«К черту эту грязь, ребята. Мы же люди, и у нас есть Мозг»
Неделя до Олимпиады. Мир наполнен предвкушением величайшего спортивного события; кто-то строит прогнозы на выступления сборных своей страны, кто-то работает круглые сутки, чтобы эти две недели стали самыми яркими в 2014-м году. Как и все русские люди, остающиеся русскими вне зависимости от своего местонахождения, я верю в Наших. Мы победим.
Три дня до Олимпиады. Что это?! Фотографии сдвоенных туалетов и падающих гардин, переводы вывесок на английский выглядят маразматично даже для нетренированного глаза, а регистрация в гостиницах для спортсменов являет собой трудновыполнимый квест. Признаюсь, я был возмущен до глубины души. Черт возьми, ведь за каждой из этих фотографий стоят люди, которые в какой-то момент своей жизни решили – «и так сойдет». Как так можно? Мы ведь Русские Инженеры, наши отцы запустили первый в мире спутник – мы умеем лучше! Досаде не было конца, и я на какой-то момент поддался этой волне. Ну как же так?!
Два дня до Олимпиады. Поток грязи в онлайне на тему организации в Олимпийском лагере достигает апогея – и вместе с этим начинают закрадываться первые сомнения. Хм, здесь что-то не то. Ладно. Посидим, понаблюдаем.
Открытие Олимпиады. Интернет наводнен фотожабами на неоткрывшееся кольцо и прочие мелочи, а СМИ по всему миру сладострастно муссируют последние новости про Россию – от закона о пропаганде гомосексуализма до авторитаризма так называемого режима. Упоенные комментарии на тему «мы же говорили» доходят до маразма. Мир с удовольствием обсасывает пикантные мелочи из Сочи. Сообщения и статьи на тему Олимпиады окончательно уходят за пределы разумного. Специально приглашенная гостья в эфире одного из центральных телеканалов США, закатывая глаза, рассказывает, как русские комментаторы называют американцев «пиндосами», гимнастов – «косолапыми бревнами», и с удовольствием комментирует эти термины. Корреспондент кивает, вставляет ремарки из разряда басен про водку и балалайку. Ощущение гадостное.
... Мне 22 года, и я в Баварии в гостях. Беседую с неким Клаусом, рассказываю, что оба моих деда воевали. Он понимает... хоть его отец и воевал на стороне вермахта. Попал в плен, провел 5 лет в канадском лагере военнопленных – и вернулся домой психопатом. Домашнее насилие было нормой, психика детей никогда не была уже прежней. Клаус вздыхает, и говорит – «Слушай, ты классный парень. Вот если бы только нам всем кто-то тогда показал, что русские – это не зло! Как было бы здорово, если бы наши отцы и деды могли сесть за один стол, пообедать, выпить хорошего пива, посмотреть друг другу в глаза – и задать себе вопрос – какого черта мы, немцы, все это делали?»
Мой американский шеф пишет мне email со ссылкой на файлы Олимпиады и массу сопровождающей это все грязи. «Слушай, я давно уже не в том возрасте, чтобы верить СМИ – но тогда что это? Неужели в России действительно одна только коррупция, и все разворовано?» Я начинаю закипать.
... Мне 30, и я сижу за вечерним костром после дня на охоте где-то в техасской глубинке. Рядом со мной пожилой американец Джим, ему хорошо за 70 – но держится молодцом, шутит. Его сын просит покрутить тяжелый «Кольт Анаконда», что я привез с собой, уважительно хмыкает – «that’s a real deal, buddy. Good choice!» Приглашает в гости к себе в дачный домик, хвастается коллекцией гитар, даже играет что-то. После пары часов беседы его отец рассказывает, как в молодости служил в должности техника на стратегической авиабазе. В задачи его подразделения входило обслуживание бомбардировщиков B-52, которые по одному звонку из центра были готовы подняться в воздух, и сделать так, чтобы я никогда не родился. «Знаешь, мы никогда не представляли, что русские на самом деле чем-то похожи на нас. Если бы я только мог представить, что вы нормальные ребята, ничем не отличаетесь от нас, вот так же хотите жить и наслаждаться вечерним воздухом... Эх».
Лента в Фейсбуке становится похожа на адскую комедию абсурда. Репортаж CNBC с церемонии открытия перемежается дешевыми шутками, а европейские СМИ полемизируют на тему того, для кого на самом деле сделана вся эта красота – нет, не для Запада, а чтобы объяснить отчаявшимся русским, что в России все не так уж плохо.
.... Моему шефу 8 лет, на дворе начало 1960-х. Он слушает репортаж по ТВ, где постоянно говорят, что Советы хотят разбомбить страну свободы. Он еще не знал, что с другой стороны всех учили, что американцы – проклятые капиталисты, и с готовностью сделают то же самое. И на следующий день он спросил у своей учительницы – а зачем они хотят нас убить? Ответом было – «они ненавидят свободу». И тогда восьмилетний пацан из маленькой деревни в Южной Каролине задумался – как можно ненавидеть свободу? Это же бред – этого быть не может, значит, здесь есть что-то еще.
Российские СМИ тем временем концентрируются на Олимпиаде, но не забывают упомянуть, как где-то в Америке опять кого-то застрелили. Олимпиада потихоньку затмевает все остальное, но трэш упорно лезет на первые полосы.
Вы правда не видите, что происходит? Ладно, если бы сейчас – да нет, уже лет 70, с самого возникновения ТВ как средства действительно массовой информации! Нас же сталкивают лбами, на потеху толпе, которая радостно жрет где дешевый «Миллер», а где «Ягуар», и с готовностью потешается над тупыми «пиндосами», «коммуняками».
Да, это кому-то надо. И знаете, зачем? Не вдаваясь в политику, скажу одно – телевидение хочет делать деньги. На нас. И так уж сложилось, что подавать грязь, кровь и разруху куда проще, чем радовать прогрессом. Потому что прогресс надо сначала заслужить... а ломать – это не строить. И нас, и «их» старательно кормят чужими проигрышами, объясняя что «у них» тоже все плохо, а часто еще и хуже. И мы потихоньку переходим на успокоение тем, что у нас все не так плохо... забыв про гордость о том, что такое хорошо.
... Мне 28, и мы с моим другом из Новосибирска смотрим матч Россия-Голландия чемпионата Европы по футболу 2008 года. Мой шеф-американец напросился к нам в компанию, при этом ничего не понимая в футболе. Когда Аршавин забил третий гол, а мы с другом сорвали глотки в едином крике, шеф сказал – «Вы посмотрите, как у нападающего светится лицо! Клянусь, это сейчас самый счастливый человек на земле!». Он не понимал футбол, но он понимал нас. Нас всех.
Не слушайте ту грязь, которой вас упоенно заливают по телевизору – я вас очень прошу. Это им так проще – но мы же не скоты, черт подери! Не верьте, что весь мир пытается насолить России – у них своих проблем по горло. Перечитайте мои истории из прошлого – и вы поймете, что простые люди везде хотят одного и того же. Вас не ненавидят – с другой стороны сидят ваши отражения. Дорогие соотечественники – нет тупых «пиндосов», есть такие же люди, для которых мы зачастую ближе, чем их собственное правительство. To my American friends – there are no unimaginable Russians with nukes in one hand and vodka in another – there are people just like yourselves who are closer to you than you ever thought.
Чтобы летать в космос, холодная война не обязательна. Для спорта нужно соперничество – но и там можно и нужно уважать друг друга. Побеждать можно и нужно вместе, а не хихикая по углам, обсуждая где и что у кого не сработало. И когда вы в следующий раз посмеетесь над глупой шуткой про тупых американцев и получите в ответ издевательства над Олимпиадой – пусть вам обоим будет стыдно. And next time you troll Russians over a failing Olympicring, and get slapped about «dumb Americans» in return – shame on you, because you both know better.
Мне стыдно за то, что я сам неделю назад говорил про эти фотографии. К черту эту грязь, ребята. Мы же люди, и у нас есть Мозг.
Включите его, и улыбнитесь своему отражению по ту сторону границы. И поменьше смотрите телевизор – разве что для того, чтобы поболеть за Наших на Олимпиаде. Мы победим в спорте, а не в острословии.
Удачи нам всем – и побед. Good luck to you all.
Артем Камшилин,
инженер, Хьюстон
На рисунке: типичная пропагандистская карикатура из издания «International New York Times».