The Russian America - http://therussianamerica.com/news
Наступление на права и свободы граждан Узбекистана

Леонид Белявский
 
 Леонид Белявский
 
 01/15/2014
 

Двое фермеров были арестованы за то, что посеяли хлопка меньше












За прошедшие 22 года после выхода Узбекистана из состава СССР в жизни этой республики произошли серьезные изменения, главным образом негативного характера.

В наибольшей степени они имели место в народном хозяйстве Узбекистана, и, прежде всего, в хлопководстве, являющимся основой экономического потенциала республики.

 

Принудительный труд

 

В советские времена в Узбекистане до 70 процентов урожая хлопка-сырца убиралось машинами. Тогда в сезон на полях работало не менее 50 тысяч таких машин, создававшихся на заводе «Ташсельмаш». На этом предприятии ежегодно производилось до 7 тысяч хлопкоуборочных машин, часть которых даже экспортировалась. В 2008 году компания «Узсельхозмаш-холдинг», объединявшая все предприятия сельскохозяйственного машиностроения, была ликвидирована. По этой причине в республике прекратилось производство хлопкоуборочных машин, а сбор хлопка в последние годы на 90 процентов проводился вручную. В связи с этим Узбекистан в период хлопкоуборочных работ испытывает серьезный недостаток в рабочей силе. Поэтому к участию в уборке урожая привлекают, наряду с фермерами, значительное число учащихся общеобразовательных школ, а также работников бюджетных организаций. Произвол местных властей в этих вопросах доходит до того, что абитуриентов, поступающих в колледж, обязывают заключить договор, предусматривающий ежегодное обязательное участие в сборе урожая хлопка-сырца, а также в трудовых субботниках. Привлечение детей к участию в сборе хлопка вызвали многочисленные протесты со стороны правозащитных организаций. При этом, ряд зарубежных компаний, реализующих различные предметы одежды, применили тактику бойкота в отношении продукции из узбекского хлопка. Это вынудило власти Узбекистана заявить об отказе от использования на хлопчатоуборочных работах детского труда. Но даже после этого заявления в ряде областей и районов Узбекистана имело место продолжение порочной практики. Что касается студентов, то их продолжают отрывать на длительное время от учебного процесса (уборка хлопка начинается в сентябре и заканчивается, порой, в декабре). В случае отказа студентов от участия в сельхозработах, им угрожают отчислением из учебного заведения, бюджетникам – увольнением. Но на практике, как утверждает ряд жителей Узбекистана, от так называемой хлопковой повинности можно откупиться, дав взятку в крупном размере должностным лицам, занимающимися отправкой студентов или работников бюджетных организаций.

На сбор хлопка в этот период отправляют врачей, даже хирургов, реаниматологов, травматологов, кардиологов. В больницах, как правило, остается не более 30 процентов медицинских работников, в ряде клинических больниц Ташкента, Самарканда прекращают прием больных, отменяют проведение операций.

Такое отношение к работе учреждений здравоохранения свидетельствует о крайне одностороннем и искаженном представлении многими руководителями о задачах, стоящих перед республикой, об их политической близорукости.

В то же время необходимо отметить, что самим фермерам из-за невысокой закупочной цены, установленной государством, экономически невыгоден сбор хлопка. Так, в 2012 году фермер, собрав за день 100 кг хлопка, мог заработать 15-20 тысяч сумов или 6-7 долларов. Из этих денег ему надо было уплатить еще за питание и ночлег. При этом власти применяют меры репрессивного характера в отношении тех фермеров, которые не смогли выполнить дневные задания по сбору хлопка. Как отмечала lenta.ru, не выдержав оскорблений и побоев со стороны администрации районов, председатели фермерских хозяйств Турткульского района Каракалпакстана Бегимбетов, Исмоилов и Мирзоев, опасаясь, что могут оказаться в тюрьме, спешно уехали в Россию и Казахстан. Их опасения были вызваны тем, что они выполнили план сбора хлопка только на 30-40 процентов. По данным радио «Озодлик», подобные случаи имели место в Узбекистане и в предыдущие годы. Так, в 2011 году фермер Бободжонов, не вытерпев оскорблений и побоев со стороны представителей власти, сбежал в Россию. Двое фермеров Хусанбой и Курбондурди были арестованы за то, что посеяли хлопка меньше, чем планировалось, а часть земель заняли другими сельхозкультурами. Многочисленные факты показывают, что компания по уборке хлопка проходит в условиях принудительного использования труда дехкан. При этом сложилась практика штрафования не выполнивших план заготовки хлопка, а в отдельных случаях привлечения к уголовной ответственности.

 

Лишенные права на труд

 

После выхода Узбекистана из состава СССР и разрушения сложившихся экономических связей в республике, особенно в сельской местности, возникло большое число безработных, которые не могли найти применения себе. Поэтому они, используя отсутствие визового режима для поездки в Россию, хлынули огромным потоком в эту страну, пополняя армию нелегальных иммигрантов. По данным Федеральной миграционной службы России из более 10 миллионов иностранцев, работающих в этой стране, свыше 2 миллионов являются граждане Узбекистана. И хотя большинство из них занимаются неквалифицированным трудом, они соглашаются с этим потому, что в этом случае хоть как-то могут отправлять домой денежные суммы. В 2012 году гастарбайтеры из Узбекистана отправили на родину более 6 миллиардов долларов, что почти на треть больше, чем в 2011 году. Узбеки по этому показателю среди других стран СНГ занимают первое место.

Поскольку в официальной статистике учитываются только те денежные средства, которые переводятся через банки или крупные финансовые компании, то реальная сумма денег, отправляемая в Узбекистан, намного больше. И это при том, что нелегальные иммигранты, благодаря их крышеванию коррупционерами, не платят ни копейки в российский бюджет, создавая тем самым дополнительное бремя для российских налогоплательщиков. Но вместо того, чтобы сделать из этих фактов правильные выводы и скорректировать на их основе свою экономическую политику, президент Каримов прибегает к необоснованным оскорблениям. В свое недавнем интервью он заявил, что считает лентяями тех, кто едет в Москву и подметает там улицы. «Я называю таких людей лентяями, потому что, желая заработать большие деньги, они едут туда и позорят нас». При этом президент лицемерно утверждает, что в Узбекистане никто не умирает от голода. Приходится только удивляться, что главе государства не хватает объективности в оценке экономического положения населения республики.

 

Вместо заключения

 

Приезжавший недавно в Ташкент помощник генсека ООН И. Шимонович отметил, что большинство ранее поднимавшихся вопросов (имеются в виду проблемы защиты прав и свобод граждан Узбекистана) до сих пор не решены.

Первоочередными задачами властей республики, по мнению представителя ООН, остаются такие проблемы как исключение произвольных задержаний, обеспечение свободы слова и создание мирных ассоциаций, прекращение преследования независимых журналистов и правозащитников, искоренение эксплуатации детского труда в Узбекистане. Из этих замечаний Шимонович сделал вывод о необходимости сделать в республике гораздо больше для укрепления верховенства права, независимости судей и разделения властей.

В ходе бесед дипломата с руководством министерства юстиции и правоохранительных органов, представители этих ведомств признали, что практика применения пыток по отношению к задержанным и заключенным в республике все еще имеет место. Поэтому представитель ООН рекомендовал местным властям создать механизм независимого мониторинга в тюрьмах и колониях, что позволит искоренить эти негативные явления. Он особо подчеркнул, что любые действия органов внутренних дел должны основываться на правах человека, что они не должны ущемляться под предлогом борьбы с терроризмом. Визит помощника генерального секретаря ООН в Узбекистан не достиг в поной мере своей цели, потому что в республике местные власти позаботились о том, чтобы гость не смог встретиться с местными правозащитниками и объективно оценить состояние этой проблемы в Узбекистане.

Становится очевидным, что видение вопросов защиты прав и свобод граждан в этой республике в значительной мере отличается от позиции по этому вопросу международных организаций, действующих на основе верховенства правовых норм и фундаментальных юридических установок.

 

Леонид Белявский,

кандидат исторических наук,

Даллас, Техас