На фоне западного санкционного бума против России, историки отправились в архивы, чтобы найти наиболее смехотворные запреты прошлых лет. Долгое время считалось, что в США не разрешена продажа одного из самых популярных русских символов – балалайки. Якобы в 40-м году президент Рузвельт подписал «антибалалаечный» закон. Документ постоянно продлевался, и в первозданном виде дожил до наших дней. Корреспондент Нина Вишнева провела историческое расследование и докопалась до истины.
В эту церковь он приходит почти каждый день. По воскресеньям – работать, в будни – репетировать. Настоятель обязательно встречает у входа – еще бы, местная знаменитость.
Отец Мэтью, настоятель храма «Святых апостолов»: «Когда я говорю новым прихожанам, что наш церковный дирижер играл на балалайке для фильма «Доктор Живаго», все просто в восторге».
Знаменитый саундтрек картины – дело рук Леонарда Дэвиса. Сейчас его руки слушаются плохо.
Все-таки без малого 90, но все равно каждый день инструменту не менее полутора часов отводит. Тем более балалайка именная, сам Налимов делал. А в Америку привез лично Рихтер.
Леонард Дэвис, балалаечник: «Помню, я приехал к нему в гостиницу. Рихтер держал балалайку – Леонард? Леонард Дэвис?».
О том, что в Штатах якобы существует секретный закон, согласно которому массовое производство и продажа балалаек запрещены, Леонард Дэвис впервые услышал от нас.
– Вы знали, что в 40-м году такой закон подписал Франклин Рузвельт?
– Никогда не знал. Никогда. Неужели подписал? Ах, шельмец...
80 лет играю – ни о чем таком не слышал, – говорит Дэвис. Уверяет, что национальную Ассоциацию домристов и балалаечников, в которой состоит, это тоже сильно удивит.
Удивительного и впрямь много. По некоторым источникам, президент Рузвельт подписал антибалалаечный закон в 40-м году. И будто каждые 10 лет он продлевается. Даже Обама, получается, в 2010-м приложил к нему руку. Потому как балалайка – инструмент не столько музыкальный, сколько пропагандистский. Символ советского образа жизни. Вот и ввели в отношении этого символа санкции. Если верить источникам. Между тем, русский народный инструмент в Америке на руках носят.
– Сначала я ее кладу вот так, потом меняю угол, наклоняю и осторожно выхожу, чтобы ничего не задеть.
В Санкт-Петербурге Леонид Брук играл американский рок, в Нью-Йорке перешел на русский фолк. Бас-гитару поменял на контрабас-балалайку.
Леонид Брук, музыкант: «Многие изумляются – что это за инструмент. Считают, что это бузуки. Я говорю – нет, это балалайка».
Его коллекции могут позавидовать музеи – тут и российские мастера, и американские. Эта на фабрике Луначарского сделана. А вот этот экземпляр – Янки, как любовно называет его Леонид, – Made in USA. В том самом судьбоносном 40-м году.
– Основное название компании заляпано чернилами. Это тайна.
Последняя надежда, что тайна напрямую связана с антисоветскими происками Рузвельта, лопнула, как балалаечная струна: юристы никакого закона в архивах не нашли.
Вот что сказал Феликс Финкел, адвокат: «Это миф! Это невозможно! Чтобы президент действительно запретил производство или импорт чего-либо, госструктуры должны представить президенту доказательства, что этот продукт наносит вред здоровью граждан. Как, допустим, марихуана или кокаин».
Тиражируемая Интернетом информация, что для игры на балалайке в Америке нужна какая-то особая лицензия, тоже оказалась «уткой». В подвале или в церкви, хорошо или плохо – играть не возбраняется. И производить. И продавать. Во всяком случае, пока.