Колумнист солидной газеты из Питтсбурга «Pittsburgh Post-Gazette» Дэн Симпсон написал статью про русских. Про русских, которые жили на территории Америки двести лет назад. И можно было бы не замечать мнение журналиста о событиях давно ушедших, если бы он не распространил свою некомпетентность и безграмотность тиражом около 200 тысяч в Пенсильвании.
Мало кто из американцев знает, что северо-запад страны – от Калифорнии до Аляски – в начале 19 века был спорной территорией между Америкой, Испанией, Британией и Россией, справедливо пишет Дэн Симпсон.
В своей колонке он рассказывает о недавно вышедшей книге историка Оуэна Мэтьюса «Славные злоключения: Николай Резанов и мечта о Русской Америке», посвященной попыткам Российской империи взять эту территорию под контроль. Мэтьюс пытается дать ответ на вопрос, почему миссия, возложенная на дипломата Николая Петровича Резанова, потерпела неудачу.
Свидетельства российского присутствия на Аляске видны и по сей день, пишет Симпсон. Большинство коренных американцев здесь – православные.
И в этом он абсолютно прав. Факты есть факты. Но дальше начинается мнение, которое Симпсон фактами не подтверждает, а ссылается на чужое мнение, пытаясь подтвердить свою версию.
В начале 19 века они не очень любили колонизаторов из России, пишет Симпсон. Сопутешественник Резанова писал, что его соотечественников «ненавидели повсеместно и при первой же возможности убивали». У русских поселенцев на Аляске на рубеже 18-19 веков было три главных интереса, пишет Симпсон. Меха и кожа, еда и выпивка, женщины. Именно в такой последовательности. Однако у Резанова был и четвертый интерес: добиться славы для «Российской империи и ее царей», а также добиться расположения при дворе в Санкт-Петербурге.
Создается впечатление, что сам Симпсон ничего кроме «Славных злоключений «о Русской Америке» не читал. Впрочем, и сама книга несколько о другом. Просто Симпсон увидел именно этот негатив и старательно рассказывает его читателям.
Забывая при этом представить всю картину освоения Америки в этот период.
Он прав, когда говорит, что местное население не любило колонизаторов. Но оно не любило также колонизаторов из Англии, Франции, Испании и других стран мира. Никто не любит колонизаторов. Но вот степень этой нелюбви бывает разная. И зависит она от той доктрины, от той идеи, которую несут с собой колонизаторы.
Португальские, испанские, а впоследствии и английские завоеватели появились в Новом свете, то есть в современных США с доктриной Открытия. Идею доктрины придумал и официально оформил Папа Римский Николай Пятый еще в 1452 году. Суть Буллы Romanus Pontifex была проста. Все земли, которые открывают португальцы принадлежат им как христианам. Нехристиан можно выгонять, забирать у них собственность, убивать и делать с ними все, что угодно. Папа Александр VI позднее распространил в 1493 г. право на завоевание вновь открытых земель и на Испанию на основании буллы Inter caetera, уже после открытия Колумба. Споры между португальцами и испанцами заставили папу Александра пояснить, что захват позволен только в отношении нехристианских земель. Вот с этой доктриной и пришли на американскую землю европейцы-первооткрыватели. В конце XV-начале XVI веков они вообще не считали индейцев людьми, так как о них ничего не было сказано в Библии. Некоторые католические теологи на этом основании даже утверждали, что жители Нового Света – существа, созданные сатаной для его личных целей. И только в 1537 году специальная булла Папы Римского формально признала индейцев людьми.
Кстати, Верховный суд США также официально закрепил доктрину Открытия в 1923 году в деле «Джонсон против Макинтоша». Суд постановил, что право на земли «открытых» земель принадлежит тем, кто их «открыл», а коренное население сохраняет право проживания на них, но не собственности на землю. То есть это решение суда окончательно отбирало у индейцев их землю. В последствии на основании данной доктрины уже в 1830 г. Был принят Закон о переселении индейцев, жертвами которого становятся Пять цивилизованных племен.
Любили ли индейцы этих колонизаторов из Европы? Глубоко сомневаюсь.
Теперь посмотрим на Россию. Как она завоевывала Аляску? Здесь тоже многое было непростым и неоднозначным. Но доктриной Открытия здесь не пахло. Здесь работала доктрина Патриархата. Государство и государь – это отец, который внимательно следит за детьми, за членами своего государства. И индейцы на американской территории специальными законами объявлялись российскими гражданами: «Народы сии почитаются правительством на равных со всеми другими российскими подданными».
Были ли у них стычки и локальные войны? Были ли у них убийства друг друга? Были. Это показывают многие очевидцы тех событий. Но были у них и другие особенности. Право земли закреплялось за индейцами. Собственность индейцев не могла отбираться. У индейцев оставались свои племенные суды и прочие социальные институты, которые русские не ломали. В некоторых случаях русские завоеватели даже покупали земли у индейцев для своих нужд.
Между прочим, официальным законом Российского Императора русским на Аляске было строго запрещено убивать индейцев. Известен случай, когда русские купцы выбросили за борт несколько индейцев. Они были доставлены в Петербург, где их дело рассматривал уголовный суд. И таких случаев было несколько.
В учебниках истории официально зафиксированы случаи, когда европейские переселенцы отдавали индейцам одеяла зараженные оспой. Вымирали целые племена. В истории российского переселения таких фактов неизвестно. Хотя и на Аляске индейцы умирали от инфекций, вывезенных из России, но это были не намеренные случаи, а простое бытовое распространение инфекции.
Нельзя, наверное, тоже утверждать, что коренное население Америки любило и русских переселенцев. Но очевидно, что русские осваивали новые территории с меньшей степенью агрессии, без преднамеренных убийств и войн. Они не шли под знаком христианства отбирать землю, жизнь, собственность. Они делали это гораздо гуманнее и человечнее.
Между прочим, эта российская доктрина сегодня дает основание индейцам бороться за свои права. На территории Аляски у них оставались в собственности земли, которые, как оказалось сегодня богаты нефтью и полезными ископаемыми. Эту землю у них никто никогда официально не отбирал. То решение Верховного суда о признании доктрины Открытия, о котором я говорил выше, не распространяется на эти земли. Индейцы жили на этих землях и владели землей и недрами в рамках Российского государства. И переход Аляски в собственность США не отбирал у них права на эти земли. То есть доктрина Открытия на индейцев Аляски точно не распространяется. Благодаря русской доктрине Патриархата, индейцы Аляски смело могут возвратить землю в свою собственность. Чего нельзя сказать про индейцев с восточного побережья, которых просто выгнали с их земель.
Интересы России на Аляске во многом вращались вокруг коммерческой выгоды, пишет далее редактор Симпсон. Русско-американская компания, основанная в 1796-м году, стремилась обогатиться за счет продажи «мягкого золота» – мехов.
Во-первых, компания была создана все-таки позднее: в 1799 году был подписан первый устав компании. А, во-вторых, хочется спросить у Симпсона, с какой другой целью осваиваются новые земли как не с коммерческой? С целью оказания благотворительной помощи? Мех в то время стоил очень дорого. Почти как золото. Поэтому Русско-Американская компания и открылась на Аляске и наняла индейцев на работу по отлову бобров, соболей и других меховых животных. Тут надо сказать, что по большому счету, освоение Аляски было простым продолжением освоения Сибири. И жители Сибири признавались законом российскими гражданами, и собственность у них не отбиралась. И коммерция на их территории развивалась. Плохо или хорошо – это уже другой вопрос.
«Российские исследователи и колонизаторы в огромных количествах пили спиртное, и вовсе не для того, чтобы справиться с ужасной погодой и невообразимыми условиями на борту их кораблей. Еды все время не хватало, и многие русские погибали. Мужчины без конца искали женского общества», – пишет Симпсон. «Русские были пьяницами. Они были очень жестокими – даже священники – и насквозь корыстными людьми». Но попытки колонизаторов создать «Русскую Америку» провалились из-за «крайне слабой поддержки со стороны правительства». Кроме того, они были «слишком заняты планами, как преуспеть при дворе», чтобы разглядеть «возможности, которые давала сравнительно близкая Америка».
Симпсон все свалил в одну кучу. Без всякой логики и здравого смысла. Пили спиртное в огромных количествах, а еды не хватало. Может такое быть? Может, если речь идет о городе Вятка, где алкаши собрались за бутылкой водки. Но на Аляску и спиртное и еда завозились кораблями. И, если не было еды, не было и спиртного. Потом приусадебных участков, говоря современным языком, здесь тоже было немало: на Аляску приезжали в основном крестьяне, а не пьяницы.
Между прочим, русские на Аляске издали специальный закон, чтобы не продавать и не давать вообще спиртное местным индейцам. Они быстро поняли, как это было губительно для коренного населения, и ввели строгий запрет.
Что касается священников и какой-то их корысти, здесь остаются просто недоуменные вопросы. Какому корыстному человеку пригрезится тащиться в неведомую даль за океан, в место, где просто нет жилья, нет еды и прочих благостей жизни? Русские священники, которые спасали целые индейские племена от болезней, которые отдавали себя ради веры – их так просто мимоходом облить грязью? И почему это местное население до сих пор строит на Аляске православные храмы, если бессовестные священники их обманули и обобрали? Не потому ли все это как раз живо до сих пор, что эти преданные своей вере люди не ломали жизни, не убивали, не отбирали собственность, а помогали индейцам жить нормальной жизнью в трудные времена?
О женском обществе. Было бы странно, если бы мужчины не искали женского общества. Другое дело, что из этого выходило. А выходило из этого новое поколение людей – так называемые креолы. Это смесь русского человека и индейца, говоря простым языком. И вот для этих креолов были созданы специальные образовательные программы. Для них были построены школы. Наиболее выдающихся креолов отправляли в Российскую империю, чтобы они там учились техническим и управленческим специальностям и возвращались на Аляску. Они также обладали всеми правами российского гражданина, на них полностью распространялось российское право.
Попытка колонизаторов создать «Русскую Америку» провалились из-за «крайне слабой поддержки со стороны правительства», пишет далее Симпсон. И опять я тут с ним не согласен. Как раз, наоборот, на мой взгляд. Из-за сильной поддержки. Не финансовой и материальной, а административной. Вопрос спорный, но я выскажу свое мнение.
Колонизация Аляски начиналась купцами, которые просто приезжали и покупали здесь у индейцев меха. Предприниматели Шелехов, Баранов поставили компанию на ноги. Потом началась эпоха, когда полугосудартсвенная-получастная компания полностью перешла под государственный контроль. Купцы перестали быть в совете директоров компании. Зато появились чиновники государственных ведомств, директорами стали офицеры флота фон Врангели и Политковский. Такая эволюция была фактически отражением трансформации самой компании, проделавшей путь от купеческой организации под эгидой Министерства финансов к государственному Департаменту по управлению заморскими территориями в виде своеобразного ответвления Морского министерства. Ничем славным эти директора в истории Русской Америки не замечены. Кроме того, что компания стала работать хуже, что она перестала развиваться. Между прочим, нефть на территории российской Аляски сама выбивалась из-под земли и разливалась по поверхности. А золото нашли сразу после продажи Аляски Америке. Но сделали это не чиновники Российской империи, а ушлые завоеватели Запада. Чиновник по природе своей не может развивать новые территории, управлять большим хозяйством.
В заключение по мнению Симпсона, Северо-западная Америка «чудом спаслась» от России, с учетом того, «как описывают русских того времени».
От русских Америка хотя бы спаслась, они ее не так сильно уничтожали, а вот от европейских завоевателей спасения не было. Самые знаменитые индейцы, которые боролись за свои права погибли не на Аляске. Лидер индейской Конфедерации Текумсе был убит на территории современного Огайо. Джеронимо скончался в Оклахоме.
Между прочим, Симпсон – не простой ведущий колонки в Питтсбургской газете. Ни с улицы человек. Он прошел большую школу жизни. Много лет он работал в Государственном департаменте. Был послом во многих африканских странах и даже в Боснии и Герцеговине.
Алексей Тарасов,
юрист
Хьюстон, Техас