В 1906 году район, примыкающий к Вашингтонскому университету, был назван University City. Через него с востока на запад проходит центральная улица Делмар. Когда первые поселенцы поставили свои домики вдоль дороги, возникла улица, которая ждала своего наименования. После долгих споров поселенцы прибывшие из двух американских штатов Делавер и Мэриленд, решили назвать ее сокращенными именами этих штатов. Получилось Делмар. На этой улице в 1909 году возле городской мэрии соорудили ворота, рядом с которыми установлены каменные львы, ставшие символом этого района. Участок улицы от ворот со львами до улицы Eastgate известен, как Loop (петля). Здесь была конечная остановка трамвая, ходившего по улице Делмар в начале века. Он делал здесь разворот (петлю), чтобы идти в обратную сторону.
На участке улицы Делмар от львов до улицы Скинкер много маленьких магазинчиков, закусочных и ресторанчиков. Как и в Париже, здесь прямо на тротуарах стоят столики, за которыми можно посидеть и поговорить с друзьями за чашкой кофе. Молодежь и студенты – частые гости этого маленького Парижа. Другое название этого участка улицы – «Латинский квартал».
Как и в Голливуде, здесь на тротуарах можно увидеть вмонтированные в них бронзовые звезды в честь знаменитых граждан Сент-Луиса. Я много раз посещал Латинский квартал – один и с друзьями, сидел за столиками кафе, и именно здесь пришли ко мне поэтические строки:
Ночь разукрасила Делмар огнями,
львы на воротах вздремнули.
Вдоль тротуаров сплошными рядами
автомобили уснули.
На тротуарах празднично, шумно.
К столикам не пробиться.
За одним столом беседуют умно,
смех за другим искрится.
А под ногами звезды из бронзы
в честь героев навечно лежат.
О людях славы в час этот поздний
ночью звезды молчат.
Но одна из «звезд» не молчит. Она говорит о короле рок-н-ролла, музыканте, композиторе и гитаристе Чаке Берри. Ее можно слышать и видеть по пятницам вечером в музыкальном баре Blueberry Hill.
Чак Берри родился в Калифорнии в 1926 году, но родители переехали в Сент-Луис, когда ему было всего несколько месяцев. Семья поселилась в северной части Сент-Луиса, где жили, в основном, афроамериканцы. Чак посещал баптистскую церковь, где частенько выступал, как ведущий вокалист церковного хора. Музыка влекла его с детства. В семилетнем возрасте Чак впервые сел за пианино, пытаясь сыграть какую-то популярную джазовую мелодию. Он с интересом слушал радиопередачи, когда передавали кантри-музыку и рок-н-ролл, считавшиеся музыкой «белых», любил он также слушать блюзы, которые считались музыкой «черных».
Чак и еще двое друзей-гитаристов организовали трио и выступали перед зрителями. Прошло несколько лет, и профессиональный музыкант Джон Клайд Джонсон обратил внимание на талантливого юношу, который виртуозно играл на гитаре. Вскоре этот музыкальный коллектив стали называть «Чак Берри трио».
В своей книге, которая называется «Чак Берри: автобиография», Чак вспоминает, что в Сент-Луисе по радио можно было услышать как «белую», так и «черную» музыку. «Когда я начинал свою карьеру исполнителя, – пишет он, – я хотел играть и ту, и другую – кантри-музыку и блюзы». Особенно любил он исполнять ритмичный рок-н-ролл. Здесь ему не было равных.
В начале 50-х годов Чак Берри был уже известным музыкантом, но его заработка явно не хватало для того, чтобы существовать, и он вместе с отцом и братьями работал плотником.
Шел 1955 год. Неожиданно Чак получил приглашение от владельца чикагской фирмы Chess Record Company Леонарда Чесса записать свои музыкальные выступления на пластинку. Он поехал в Чикаго и записал свой первый долгоиграющий хит и конечно, рок-н-ролл.
Старшее поколение помнит, как эта жизнерадостная мелодия быстро распространилась по всей планете. Просочилась она и в бывший Советский Союз. Испуганные ревнители «чистоты» музыкальной культуры сразу окрестили рок-н-ролл «музыкой толстых» и запретили ее. В советском энциклопедическом словаре о рок-н-ролле написано следующее:
«Рок-н-ролл (буквально «качайся и крутись») – современный американский танец, а также стиль джазовой музыки. Распространен в других странах» (Читай: «Не у нас!»)
Не жаловал этот словарь и такое танцевальное произведение, как блюз. Он писал:
«Блюз в переводе с английского означает уныние и меланхолию». Естественно, что с таким настроением, – считал словарь, – коммунизм не построить.
Большинство известных музыкантов становились звездами, перешагнув двадцатилетие. Чак Берри получил известность в 30 лет, когда в его репертуаре появились ставшие любимыми публикой произведения. Из года в год росло мастерство и виртуозность Чака Берри. Его выступления всегда проходили в переполненных залах различных клубов.
В те годы существовали раздельные клубы для белых и черных. Берри претило такое разделение по цвету кожи, он старался выступать перед смешанной аудиторией. В конце 50-х он стал выступать на сцене музыкального бара, который посещали любители музыки любого цвета кожи. Этот бар под названием Club Bandstand размещался на Grand Avenue недалеко от престижного в те годы театра Fox Theatre. По иронии судьбы в этот театр Чак, будучи подростком, не смог пройти из-за цвета кожи, а в годы расцвета его таланта там устраивали вечера в его честь.
Вскоре Club Bandstand по требованию белых расистов был закрыт, но Чак продолжал выступать в других залах города. Он зарабатывал на жизнь своей музыкой, и это позволяло ему безбедно существовать. Он приобрел два дома, в одном из них поселил своих родителей, в другом жил сам. О Чаке Берри создан кинофильм, в котором Берри выглядит очень молодо, хотя, когда создавался кинофильм, ему уже пошел седьмой десяток. Его 60-летний юбилей в 1986 году отмечался в Fox Theatre.
В отличие от других «звезд», Чак Берри не пил, а марихуану попробовал только один раз, после чего заболел. Он прожил с женой 40 лет. Другие женщины, и не только черные, не раз пытались покорить его сердце.
Однажды он увлекся белой женщиной и... его привлекли к судебной ответственности. В 1962 году он, черный человек, был обвинен в связях с белой женщиной. Газета Post Dispatch на своих страницах начала его травлю, а судья-расист посадил его в тюрьму.
Чак Берри обычно носит парчовый пиджак, белую рубашку, галстук с золотой застежкой. Таким видят его посетители музыкального бара Blueberry Hill в Латинском квартале. В свободное время он сидит там за столиком и потягивает апельсиновый сок. Иногда кто-то из посетителей узнает его, подходит и просит автограф. Владелец бара, его лучший друг, часто присаживается за его столик, и они обсуждают последние новости, чаще всего, спортивные.
Рувим Канторович,
наш корр.,
Сент-Луис, Миссури