В прошлом году из страны депортировали почти 410 тысяч человек. Wisconsin State Journal рассказал о случае выходца из России – Алекса Тимофеева. 15 лет назад он был осужден за хранение марихуаны, и из-за этого его сегодня могут навсегда выслать из США.
Тимофееву 35 лет, он разведен и поддерживает двух дочерей – гражданок США. В страну он приехал вместе с родителями более двадцати лет назад и в позднем подростковом возрасте отсидел шесть месяцев в тюрьме. Как он сам заявляет, после этого его жизнь изменилась. По профессии он шеф-повар, работал в ряде ресторанов города Мадисона, штат Висконсин, рассказывает газета этого штата.
Осенью 2012 года он был арестован Службой иммиграции и натурализации США и провел четыре месяца под стражей. Его документы остались в ведомстве, поэтому теперь он вынужден жить на случайные заработки и на деньги своей невесты. Он также не может выплачивать алименты своим дочерям.
По его словам, его цель – «не быть высланным, как собака в клетке», в Россию, где у него не осталось ни родственников, ни знакомых. Его родители и один из братьев – граждане США, второй брат имеет вид на жительство. Однако сам Алекс Тимофеев получить гражданство не сумел, сообщает издание.
55% из депортированных в 2012 году были осуждены по различным обвинениям, – по большей части это проступки, связанные с наркотиками, или вождение в нетрезвом виде. Эта цифра вдвое больше показателя 2008 года. Так что Тимофеев попал в волну депортации «так называемых мигрантов-уголовников», поясняет Wisconsin State Journal.
Случай Тимофеева очень типичен, утверждает Бэт Уэрлин – представитель Американского совета по иммиграции, выступающего в защиту прав мигрантов. По ее словам, между осуждением за преступление и депортацией могут пройти годы и даже десятилетия. Ей известны случаи, когда под процедуру депортации попадали за преступления 40-летней давности. А поправки в закон об иммиграции, внесенные в 1996 году, существенно сократили возможность для судий принимать во внимание личные обстоятельства, например потерю родителя для детей – граждан США.
Множество подобных историй слышал и Боб Дэйн – представитель Федерации за реформу американской иммиграции. У него нет сочувствия к Тимофееву, пишет газета. Дэйн считает, что в своей борьбе против депортации «все незаконные мигранты ссылаются на смягчающие обстоятельства, тяготы или дыры в законе». Он считает, что США должны строже подходить к исполнению иммиграционного законодательства, – иначе и так малоэффективная система ослабнет еще больше. «Любое новое исключение создает прецедент для игры с системой», – уверен он.
У таких людей, как Тимофеев, довольно мало возможностей выйти из ситуации. Одна из них – это отозвать из дела о совершенном ранее преступлении признание в вине или заявление nolo contendere. (Отказ обвиняемого признавать себя виновным либо невиновным в выдвинутых обвинениях. В этом случае он не признает себя виновным, но при этом также и не оспаривает те факты, которые приводит следствие в доказательство его виновности. Практика распространена в различных штатах и по своему воздействию аналогична признанию вины.) Wisconsin State Journal подробно описывает борьбу адвоката Тимофеева за благоприятную интерпретацию законодательства в свете поправок и постановлений, принятых в последние два десятилетия в области американского иммиграционного законодательства.
Андрей Катаев