«Эпоха джаза» началась после первой мировой войны, когда американская нация стала в основном городской. Своим названием была обязана глубокой и разнообразной новой популярной музыке, которая была в основном детищем городских негров.
Историки не могут достичь единодушия по вопросу о происхождении слова «джаз»: некоторые говорят, что оно африканского или креольского происхождения, другие – что оно является производным от имени музыканта. Многие американские лингвисты каким-то образом связывают его с простонародным выражением «to jazz», означающим половой акт. Но никто не отрицает, что это американское направление в музыке было создано афроамериканцами и процветал джаз благодаря таланту, энергии и воображению городских негров.
Маэстро
С начала возникновения города Сент-Луиса в нем проживали группы афроамериканцев. Со временем их число возрастало за счет привоза с американского Юга черных рабов, а после окончания Гражданской войны – свободных деревенских жителей.
Они принесли с собой музыкальные традиции своего народа, которые разнообразили и обогащали жизнь горожан. Сент-Луис завоевал репутацию музыкального города. И совсем не случайно новый музыкальный стиль рэгтайм родился в Миссури, точнее, в Сент-Луисе и Седалии, а затем распространился по всей Америке.
Рэгтайм – это ритмичная музыка с ярко выраженным мелодическим рисунком. Для этой музыки характерен ритм синкопа (перенос акцента с сильной доли такта на слабую). Обычно исполняется правой рукой при поддержке устойчивым ритмом в левой руке. Стиль рэгтайма был популярен в США в начале XX столетия, а затем возродился в 70-х годах.
Рэгтайм был предшественником джаза, возникшего между 1910 и 1917 годами. Вначале рэгтайм был нотной музыкой, исполняемой на пианино, и отличался от джаза тем, что не допускал импровизации, которая появилась на более поздних этапах.
Главным распространителем рэгтайма стал афроамериканец, музыкант и композитор Скат Джоплин. Он родился в 1868 году и был одним из шести детей в семье бывшего раба. Детство его прошло в небольшом городке Таксаркане, штат Техас. Родители еще в раннем возрасте обратили внимание на интерес Ската к музыке и всячески поддерживали его. Так, сосед научил мальчика играть на пианино, скрипке и трубе. В одиннадцатилетнем возрасте Скат Джоплин уже отлично играл по нотам, импровизировал и даже начал составлять музыкальные композиции.
Юный музыкант с группой сверстников завоевал популярность в своем городе. Но беспокойный характер и честолюбие заставили его искать более многочисленную аудиторию слушателей. В 17 лет он впервые побывал в Сент-Луисе, а через три года покинул свой дом и отправился на поиски славы и денег.
Молодого черного музыканта притягивали развивающиеся города Среднего Запала. Они буквально кишели торговцами, предпринимателями всех мастей, игроками и авантюристами, приехавшими за ловлей удачи и большими заработками. Скат играл в ресторанах, магазинах, театрах, на вечеринках и пикниках.
В начале 90-х годов Джоплин опять приехал в Сент-Луис и выступал везде, где его слушали, даже в салунах и публичных домах, размещавшихся тогда на улицах Маркет и Чезнат.
В конце 90-х годов Скат Джоплин перебрался в маленький городок штата Миссури – Седалию и устроился работать в «Maple Leaf Rag», что в переводе означает: «Клуб кленового листа».
В этот период ему удалось создать несколько музыкальных шедевров, одним из которых было произведение «Maple Leaf Rag», названное так по имени клуба. Популярность этого произведения была так велика, что типография Jonn Stark & Son, в которой печатались ноты, не успевала справляться заказами.
Весной 1900 года, уже зрелым мастером, окрыленный успехом, возвратился Скат Джоплин в Сент-Луис. Он поселился в доме № 2658 на улице Делмар. С ролью странствующего музыканта было покончено. Джоплин решил посвятить себя композиторской деятельности. У него появились ученики, и он смог успешно сочетать преподавание музыки с творчеством.
1900 – 1903 годы были для композитора наиболее успешными. Он сочинил и опубликовал несколько своих лучших произведений, в том числе Elite Syncopation, March Majestic и Ragtime Dance. Его произведение The Entertainer получило второе рождение в 1973 году, когда вышел кинофильм, в котором эта песня Джоплина была ведущей темой.
В 1904 году в Сент-Луисе открылась Всемирная Выставка. Чудесный, в виде каскадов, водопад, созданный в Форест Парке на территории выставки, постоянно привлекал к себе внимание посетителей. Зрелище падающей воды вдохновило композитора на создание произведения, которое он так и назвал: «Каскады».
На протяжении всей своей творческой жизни Скат Джоплин стремился не только к достижению легкого успеха и материального благополучия, но и пытался доказать, что рэгтайм является одним из видов серьезной музыки. Он сочинял сложные композиции в стиле рэгтайм. Он даже стал создавать в этом стиле оперы.
В 1903 году им была написана опера The quest of Honor. А в 1911 году он создал оперу Treemonisha, которой в 1976 году была присуждена специальная Пулитцеровская премия.
К сожалению, дальнейшая жизнь Ската Джоплина сложилась неудачно. Печаль после смерти ребенка, разрыв с женой заставили его покинуть Сент-Луис. В поисках дальнейшего артистического удовлетворения он переехал в Чикаго. Однако, через короткое время, он отправился в Нью-Йорк, где тяжело заболел. В апреле 1917 года, в возрасте 49 лет, Скат Джоплин скончался.
При его короткой жизни не очень многие люди понимали истинную ценность творчества этого человека. Только через полстолетия его рэгтаймовские композиции получили мировое признание. Эстафету рэгтайма подхватили его ученики и последователи. Влияние Джоплина чувствуется в музыке композиторов Чарльза Ивса, Эрика Сати, Игоря Стравинского и других.
Произведения Ската Джоплина вошли в программы обучения американских музыкальных школ и колледжей.
Общественность Сент-Луиса чтит память Ската Джоплина. Ежегодно проводятся вечера и концерты, посвященные его творчеству. Дом 2658 на улице Делмар получил статус национального исторического памятника и в нем открыт музей Ската Джоплина.
Сент-Луис блюз
Название «Сент-Луис блюз» имеет не только хоккейная команда города. Так называется блюз, известный во всем мире.
Но мало кто знает, что эту мелодию написал музыкант и композитор William Handy (Уильям Хенди), которого по праву называют «отцом блюзов».
Уильям Хенди родился в 1873 году в городе Флоренция (штат Алабама). Еще в школе он увлекался музыкой. После окончания колледжа для черных американцев Уильям некоторое время работал учителем. Но его влекла музыка, и вскоре он стал руководителем небольшой группы музыкантов, которая путешествовала по Америке.
В конце 80-х годов он приехал с квартетом музыкантов в Сент-Луис в надежде обосноваться в этом городе. Но квартет распался, и Уильям Хенди влачил полунищее существование, перебивался случайными заработками.
Однажды он стоял у дверей кафе, откуда доносилась песня гитариста. Уильям зашел в помещение. Бармен, увидев негра в грязных лохмотьях, хотел его выгнать, но тот вдруг запел следующий куплет песни, которую исполнял гитарист. Ради шутки ему дали гитару и попросили спеть. Публике понравилось, ему собрали среди посетителей приличную сумму денег.
Уильям Хенди стал петь в этом кафе каждый вечер. Он постоянно обновлял свой репертуар, записывал негритянские народные мотивы. Известность принесла ему и хорошие заработки. В 1898 году Уильям Хенди женился. У них в семье было пятеро детей.
Наступил XX век. В музыке уже появилось новое направление, которое в Чикаго в 1915 году получило название джаз. Первые джазовые оркестры с присущей им импровизацией появились в Новом Орлеане еще в конце XIX века, но расцвет джаза начался в начале XX века.
В основе нового стиля лежали два направления – регтайм и блюз. Блюз в переводе с английского означает уныние, меланхолию. Это песенно-танцевальная форма лирического характера.
С 1905 года Уильям Хенди жил с семьей в Мемфисе, штат Теннеси. В 1907 году в этом городе должны были состояться выборы мэра. Кандидат на эту должность Крамп попросил Уильяма Хенди написать песню, которая помогла бы ему заставить черных избирателей проголосовать за него. Так появилась песня «Мистер Крамп». Затем с небольшими изменениями она была издана под названием «Мемфис блюз». Через два года, в 1909 году настал звездный час композитора. Он написал мелодию песни «Сент-Луис блюз».
В середине 20-х годов известный эстрадный певец Беси Смит сделал «Сент-Луис блюз» национальным хитом своих выступлений.
«Сент-Луис блюз» пели, танцевали, высвистывали и напевали на всей планете. И если где-то упоминали город Сент-Луис, то на слуху возникала мелодия блюза. Даже через железный занавес в Советский Союз она проникла. Правда, пластинку с блюзом можно было купить только на черном рынке.
Пародисты в 60-х годах на эту мелодию писали куплеты. Когда мы еще не подозревали, что окажемся в самом центре Америки, в городе Сент-Луисе, мы слышали куплет: «Сан-Луи, Лос-Анжелос (простим неправильное произношение названий городов) объединились в один колхоз». Юмор в этом куплете очень сомнителен, но музыка нам очень нравилась...
В 1963 году король джаза Луи Армстронг, памятник которому поставлен в центре города Нью-Орлеан, на бенефисе сент-луисского симфонического оркестра первым номером исполнил знаменитый блюз.
В 1917 году Уильям Хенди переехал в Нью-Йорк. Там он создал новый оркестр. «Сент-Луис блюз» принес ему славу и материальное благополучие. Хенди открыл свое собственное издательство и стал членом Американского общества композиторов и издателей. В 1926 году он издал «Антологию», в которой собраны лучшие традиционные блюзы.
Уильям Хенди написал более 150 блюзов, эстрадных песен, духовных гимнов и оказал большое влияние на джазовую музыку. К концу 40-х годов здоровье его ухудшилось. Умер Уильям Хенди в 1953 году.
В память о выдающемся композиторе в 1979 году установлена премия Уильяма Хенди за лучшее исполнение блюзов. В Сент-Луисе именем композитора назван один из парков – Хенди парк.
В заключение предлагаю вам текст песни-пародии на движение по укрупнению колхозов в 1950-х годах в СССР. Автор неизвестен. Музыка блюза «Сент-Луис».
Сент-Луис шумный и Лос-АнжелОс
Объединились в большой колхоз
Изба-читальня, 102-й этаж,
Там русский бальный лабает джаз.
Под звуки джаза старый гангстер Джон
Был в комбайнеры произведен.
Колхозный сторож Иван Кузьмич
В защиту мира толкает спич:
«Остановись, прохожий, протри свои глаза,
Не видишь разве, что все мы – ЗА?
Мы за мир и наша цель ясна –
Нам нужен стиль, нам не нужна война.
Мы за мир в колхозе Сент-Луи,
Мы за мир, враги нам не страшны».
Родятся дети, и неизвестно – чьи? –
В родильном доме колхоза Сент-Луи.
Сент-Луи – колхоз – миллиардер,
Там председатель – Остап БендЕр.
Рувим Канторович,
наш корр.,
Сент-Луис, Миссури