Вячеслав Полунин – величайший клоун нашего мира. Сегодня мы публикуем интервью с ним, которое провел президент фонда «Духовная Дипломатия» Михаил Моргулис в манхэттенском Театре Таймс Сквер.
– Я хотел задать вам несколько вопросов, первый вопрос: В каких странах вы побывали, если вы их помните?
– Я люблю очень путешествовать и для меня это огромное удовольствие, каждый год я становлюсь к карте и думаю, где я еще не был, и куда я еще хочу поехать в этом году. Я намечаю географические точки и потом пытаюсь добиться, чтобы у меня был туда контракт. И я, поэтому люблю путешествовать и думаю, я выступал уже более чем в 50-ти странах.
– Вы успеваете увидеть, понять, как-то прочувствовать жизнь страны, где Вы находитесь?
– Для меня это важно – прочувствовать страну, понять ее. И я всегда стараюсь это сделать. Первое, я готовлюсь к приезду в страну несколько лет. Если, к примеру, еду в Мексику, то тщательно изучаю Мексику. Это значит, что я заранее знаю, где находятся все пирамиды, все рынки, все природные редкие места этой страны. А потом, я составляю свое расписание, где расписан каждый час, чтобы успеть увидеть все.
– То есть Вы успеваете прикоснуться душой, сознанием, ко всему интересному в каждой стране?
– Да, и происходят открытия: один год открытие Австралии, другой год открытие Китая. Третий год открытие Италии.
– То есть вы все время в роли Христофора Колумба.
– Да, я получаю удовольствие от этих открытий, изучая, общаюсь с народом страны, это для меня, одно из самых больших удовольствий в моей жизни.
– Чем отличается профессия клоуна от других профессий?
– В принципе все профессии несут одну цель, профессия это только подспорье, с помощью которого люди могут общаться и открывать для себя мир. Возможно, если бы я не стал клоуном, то, наверное, я был бы лесником или библиотекарем. И, возможно, точно так же был бы счастлив. Потому, что это такие потрясающие профессии, например, соединиться с природой, ведь лесник, это удивительная профессия. А библиотекарь вообще фантастическая. И я бы провел бы всю свою жизнь среди книг и был счастлив. Клоунада – одна из профессий. Ну, конечно в каждой профессии есть штучки, дрючки, закорючки. Мне кажется, что самое великое, что есть в этой профессии, это то, что каждый день ты видишь вокруг себя тысячи счастливый людей. Каждый день тысячи счастливых людей! Все же, соглашусь с собой – клоун, это самая гениальная профессия, которая вообще может быть. Представляете, после спектакля я выхожу в зал, и все вокруг радостны и счастливы. И я среди них в этой человеческой энергии, в этой прекрасной гармонии общения. Удивительное состояние. Мое любимое занятие, идти в зал и последние пол часа спектакля находиться среди публики последние, потому что мои зрители не уходят после спектакля, бывает час, и два не уходят. И я чувствую, что вернул их к детским мечтам, и они это опять почувствовали. Это не с чем не сравнимое душевное удовольствие...
– А что, клоун видит жизнь под каким-то другим ракурсом?
– Думаю, что да. Проще всего сказать, что он смотрит на мир взглядом ребенка. Это непривычный взгляд для взрослого. Ребенок видит мир неожиданно, как в первый раз и поэтому что бы он не увидел, все удивление все фантастика, все бесконечно возможно, то есть люди, потом привыкают и уже знают: в дверь надо ходить, это нужно наливать, а для ребенка в окно тоже можно ходить, а это можно использовать как колотушку, а не для наливания. То есть каждая вещь она бесконечна, и весь мир бесконечен. А мы сужаем в стремлении достигнуть, чего-то там, в конце, и живем в ежедневном мире и сужаем и то, что может быть бесконечным, становится очень однообразным, по этому, конечно, клоун, это тот, кто сохранил взгляд ребенка, и видит вещи в их изначальном состоянии.
– Вы как бы предугадали мой следующий вопрос, я хотел спросить, почему дети любят клоунов?
– Они видят что, наконец-то среди взрослых хоть один есть нормальный. Который нормально видит этот мир и нормально к нему относится. Если играть можно значит играет, шуметь можно шумит, или можно лезть на голову к кому-то. И они так рады, что, наконец, то среди взрослых оказался друг, который понимает и точно также относится к жизни.
– Я предлагаю такую фантастическую ситуацию, допустим, идет конфликт между странами, дипломаты не могут договориться, решают послать клоуна вместо дипломатов. Что бы Вы говорили, конфликтующим сторонам?
– Это очень сложно ответить, такая сложная профессия дипломатия. Я так привык к миру гармонии и мне и мне так сложно в конфликтной ситуации, я всегда стараюсь не иметь конфликтов, у меня в жизни не бывает конфликтов. Вообще. У меня нет ни одного врага. Всякие ситуации бывают, но я всегда нахожу такой способ и нахожу понимание другого человека и ищу всегда возможность избежать конфликта. И думаю мне очень трудно представить себя в такой ситуации. Я не смогу ответить на это вопрос.
– Клоун, мне кажется, где-то философ и посланник мира и он несет мир гармонию.
– Это просто профессия и сколько отдал любви – столько и получили в ответ. Каждый стремится к гармонии, к счастью, и как сказал Феллини: Клоун –большой клоун только после того, как ты его посмотрел. Клоун просто вытаскивает суть человека на поверхность. То есть когда ты посмотрел спектакль настоящего клоуна, тебе хочется жить. Жить, творить и ни в коем случае не напрягаться, не орать ни на кого.
– Клоун дает человеку, импульс радости который помогает продолжать жить?
– Да импульс гармонии. Суть человека в гармонии, а клоун это доктор. И я вообще считаю, есть 10 функций клоуна и одна из них – доктор. Доктор души, вот он посмотрел, тут чуть загрязнилось, тут чуть напряглось. Он так раз – почистил. И человек, выходит со спектакля и у него все на месте встало.
– Когда-то Утесов мне сказал, что все клоуны хотят сыграть Гамлета. Кого вы хотели бы сыграть?..
– Во-первых, я бы сказал, все Гамлеты мечтают стать клоунами, это принцип человеческого естества. Стремиться туда, где ты никогда не был. И, естественно, клоун мечтает сыграть в трагедии и Гамлета. Как вершину трагедии. Я надеюсь, что я играю своего Гамлета, потому что я пытаюсь в спектаклях всегда иметь баланс трагедии и комедии, как бы жизнь показываю целиком. Не обрезанную, одной частью одним боком, а всю целиком, со всеми ее сторонами, иронией, страхом, нежностью, что бы все было едино, как в реальной жизни. И надеюсь, мне повезло. Своих Гамлетов я сыграл внутри своих клоунов.
– Вы мне напомнили один эпизод, я когда-то встретился с великим актером Иннокентием Смоктуновским. Гамлета, которого он сыграл, считают одним из лучших в мире. Когда мы с ним общались, я вдруг стал понимать, что он больше клоун, чем Гамлет, в обычной жизни.
– Да, он сыграл в фильме «Берегись автомобиля» такого потрясающего, нежного, трогательного человека. Помните финал, когда он, лысый, смотрит через стекло этого троллейбуса, фантастика просто.
– Давайте вспомним Генриха Белля, его книгу «Глазами клоуна». Вертинский пел: «Я больной и старый клоун, я машу мечом картонным и в испуге даже дети убегают от меня...». Алла Пугачева пела Арлекин. Почему искусство тянется к клоунам?
– Знаете, в мире настолько все бесконечно, многогранно, что ты пытаешься поймать, но можешь только какое то количество граней. Конечно клоун – символ радости и счастья, символ театра, потому что театр это место, где фантазии и клоун – как центр этого места. И клоун, кроме того, это потрясающая, драматическая возможность. Между смехом и горем находиться, это клоун попадает в какое-то пространство, а контрастом своим освещает все, что происходит, и его радость бесконечная, глупость и так далее, и все остальные вещи подчеркивают. Когда я пришел в театр и начал заниматься пантомимой, движениями, и скоро начал задавать себе вопросы, почему клоунада находится в таком чахлом состоянии, вот посмотрите, в Америке клоун сравнивается с чем-то таким неприятным, то есть задача клоуна – выступать для самых маленьких, развлекать на день рождении. Смысл фантастической идеи и философии клоуна потерян, и мне было так жалко, и я любил Карандаша, Нелегрова, Никулина и вот думал, уходят великие клоуны и как же будет, как люди будут без клоунов, это же не возможно. И я пытался найти новый язык, чтобы вернуть клоунаду к людям, ведь фигурка клоуна есть в каждом доме и у каждого ребенка, что-то же есть такое в этом мифе, что помогает людям жить, поэтому попытка вернуть людей к клоунаде это попытка найти опору для людей.
Есть два мифа. Считают, что клоун должен быть радостным на сцене и трагичным и грустным в жизни. Много великих клоунов заканчивали свою жизнь в пьянстве под забором, потому что большая часть клоунов это дети они не могут построить свою жизнь, они не могут регулировать ее, они не могут навести порядок дома, они не могут правильные говорить слова человеку, они говорят то, что в них живет, очень много клоунов поломали свои карьеры просто потому, что говорили, что они думали. Они не в состоянии были найти дорогу к своему искусству, а просто жили и все. Вот поэтому это один миф, а другой миф потрясающий. Пришел человек к доктору все плохо, депрессия я ненавижу эту жизнь, ничего не хочу. А доктор ему пойдите, посмотрите на клоуна. Это было в Ирландии. Пришел ко мне один доктор, психиатр, который работает с самоубийцами, наркоманами и сказал, что последние две недели выписывает только один рецепт: сходить на мой спектакль, посмотреть на шоу. Для меня это была одна из самых больших похвал…
Когда я выхожу в конце выступления в зал, я считаю всегда количество целующихся людей. Если больше десяти, я считаю, что спектакль получился.
– Скажите, кого Вы считает самым великим клоуном мира?
– Они все такие разные, один – нежный, другой – ироничный, третий – анархичный, и все – фантастические клоуны.
– А по влиянию на цивилизацию, на мир?
– По влиянию тот, кто оказался у правильного источника влияния, это телевидение и кино. И поэтому Чаплин оказался на экране, когда он уже пробился, и все его увидели и узнали. Но среди других еще есть не менее влиятельные как, Китен и он для меня более глубокий человек, хотя в него не так много влюблены, как в Чаплина. И он более сложный, очень странный, не каждый человек сможет сразу его принять, Чаплин например, когда приходит, его принимают как ребенка, а в Китане есть странность, в которой нужно поковыряться. А Ленглег для меня еще более великий, потому что его нежность, тонкость для меня, как бабочкины крылья.
ММ Я подумал великий человек, знают его или не знают, остается великим, поэтому есть такие люди и в литературе и в науке, в духовной жизни. Все равно они остаются великими и если вы сейчас вспомнили их ВЫ уже это подтвердили.
– Может, вместе в Вами на сцену выбегает Чаплин?
– Я знаю наизусть все фильмы Чаплина. Мой сын знает наизусть все фильмы Чаплина. В моей семье Чаплин как один из членов семьи. Поэтому естественно, если я что-то делаю на сцене, он постоянно присутствует.
Его взгляд, его умение, его какие-то вещи, которые я изучал много лет, я постоянно применяю, они, конечно, уже не узнаваемы, никто не скажет что это Чаплин, но его дух вместе со мной.
У него есть очень простая вещь, почему он и оказался великим. Главное у него – поиск счастья. Но кто среди нас не ищет счастья? Нет таких, ни одного человека, самый доходяга, пьяница и тот ищет.
– Поиски счастья маленького незаметного человека?
– Меня часто спрашивают, как так получается ты приезжаешь, то в Израиль, то в Канаду, то в Японию и все приходят на спектакль все понимают, принимают и радуются. Я говорю – все просто, есть вещи в жизни, которые для всех одинаковы, поиск друга, страдание от одиночества, смерть, любовь, все переживают это. И если ты говоришь о главном в жизни, то естественно тебя все поймут.
– Вы высказали концепцию, что клоун может остаться просто клоуном, а великий шут может стать повелителем душ. Если бы Вы стали президентом страны, например России, какой бы новый, первый закон вы бы ввели?
– Наверное, если человек переживает за то, что делает, пусть даже он и президент, у него должно получаться. Если он на том месте, ради которого он пришел на эту землю. Не думаю, что клоун может быть президентом. Каждый человек родился с предназначением, и понять его, и поймать это большое счастье. Понять к чему ты предназначен, и тогда ты счастлив, и люди счастливы.
– И все же, если бы Вы стали президентом страны, какой бы новый первый закон вы бы ввели, с понимания своего жизненного опыта?
– Президент – это тысячи взвешиваний каждого движения, поэтому сказать вот, так и не взвесить – я не могу. Сначала я должен годочек подумать, для того, чтобы понять, как вот это отразиться на это, а это отразится на другое. Баланс во всем – серьезная вещь.
– Когда мы все произносим слово духовность, мы подразумеваем какое-то общение с Богом. А нужен ли человеку Бог, или можно обойтись без него, я имею в виду не абстрактного, а живого конкретного.
– Вопрос сложный. Конечно, я в своей жизни всегда прикасаюсь к людям религиозным, и дружу со многими. Хотя сам по внутреннему своему я не осознал, что я, куда я и почему я. Я ищу все время, пытаюсь разобраться, как построен мир, я человек религиозный, но натуральный, как ребенок. Он чувствует, тут светло, а тут темно. И, конечно, не пойдет, где темно. Так и я в своей жизни ищу гармонии, и я уверен, что мой спектакль насколько я смог мой идеал гармонии. И в спектакль я внес все что люблю, и пытаюсь следить, чтобы не нарушилась эта гармония. Для меня гармония это идеал. У меня есть много друзей клоунов, кто анархист, кто экстремист. Но я их всех люблю, и они все со мной дружат, потому-то, входя в спектакль, они становятся частью гармонии. Они где-то взъерошенные, а в спектакле они гармоничные. Потому что они стали частью мира. Так и у меня в жизни. У меня куча друзей самый разных, один профессор, второй панк, третий подзаборный человек, не имеет жилья, без паспорта, каких только нет, и я не вижу разницу в них, главное в них человечность. Я много изучал религии разных народов, и только что вернулся я с духовного тура по Индии, и вместе с кришнаитами прошел, проехал, прополз и так далее, по всем святым местам Индии. Мне просто было интересно прикоснуться к этому. Понять, как они живут, как они относятся к этому, почему так.
Один пастор в Англии прочитал на рождество проповедь где все 10 заповедей были на примере моего спектакля. Он несколько часов читал проповедь, приводил примеры. А я не думал когда делал спектакль о заповедях. Я просто хотел сказать, как я отношусь к этому миру, и хотел сказать, как я бы хотел, что бы он был построен. Наверно духовный поиск попадает в разные места, есть разные религии, главное одно – духовный поиск.
Во всем, что делает человек должно присутствовать духовное, иначе смысла в его деятельности нет. Иначе тому, что у нас есть, мы не только не помогаем укрепиться, но мы еще больше разрушаем.
– Скажите как по Вашему, есть ли в этой страной жизни абсолютно счастливые люди?
– Ну, наверно один из них перед вами. Мы говорили что все стараются почаще быть счастливыми , а я счастлив, всегда, даже когда я страдаю, какое-то страдание нам необходимо, это не значит, что это плохо. Я думаю, что я очень счастливый, я всю жизнь делаю, что я люблю. С теми, кого я люблю, и для тех, кого я люблю.
– Юрий Никулин сказал мне, что нет нечего скучнее, чем клоун в жизни. Согласны ли Вы с этим?
– Да, я хорошо знал Юру, я просто его обожаю, даже этим, что он Вам сказал, он хотел посмеяться над этим миром, он всегда использовал всякую возможность неожиданного, вот он и Вам неожиданно произнес. И в этом что-то есть, ведь мы ждем, что бы они всегда нас развлекали, что бы он был в пике всегда, но жить в пике трудно все время. И все же клоуны стараются и для себя, и для всех принести максимальное удовольствие, ведь человек, когда радостный приносит себе удовольствие, зачем же нам приносить себе неудовольствие. Не нужно сидеть, грустить. Правильно сказал Никулин, быть грустным неинтересно, невкусно. Я стараюсь всегда быть веселым, и у меня дома так: где утренний подвиг, где вечерний праздник, где сбор всех друзей, я всегда за этим внимательно слежу.
– Вы когда то сказали такую фразу , все дети – гении. Можете ли вы дополнить эти слова аргументами?
– Наверно гениальность детей не в том , что они дают этому миру , а в том . что они понимают это мир. Они видят все механизмы мира , они не понимают , но живут гениально. Каждый шаг гениален , потому что они естественны искренны и счастливы. Но как вот нам всем быть естественными, искренними и счастливыми? Только гении могут достигнуть такого. Мы пытаемся всю жизнь чего-то добиваться , а дети – изначально счастливые. Они гениальны в том, что они счастливы. Они находят в этом мире только то, что дает счастье. .То, что скучно они не берут. В этом их гениальность. Вот, например, «Щелкунчик» – бесконечная фантазия. Автор, как ребенок сумел проникнуть в рождественскую сказку. Одна из самых невероятных сказок в мире. Она говорит, что произойдет то, о чем ты мечтаешь и ждешь. Все вокруг станет другим, все откроется, и ты пойдешь туда и окажешься среди всего этого.
– Может быть клоуны вообще отражают детей.
– Я говорил , что у клоуна 10 профессий. И одна из них – доктор , а другая – ребенок. Поэт, лунатик, и так далее.
Но на первом даже месте клоун – это ребенок. Не все клоуны естественные «ребен-ки», некоторые притворяются, а многие и есть дети, и их много. И вот цель клоунады показать мир глазами ребенка, показать мир, какой он есть.
– Должен ли человек в этой жизни освещаться светом божьим.
– В общем я понимаю, что все должны идти к человеческому. И в моей жизни, если я скажу не так слово, я долго мучаюсь, зачем сказал, или зачем я сделал этот поступок. Если сделал плохой спектакль, мучаюсь и думаю, зачем делаешь, если не можешь. Если не получил удовольствие , значит, что то не то. Я получаю удовольствие, если получили те, которым я нес его. Самое идеальное удовольствие – куча друзей и все счастливы. И вот мои друзья – публика.
– У Вас бывают слезы, о которых никто не знает , и мечты, о которых никто не догадывается?
Да, наверное, нет такого человека который не имеет слез, которых преподнесла ему жизнь. Все слезы от наших поступков происходят. Все мои слезы у меня на сцене, все самое больное, что я пережил в своей жизни, я все это собрал и на свои спектакли, выложил. Все что у меня было в жизни все на сцене в моих спектаклях.
Это моя жизнь. С мечтами у меня просто. Я все раскидываю вокруг себя и делюсь со всеми. Я нашел один из ключей к счастью в этой жизни. Человек, который следует своим детским мечтам, счастливый человек. Потому что в детстве мы точно знаем, что мы любим, что мы хотим и как мы хотим. Пока мы дети, мы помним, а потом мы теряем эту нить. Если бы мы следовали за своими детскими мечтами, мы бы все были счастливы. Была бы точка отчета, а не случайные поступки. И поэтому я все свои мечты всем открываю, туда бросаюсь и пока не доберусь до этого места, я не успокоюсь.
– Представьте наших читателей. Интернациональный такой образ. Что бы Вы сказали этому человеку о жизни, о небе, о любви?
– Хочу поделиться тем, что нашел. Нужно стремиться к радости, удовольствию. Это, когда вокруг себя видишь счастливых людей. Чтобы каждый момент твоей жизни был наполнен удовольствием. Если мы в состоянии всю жизнь провести в удовольствии, тогда смысл жизни будет другим. Я надеюсь, таких людей будет все больше и больше.
Михаил Моргулис