала привезли бочки с порохом и расставили на пути огня. Во время тушения пожара произошел трагический случай. Взорвался бочонок с порохом, который слишком близко к огню подкатил капитан одного из пароходов Томас Тарги. Он погиб, его именем названа улица, его портрет можно увидеть в экспозиции Исторического музея.
Чтобы остановить огонь, стали взрывать деревянные строения на его пути. Но ветер продолжал раздувать пламя, и пожар дошел до улицы Market. Выгорело 8 кварталов, где были размещены жилые дома и главные бизнесы. Отдельные очаги пожара продолжали свою разрушительную деятельность. Горели склады на Elm стрит, и вскоре ветер образовал вторую волну большого пожара, которая уничтожила еще 10 кварталов.
Огонь уничтожил сотни жилых домов и большинство предприятий города. Сколько людей погибло, источники не сообщают. Бизнес и торговля были парализованы, однако, благодаря полученной страховке, многие фирмы получили финансовую помощь и смогли возобновить работу.
Пословица говорит: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». После пожара застройщики стали стро¬ить новые дома из кирпича. Улицы и пристань были расширены. В городе были созданы профессиональные пожарные команды. Через несколько лет город полностью залечил раны, нанесенные пожаром. В последующие годы, если и возникали пожары, они быстро ликвидировались.
В то же 1849 году произошел случай, который взволновал весь город. Два брата, молодые французские аристократы Гонзалф и Раймонд Ментескю решили совершить охотничью туристическую поездку. Они остановились в сент-луисском отеле Barnum City. В одну из ночей французы после неумеренного употребления спиртных напитков в состоянии невменяемости убили в отеле двух человек и двоих ранили. Аристократам грозило линчевание, но власти вмешались вовремя и дело передали в суд.
Суд приговорил французов к смертной казни. Но Министерство внутренних дел Франции обратилось к США с просьбой о помиловании. Губернатор штата Миссури помиловал виновных, обосновывая это тем, что один из них был в невменяемом состоянии, а второй сам не убивал. Весь город горячо обсуждал это событие.
В том же 1849 году произошло ограбление банка The Bank of Missouri. Грабители похитили 120 тысяч долларов – огромную по тем временам сумму. Ни преступников, ни денег так и не нашли.
В том же году миссурийские законодатели одобрили так называемую «резолюцию Джексона», будущего губернатора Миссури. В резолюции указывалось, что федеральное правительство не имеет права вмешиваться в дела штата. Эта проблема назревала давно, и стала одной из причин Гражданской войны. Но до Гражданской войны оставалось еще 12 лет...
А в том году Томас Бентон, сенатор от Миссури, видный политический деятель, горячий сторонник сильной централизованной власти поспешил приехать из Вашингтона в Сент-Луис и опубликовать страстный призыв ко всем миссурийцам отказаться от резолюции Джексона.
Одна его декларация гласила:
«Я не могу и не хочу делать что-либо, чтобы расторгнуть союз (американских штатов) или настроить одну часть его против второй. Я призываю всех и каждого в отдельности поддерживать меня».
В результате движения за отмену резолюции Джексона удалось расколоть партию противников союза между штатами и приобрести новых сторонников.
1849 год давно стал историей города Сент-Луиса. Сегодня другие проблемы волнуют сентлуиссцев. А события эпидемии холеры и большого пожара не исчезли во тьме веков. Материалы о них бережно хранятся в сент-луисских музеях.
Рувим Канторович,
Сент-Луис, Миссури