Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  История  »  Борец против рабства
    Борец против рабства
     Рувим Канторович |  12/1/2013 | Рейтинг:
    «Есть две вещи, которыми я дорожу больше жизни»

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    В августе 1619 года к американскому берегу в Вирджинии причалил голландский корабль, на борту которого находилось 20 негров, проданных рабовладельцами на табачных плантациях.

    Число рабов, привозимых на плантации, все время увеличивалось. В 1760 году незадолго до образования Соединенных Штатов Америки в колониях насчитывалось уже более полумиллиона чернокожих, абсолютное большинство которых было рабами.

    Работа на плантациях Юга требовала использования рабского ручного труда, а на фабриках и на фермах Севера использовался вольнонаемный труд. Кроме того, передовые люди страны, проповедующие идеи свободы и демократии, выступали против рабства, считая его бесчеловечным и безнравственным. Этих людей называли аболиционистами – сторонниками отмены рабства. Они не только требовали освобождения рабов, но и всячески способствовали их бегству.

    Они создавали так называемую «подземную железную дорогу». Она представляла собой секретные пункты, через которые проводники переплавляли бежавших рабов в северные штаты и Канаду. Проводниками были люди-противники рабства, представители духовенства и даже конгрессмены. До нас дошли имена Леви Коффана, черной женщины Гарриет Табмен. А Джошуа Хенсон стала прототипом дяди Тома из книги Бичер Стоу «Хижина дяди Тома».

    Одним из борцов за освобождение негров был Иладжа Ловеджой (Elijah Lovejoy).Он родился в 1802 году в штате Мэн. Окончив колледж в 1823 году, он приехал в Сент-Луис. Здесь он короткое время сотрудничал в одном из журналов, и затем поступил в Принстоне в Теологическую семинарию. Окончив ее, он вернулся в Сент-Луис и стал проповедником.

    Вместе с друзьями он в 1834 году начал выпускать газету «The St. Louis Observer». Газета печатала статьи, направленные против рабовладения. Город Сент-Луис считался территорией, где рабство было официально разрешено. Поэтому рабовладельцы не могли терпеть такую газету и несколько раз предупреждали ее сотрудников, что их ждет возмездие. Они считали, что газета призывает к восстанию рабов.

    В октябре 1834 года, когда два аболициониста помогли группе негров-рабов переправиться через реку Миссисипи в свободный Иллинойс, над газетой нависла угроза погрома. Но погромщиков остановило твердое заявление прогрессивных сентлуисцев – проповедников и некоторых конгрессменов, которое сегодня звучало бы: «Руки прочь от газеты!»

    В феврале 1836 года Иладжа Ловеджой написал в своей газете: «Наше убеждение состоит в том, что рабство – это грех сейчас, было грехом раньше, будет грехом в будущем… всегда грех! Каждый, участвующий в этом грехе, должен немедленно раскаяться». Неизвестно, раскаялись ли ревнители рабства в своем грехе, но после этой статьи газету оставили в покое.

    В апреле 1836 года Иладжа Ловеджой с женой и сыном отправились в Питтсбург, где происходило собрание членов пресвитерианской церкви. Вернувшись, они застали в городе вспышку расовой истерии. Черный повар одного из пароходов Френсис Макинтош вмешался в драку, которая проходила между двумя неграми и двумя депутатами. Черные успели удрать, а Макинтош был арестован и препровожден в тюрьму, где его ожидало наказание – тридцать ударов плетью.

    Когда конвоиры вели его в тюрьму, Макинтош неожиданно выхватил нож и ударил одного охранника. Тот упал замертво. В порыве бешенства повар ударил ножом второго охранника, ранил его и бросился бежать. Но его с помощью толпы удалось схватить. Охранники пытались вести его в тюрьму, но разъяренная толпа вырвала Макинтоша из их рук.

    Его привязали к дереву и разожгли под ним костер. Макинтош молил мучителей, чтобы его пристрелили, но толпа дождалась, пока негр заживо сгорел, и разошлась. Иладжа Ловеджой посетил место казни негра. Обуглившееся тело все еще было привязано к дереву. Возмущенный увиденным, он написал гневную статью.

    После выхода газеты со статьей здание, где размещалась редакция, было окружено толпой в несколько сот человек. Громилы взломали дверь, ворвались вовнутрь и уничтожили материалы, подготовленные к печати. Оборудование они не тронули. Иладжа Ловеджой понял, что его газете в Сент-Луисе не жить. Он отвез жену и сына к ее родителям в Сент-Чарльз, а сам принял решение переехать в Алтон, штат Иллинойс.

    26 июля 1836 года пароход «Пальмира» привез в Алтон типографское оборудование. Так как было воскресенье, Иладжа Ловеджой решил оставить груз на пароходе до следующего дня. Однако ночью группа неизвестных пробралась на пароход и сбросила оборудование в реку. Итак, в свободном Алтоне сторонники рабства продолжали мстить журналисту за его статьи в газете.

    Но правозащитник так просто сдаваться не собирался. Через год, 6 ноября 1837 года, он закупил опять типографское оборудование и на пароходе «Мозель» привез его в Алтон. Здесь оно было помещено в складское помещение. Два дня на улицах собирались митинги. Сторонники рабства и сторонники свободы выступали на этих митингах, споря, можно ли разрешить Иладже Ловеджою забрать оборудование со склада, или нет. Иладжа Ловеджой, выступая на одном из митингов, заявил:

    «Есть две вещи, которыми я дорожу больше жизни. Это свобода печати и право получать доход от собственной работы. Я буду защищать эти права, пока сумею держать перо в руках».

    Хотя участники митинга так и не пришли к решению, оно было принято противниками Иладжа Ловджоя – уничтожить типографское оборудование, хранящееся на складе. Предчувствуя это, Иладжа Ловеджой с десятком друзей организовал дежурство у склада. Под покровом темноты погромщики окружили склад. Защитники склада стали говорить, что не стоит подвергать свою жизнь опасности из-за пусть самой прогрессивной газеты в Америке. Тогда Иладжа Ловеджой сказал: «Друзья мои, я чувствую себя, как затравленный зверь. Я фактически был изгнан из Сент-Луиса, а сейчас меня пытаются выгнать из Алтона, потому что я отстаиваю свои принципы. Я остаюсь здесь, и если понадобится, отдам свою жизнь. Каждый из вас должен сделать свой выбор».

    Один из друзей, Винтроп Гиллман, сделал шаг вперед и сказал: «Мистер Ловеджой, я с вами до самой смерти!» За ним шаг вперед сделали и остальные.

    После часа ожидания с двух сторон толпа не решилась вступать в стычку с защитниками оборудования. Но пришел мэр Алтона судья Джон Крум и приказал толпе разойтись. Следует заметить, что Алтон был маленьким городком, где не существовало полиции. Несмотря на требование мэра, толпа не расходилась. Два погромщика бросили факелы на крышу склада. Строение загорелось. Иладжа Ловеджой бросился к складу спасать оборудование от огня. Из толпы раздались несколько выстрелов.

    Журналист упал замертво, сраженный пулями. Защитники склада бросились бежать. Погромщики, очевидно, не доверяя огню, разбили, искорежили оборудование, а обломки утопили в реке.

    Тело Иладжа Ловеджоя всю ночь лежало возле сгоревшего склада, а утром его похоронили на кладбище Алтона. Позже над могилой журналиста был сооружен памятник.

    Было немало белых американцев, которые посвятили себя борьбе с рабством и не жалели своих жизней в этой борьбе. Одним из таких борцов за права человека с любым цветом кожи был журналист Иладжа Ловеджой.

    Если из Сент-Луиса ехать на север по Линдберг бульвару, то через час вы окажетесь в Алтоне. Посетите могилу отважного борца за права человека, смелого и честного журналиста Иладжи Ловеджоя и почтите его память.

    Противостояние между сторонниками и противниками рабства резко обострилось в связи с делом Дреда Скотта, ставшим одним из самых важных судебных разбирательств в то время. Два слушания дела Дреда Скотта (в 1847 и 1850 годах) в старом здании суда в Сент-Луисе привели к событиям, ускорившим начало Гражданской войны в США.

    Черный раб Дред Скотт родился в Вирджинии на рубеже XVIIIи XIXвеков и был собственностью, как и его родители, семьи Питера Блоу. В 1830 году семья Блоу приехала в Сент-Луис, прихватив с собой Дреда Скотта. Вскоре Дред был продан военному хирургу Джону Эмерсону, жившему в Сент-Луисе. Когда Эмерсон переехал сначала в Иллинойс, а затем на висконсинскую территорию, где рабство было запрещено, его сопровождал Дред Скотт. В течении этого периода он женился на рабыне Гариет Робинсон и у них родились двое детей.

    В 1842 году доктор Эмерсон с женой Ирен возвратился в Сент-Луис. Через год он умер, и хозяйкой семьи стала Ирен Эмерсон. Неожиданно в 1846 году Скотт подал в суд на свою хозяйку, не желавшую отпустить его на свободу. Почти 9 лет Дред жил на свободных территориях, а это давало ему основание считать себя свободным, так как миссурийский суд придерживался доктрины: «Однажды свободен – навсегда свободен». Неизвестно, что побудило Скотта обратиться в суд. Возможно это была угроза продажи его другому хозяину или требование большого выкупа за освобождение. Известно только, что, обращаясь в суд, Скотт не преследовал никаких политических целей.

    Безусловно, неграмотный раб нуждался в помощи, поэтому его наставляли и поддерживали материально священник Джон Андерсен и бывшие хозяева Скотта, члены семьи Блоу. Первое судебное разбирательство закончилось провозглашением Дреда Скотта свободным человеком. Но Ирен Эмерсон апеллировала в Верховный суд штата Миссури. Этот суд оставил Скотта рабом. В 1854 году дело разбиралось в Федеральном суде, а в 1857 г. – в Верховном суде США. Семь из девяти судей решили, что Дред Скотт должен остаться рабом.

    Постепенно личное дело Дреда Скотта получало политическую окраску и превращалось в компанию за освобождение рабов во всей стране. По иронии судьбы Ирен Эмерсон вторично вышла замуж за конгрессмена из северных штатов, противника рабства Колвина Чаффи.

    После решения Верховного суда Чаффи вернул Скотта его бывшим хозяевам – семье Блоу, которая дала ему свободу. Но свободным он прожил всего лишь год. В 1858 году Друд Скотт умер от туберкулеза и был похоронен на одном из кладбищ Сент-Луиса. Но его невольное участие в освобождении рабов в Америке не забыто. Дред Скотт по праву входит в число знаменитых людей страны.

     

    Рувим Канторович,

    наш собкор,

    Сент-Луис , Миссури

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today