Театральные постановки с участием детей имеют ряд особенностей, которые связаны с громадными организационными усилиями. Они занимают много дополнительного времени по выходным на дополнительные репетиции, разработку и шитье костюмов, изготовление декораций, подбор музыкального оформления... Все, что обычно в театре выполняет целый штат сотрудников, в самодеятельном детском театре выполняет, как правило, единственный человек, для которого театр – это процесс воспитания творческой личности ребенка, а не зарабатывание денег.
Что же может заставить человека, далекого от мира искусства, стать режиссером детского театра?
Ответ прост – занятия театром помогают воспитанию детей гораздо эффективнее, чем другие занятия или уроки.
Во-первых, театр помогает развитию языковых способностей ребенка, как за счет пополнения словарного запаса, так и за счет артикуляционных упражнений, направленных на улучшение произношения текста. Для детей, живущих в среде другого языка такая работа с языком необходима как воздух.
Одна из моих любимых профессоров в Монтгомери колледже, которая преподавала мне детскую литературу, рассказывала, что когда учитель читает маленьким детям книгу на уроке, дети сразу реагируют и чувствуют хороший перед ними актер или нет. Дети не будут слушать дальше, если им неинтересно читают. «Всегда читайте детям так, чтобы они смогли представить себе историю из этой книги. Так чтобы герои ожили и заговорили разными голосами»,– говорила профессор Фланк.
Процесс воспитания подразумевает процесс формирования личности человека и прежде всего главной ее черты – самооценки. Каждый человек имеет мнение о себе. Это мнение не в последнюю очередь зависит от оценки окружающих его людей, а так же событий с ним происходящих. Часто ребенок занижает свои заслуги и возможности и именно поэтому ребенку необходимо формирование позитивного опыта побед над собой и своими страхами, который как раз и может дать ему театр. Некоторым необходимо преодолеть страх, застенчивость и робость. Другим необходим опыт реагирования на различные ситуации в жизни, которого в раннем возрасте может просто не быть. Для детей важно «проиграть» и прочувствовать на театральных занятиях различные жизненные ситуации, для того чтобы сталкиваясь с подобными случаями в реальной жизни позднее, уже знать и уметь реагировать на них адекватно.
Очень часто ребенок не умеет выражать правильно свои эмоции и даже не осознает о существовании таковых. И тут театр с его героями приходит ему на помощь. День, за днем, отрабатывая навыки общения и самовыражения, ребенок формирует правильное представление о себе и о мире вокруг.
Дети, работающие в театре, – да, именно работающие, потому что для многих это тяжкий труд, со временем становятся более независимыми и раскованными, они знают чего заслуживают в жизни, знают, как и когда реагировать на ту или иную ситуацию, у них много друзей, потому что для них не представляет труда подойти к незнакомому человеку и сказать: «Привет, как тебя зовут?» В наш век поголовной электронизации это умение стоит многого.
Анастасия Воронцова, председатель оргкомитета международного Фестиваля детских и юношеских русскоязычных театров, г. Вашингтон