Короткая поездка в Москву пришлась на пасху. Я сочла это особым благословением – встретить самый главный православный праздник в России. В ночь с 19 на 20 апреля друзья повезли нас с сыном на пасхальную службу в Андреевский монастырь.
В самом центре Москвы, на Воробьевых горах располагается эта древняя обитель, возникновение которой предание относит еще к 13 веку. Документальные свидетельства о «Преображенской пустыни» относятся к середине 16 века.
Чудесное избавление Москвы от нашествия крымского хана Кызы-Гирея в 1591 году, случившееся в день памяти мученика Андрея Стратилата, подвигло москвичей соорудить в обители сначала деревянный, а затем в 1675 г. – каменный храм во имя святого мученика Андрея Стратилата. С тех пор монастырь стал называться Андреевским.
История обители связана с размещением в ее стенах с середины 17 века «учительного братства», объединившего образованнейших монахов «ради учения книжного», ставшего по существу первой академической структурой в Москве. До сих пор в Андреевском монастыре хранится ценнейшая коллекция редких книг.
Монастырский храм был заполнен людьми в праздничных одеждах. Женщины держали на руках грудных младенцев и малолетних детишек. Бросилось в глаза большое количество молодежи. Многие прихожане держали в руках зажженные свечи. Специально для пасхального богослужения в монастырь из Храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме был привезен Благодатный огонь. Я не заметила, как зажженная свеча оказалась и в моей руке.
Вел службу наместник Андреевского монастыря, епископ Дмитровский Феофилакт. Божественно пел знаменитый хор Андреевского монастыря – о радости воскресения Господня и победе жизни над смертью. Под пение «Воскресение Твое, Христе Спасе» мы двинулись Крестным ходом по территории древней обители.
После Крестного хода народ вновь заполнил храм, однако немалая часть прихожан осталась на улице, на ступеньках храма. Неожиданно ночную темноту разрезал звонкий мальчишеский голос: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» – ликующе выдохнула наша толпа. «Христос Воскресе!» – прокричал уже густой мужской баритон. «Воистину Воскресе»! – радостно ответили ему сотни голосов. «Христос Воскресе!» – это был уже женский голос. «Воистину Воскресе» – с энтузиазмом ответили прихожане. Эта перекличка продолжалась долго.
Мы зашли в храм и помолились. О здоровье и благополучии родных и близких, о том, чтобы Господь не допустил братоубийственной войны в Украине… Думаю, что в этот день в Андреевском монастыре было много подобных молитв.
Ольга Тарасова