Михаил Моргулис – президент фонда «Духовная дипломатия». Основная задача фонда – предотвращение и решение конфликтов в мире при помощи принципов любви, которые заложены еще в Библии. Но и в душе у каждого должны быть мир и любовь. Как к этому прийти нам, иммигрантам, которые каждый день сталкиваются со стрессом и борьбой за выживание.
– Михаил, иммигранты приезжают сюда – в новую страну, не могут достичь каких-то высот и приходят к духовному тупику. Что им делать?
– В жизни очень много несчастных людей, которые не могут ответить на самый главный вопрос: что они тут делают на земле, в чем смысл этой жизни? На эти вопросы пытались ответить и Шекспир, и Толстой, и Шопенгауэр, и Кант, и Соловьев, и Бердяев, и все, все, все. Но этого недостаточно. Потому что каждый человек сам себе задает вопрос и, в силу своего понимания жизни, пытается сам себе ответить. В этот момент ни Бердяев, ни Кант не помогут.
Многие люди видят перед собой только одну жизнь. Я встречал довольно часто умных людей – ничего не понимают. Они не понимают, что помимо физической жизни существует огромная духовная жизнь, которая от них закрыта. И они в этой жизни не живут. Поэтому их интересы и возможности ограничены физической жизнью. Поэтому они и не могут ответить на этот вопрос себе: почему я здесь, для чего я живу, почему я попал в такой тупик, где у меня нет радости от жизни, никакого счастья, как люди говорят. Я встречал очень богатых людей – миллиардеров, миллионеров, которые были в таком же состоянии.
– Заработать деньги легче, чем работать над душой?
– Я бы не ставил так вопрос. И то, и то, наверное, тяжело. Конечно, можно и так сказать, что сделать счастливой душу, намного труднее, чем заработать миллион долларов.
Я считаю, что человек на этой земле создан творцом, Богом, архитектором – как хотите называйте это слово Бог, чтобы найти когда-то утерянную связь с этим творцом. Когда-то после изгнания Адама и Евы из Эдемского сада прервалась эта связь с Богом. И бог им сказал, вы не хотели быть со мной, вы будете обдуваемы ветрами, вы будете страдать и будете плакать, вы будете работать до седьмого пота и так далее. Оборвалась связь с Богом. И я думаю, что одна из целей человека на Земле найти, восстановить эту прерванную связь. Когда мы восстанавливаем эту связь, мы начинаем понимать, для чего мы живем. Мы понимаем, что жизнь наша не ограничивается только нашим пребыванием на земле, что жизнь наша может продолжаться в другом измерении, в другом качестве, в другом состоянии.
На многие эти вопросы отвечает и Библия. Христос говорил: «Я есть и путь, и истина, и жизнь». Политики предлагают человеческие пути к счастью. Они не исполняются. Они не могут быть исполнены. Путь, на котором стоит Христос, может быть, это и есть путь к человеческому счастью.
– А мне кажется, люди наоборот бегут от своего счастья, бегут из этого рая, который есть на земле. Здесь есть все условия, чтобы жить нормально. Почему люди бегут из рая?
– В мире действуют две силы мощные: сила Божья и сила дьявола. Дьявол – это чрезвычайный властитель человеческих душ. Дьявол – это изобретатель всех искушений. Дьявол – это то, что мы называем всемирное зло. Господь допускает это по какой-то своей Божьей справедливости. Божья справедливость и человеческая справедливость, это совершенно разные понятия. Мы хотим видеть Бога такими, как мы. И вот что есть несправедливо с нашей стороны, мы считаем несправедливо и с Божьей. Совсем, может быть, наоборот.
Дьявол создал и наркоманию, изобрел и самоубийства. Дьявол создает все возможные ухищрения, чтобы перетащить человека от добра ко злу. Я знаю, что мир деградирует нас. И если Бог не вмешается, наш мир придет к концу. В этой экстремальной ситуации, когда мир наполнен атомным оружием, химическим оружием, когда мир наполнен злостью народов друг к другу, одна надежда на творца вселенной, того, кого мы называем Всевышним.
Люди бегут, потому что искушаемы. Поэтому бегут в сторону зла.
– Сегодня религию зачастую превращают в инструмент идеологии. Как простому человеку с улицы разобраться, где правда, а где его обманывают?
– Я отвечу, как я понимаю. Я не могу отвечать за всех. Если я скажу, что моя истина главная, а все остальное – ерунда, я заведомо скажу ложь. Потому что я до конца не знаю. Я знаю, как я понимаю.
Все наполнено мудростью и светом. И Тора наполнена иудейской мудростью и светом. И Библия наша, и Новый Завет в Библии. И в Коране есть много прекрасных страниц.
У нас в христианстве, многие считают, достаточно носить крестить и этот крестик определяет принадлежность к христианству. Неправда это, это дикая ложь. Потому что крестик не спасает, крестик не делает человека счастливым. Посещение церкви сделает человека на час, на полтора каким-то спокойным. Он выходит оттуда таким же несовершенным, злым, грешным человеком.
Я знаю, что по моему понятию, спасает только Христос. Многие думают, что христианство и Христос – это одно и то же. Нет, это совершенно разные вещи. Христианство не помогает и не спасает человека. Христианство может выполнить какую-то психологическую функцию. На исповедь вы придете, свалите свои грехи на кого-то… Но человек принимает у вас эти грехи, такой же грешный, как и вы. А вам нужно прямое общение с Богом. Я вот недавно написал: если хотите видеть Бога, не смотрите на человека. Свой взор душевный направляйте только на Бога. От Бога вы услышите те вещи, которые никогда не скажет человек. И услышанное от Бога – это абсолютное доверие.
И простому человеку – не священник нужен. Хотя это тоже важно, церковь – это место, где люди могут собираться и славить Бога. Ему не пастор нужен, ему не раввин нужен, ему не мулла нужен. Ему нужен тот, как писала моя мама когда-то: «Кто праведник, ответь. Священник, раввин, мулла? Нет. Тот, в ком любовь жила».
Священнослужители всех религий нужны тоже. Но человеку для реального счастья, для реальной радости и осознания цели своей на Земле нужно личное прикосновение Господа. Личный контакт с ним, личные взаимоотношения. Человек так может выстроить. Он не должен слушать только человека, который говорит ему, что так заповедано. Он должен читать Библию. В Библии написаны те слова, которых нам не хватает в жизни. Эта книга, как ни странно, самая популярная в мире, но ее многие не читают. Особенно в России.
Поэтому я думаю, что человеку нужен Бог для счастья. Не человек.
Почему многие церкви в Америке, России, Европе потеряли духовную силу? Потому что церковь – это место, предназначенное для встречи человека с Богом. А там этой встречи не происходит. Происходит встреча человека с человеком. Если я грешный и вы – грешный встретились в церкви и потолкались, послушали священника, мы выйдем оттуда такими же, как мы пришли, грязными и несовершенными. Ничего не заменит личного общения с Богом! Все эти слова знают, но никто их не выполняет: «Придите ко мне труждающие и обремененные, и я успокою вас». Слова Христа. И никогда к нему не приходят. Приходят в церковь, к священнику, раввину, получают какой-то заряд мудрости, но соприкосновения с небесной силой не происходит.
– Как к этому прийти? Где эта дорога?
– Личная молитва. Молитва – это единственный способ разговора человека с Богом. Никаких других способов больше нет. Все очень просто, Бог не делал сложности для нас. Это мы составили сложности, чтобы человеку было трудно прийти к Богу. Театрализация, декоративность. И за всей этой театрализацией пропадает сам Бог. В своей книге «Тоска по раю» я говорю, что мы напомадили Бога, разукрасили, мы его нарядили. А он был такой, каким был: в своем хитоне, распятый на кресте, облитый кровью.
– Как вы сам нашли Бога?
– Я достаточно долго шел. Тогда в Советском Союзе было время, когда об этом даже вслух не говорили. Это считалось на уровне помешательства. Я тогда об этом думал, но это было все в тайне. Я посетил несколько раз церкви. Но те церкви, которые для туристов, где кадят и поют, чтобы туристы насладились загадочной русской душой. Я посетил несколько тайных собраний, где люди говорили об этом. И я понял, что путь к Богу – только через личное общение с ним. Это должен быть не другой человек. Да он может помочь вам: много разумных священников, пасторов, раввинов. Они могут сказать – как. Но они сами – не поводыри для вас. Так и слово божье, Библия говорит.
– У вас в одной книге есть мысль, что для того, чтобы прийти к Богу, нужно пройти через Голгофу. Это для всех? Или у каждого просто свой уровень Голгофы?
– Об этом много не говорят, но я считаю, что каждый человек проходит в своей жизни свою маленькую Голгофу. Через страдания, обиды, через болезни. И это помогает прийти к Богу. Это необязательно, это не один только путь.
Человеческие страдания затеняют все другие человеческие желания. И остается только главное и первое желание – быть с Богом.
После наших страданий все в жизни кажется мелким, ненужным. После болезни человек по-другому смотрит на мир. Он вдруг увидит цветок, он вдруг услышит шелест дерева, он увидит раскраску листа. Он вдруг увидит знакомое лицо, которое по-другому смотрит. Наши страдания – это есть отражение Голгофы Христа.
– Говорится: возлюби ближнего своего. Зачастую в российской традиции видишь любовь через ненависть. Как возлюбить?
– Там очень важная фраза, которую вы не закончили. Она приводит в смущение многих людей. Там написано: возлюби ближнего своего, как самого себя.
– А многие ненавидят самого себя.
– Нет, это кажется. Они ненавидят себя за какие-то свои поступки, за что-то. Но человек изначально любит себя. Когда вы приходите на похороны, то видите, что люди плачут, но в глубине глаз такая мысль у многих, что, слава Богу, что это не я лежу в гробу. Человек любит себя. Если в больнице кто-то, он жалеет, но «слава Богу, что это не я». У него в душе это звучит, он скрывает сам от себя это.
Это не даром сказал Господь: возлюби как самого себя. Некоторым христианам не нравится это. Они говорят: как самого себя? «Себя мы должны не любить, мы должны любить только Бога». Но если мы научимся любить другого как самого себя… Это значит, достигнуть уровня такого сопереживания, что я буду ощущать вашу боль. Буквально невозможно на сто процентов, но частично я буду ощущать вашу боль. И в этом я приближаюсь, что возлюбил ближнего своего как себя.
Вот это и есть самый главный момент в жизни христианина, когда он может сопереживать чужие страдания, чужую боль. Не просто помолиться, похлопать по плечу и сказать, что все будет хорошо.
Есть великие слова у апостола Павла. Павел, который был гонитель христиан. Он обратился ко Христу, когда шел в Дамаск, чтобы арестовывать христиан. И господь его остановил на дороге, и он ослеп. Уже слепым Павел сказал: «Кто ты?» Ему отвечает голос: «Это тот, которого ты гонишь». Тогда Павел обратился. Потом уже, когда он стал великим миссионером, он сказал такую фразу: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». И все-равно я ему не верил до конца. Я думал: «Павел, Павел, ты великий апостол. Может быть самый великий из апостолов. Но все может только Бог». Но потом мне стало ясно, что он имел в виду, когда я прочитал другую его фразу: «И уже не я живу, а живет во мне Христос». И тогда я понял, что если в нашем сердце, в нашей жизни, в обычной жизни, бытовой, поселяется Христос, то становятся понятны слова Павла.
Каждый человек, который считает себя христианином, он многое может в жизни. И любить, и страдать с кем-то, и сопереживать чужой боли. И лично познать Бога. Лично, не через других людей, даже уважаемых.
Надеюсь, что люди будут искать свой путь со словами «Я есть путь, и истина, и жизнь».
Для меня не важно, любят ли меня в ответ. Для меня важно, чтобы я не прекращал любить. Для меня не так важно, почему я страдаю. Для меня важно, что я страдаю во имя Господа, за которым я иду.
Валерий Тарасов,
Норд-Порт, Флорида