Опрос среди рядовых верующих, часть вопросов которого посвящена сексуальной этике, сигнализирует о возможной смене акцентов Римско-католической церкви.
Католики привыкли получать указания от Ватикана, а не делиться своим мнением.
Но после восхождения на Святой престол папы Франциска пришло ощущение, что он может фундаментальным образом изменить манеру и способ управления этим огромным институтом – католической церковью – и что он хочет включить в этот процесс «простых» католиков.
Анкета с 39 вопросами была разослана всем католическим епископам и сопровождается инструкциями провести как можно более широкие консультации с верующими. Это – беспрецедентный шаг, сигнализирующий о реформах, которые, возможно, готовит понтифик.
Вопросы касаются щекотливых тем, среди которых: контрацепция, однополые браки, секс вне брака, а также возможность допуска к причастию разведенных и женатых вторым браком.
«Открытость к жизни»
Римско-католическая церковь Англии и Уэльса первой разместила анкету в интернете и рекомендует всем католикам заполнить ее в срок – до 20 декабря.
Полученные ответы, скорее всего, подтвердят то, что епископы уже знают: поведение католиков, в том числе, тех, кто регулярно посещает церковь – а это примерно одна треть всех верующих, – резко расходится с проповедуемой Ватиканом моделью.
Но вместо того, чтобы критиковать этих верующих, папа Франциск убежден, что церковь должна их понять – и опрос является одной из попыток приблизить это понимание.
Несколько недель назад понтифик подверг критике католическую церковь за то, что она усиленно пытается заставить людей соблюдать правила поведения, основанные на традиционных религиозных представлениях.
Он назвал это погруженностью «в мелочи и мелочные правила» и одержимостью передачей разрозненного множества доктрин.
Нет пока никаких признаков того, что папа Франциск планирует основательный пересмотр церковной доктрины, но ясно, что он хочет переключить упор на милосердие и прощение, особенно по отношению к страдающим.
Опрос сам по себе является признанием того, что отношение церкви к католикам, которые не могут – или не хотят – следовать официальным церковным правилам поведения, должно измениться.
Лексику опросника критикуют как неясную и запутанную, но нет никаких сомнений, что опрос затрагивает глубинные основы фундаментальных и часто неудобных проблем, связанных с повседневной жизнью католиков.
Один из разделов анкеты называется «О союзах лиц одного пола». В этом разделе есть вопрос: «Какое пастырское внимание может быть уделено людям, решившим жить в иных типах союза?»
В другом разделе задаются вопросы о контрацепции – но вместо самого этого слова употребляется выражение «открытость супругов к жизни».
Церковь не принимает искусственной контрацепции, но в анкете есть вопрос относительно того, сознают ли супружеские пары, «как морально оценивать различные методы планирования семьи?»
Истина, однако, в том, что большая часть моральных доктрин церкви не принимается верующими.
«Золотой стандарт»
Папа Франциск не собирается менять учение католической церкви по поводу контрацепции.
Ватикан вовсе не считает, что путь вперед заключается в отказе от фундаментальных церковных ценностей, так называемого «золотого стандарта» для желающих вести праведную жизнь.
Так же как и понимание церковью того, что представляет собой «истинный» брак – союз между мужчиной и женщиной – запрет контрацепции является одним из пунктов католической доктрины, защищенным от реформ.
Но это не значит, что в этом вопросе невозможны изменения в сторону более понимающего и менее осуждающего отношения, за которое ратует Франциск.
Папа римский показал, что он осознает, как католики, пренебрегающие церковными правилами, уязвлены суровой реакцией церкви.
Например, раньше Ватикан говорил о «глубоко укорененных гомосексуальных тенденциях» как об «объективном отклонении». Новый понтифик заявляет, что он не считает возможным осуждать геев.
Даже без реформирования фундаментальных представлений, опрос может привести к серьезным изменениям в церковной практике. Он поможет укрепить стиль папы Франциска, который уже определяют как попытку примирить идеальные ценности католической церкви с реальными жизнями ее последователей. Это один из тех случаев, когда изменение стиля может привести к изменению содержания. Например, в том, что касается «контрацепции», новый стиль может заключаться в призыве к католическим парам быть «открытыми к жизни» в их сексуальных отношениях, предоставив им самим выбирать формы этой открытости.
Повышенные ожидания
Ответы на опрос должны быть переданы католическим епископам до того, как они соберутся в Риме в сентябре будущего года, чтобы на специальном заседании Синода обсудить подход церкви к вопросам семьи и брака.
Затем в 2015 году Синод должен издать новое руководство для католиков по семейным вопросам.
Большинство из членов Синода были избраны в годы правления традиционалистских пап Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, но католический комментатор Джон Уилкинс говорит, что даже традиционалисты сознают пропасть между учением церкви и практикой.
«Это опасный разрыв для такого института, как церковь, – говорит Уилкинс. – С этим можно справиться двумя способами: либо зажимать его сверху вниз, что чревато риском превратить церковь в маленькую секту, либо, сосредоточив внимание на Иисусе, адаптировать церковное учение так, чтобы католики могли сказать: «Да, это я, это то, во что я верю».
Однако в какой-то степени сам факт проводимого папой Франциском опроса, затрагивающего проблемы, обсуждение которых среди католиков ранее не поощрялось, порождает надежды и ожидания. И эти ожидания будет нелегко удовлетворить.
подготовил
Роберт Пиготт