Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Особое Мнение  »  Несостоявшееся рукопожатие
    Несостоявшееся рукопожатие
     Super Admin |  11/1/2013 | Рейтинг:
    Сенсационное заявление президента Ирана в Нью-Йорке

     

     

     

     

     

    Президенты США и Ирана встречались в последний раз, когда в Белом доме правил Джимми Картер, а в Иране на троне восседал шах Моххамед Реза Пехлеви. Но после этой встречи революция в Тегеране в 1979 году ликвидировала режим шаха и захватила в заложники американских дипломатов. Правда, в 200 году президент Клинтон предпринял попытку встретится с Мохаммедом Хатами. Но президент Хатами чувствовал, что его позиции в стране непрочные, и не решился пойти на контакт с президентом США.

    Избрание в 2013 году президентом Ирана Хассана Рухани вызвало законный интерес. Еще в ходе предвыборной кампании он пообещал в случае его избрания освобождения всех политзаключенных. Он отказался от политики своего предшественника Ахмадинежада, призывавшего стереть Израиль с лица земли. Он заявил, что люди, высказывающие подобные идеи, ушли навсегда и никогда более не вернутся к руководству.

    Новый президент начал освобождение политзаключенных. В обращении к руководителям западных держав он утверждал, что Иран ни в коем случае не желает обладать атомным оружием или применять его. Он предложил вступить в прямые переговоры с президентом США и других западных государств.

    Мировая общественность с нетерпением ожидала приезда президента Ирана в Нью-Йорк для участия в Генассамблее ООН. Ходили слухи о возможной встрече двух президентов в присутствии Генсека ООН. Однако, накопившиеся разногласия не позволили это сделать. И все же свет в конце тоннеля появился.

    О чем говорил президент?

    В ходе дискуссии на Генассамблее ООН, президент Обама попытался защитить военно-политический курс США по отношению к странам Среднего Востока. Он заявил, что Белый дом использует все рычаги власти, включая военную силу, для защиты своих интересов в этом регионе. Президент признал и ограниченность своих возможностей. Эта оговорка, возможно, связана с опросом общественного мнения, который появился в газете «Нью-Йорк таймс». 49 процентов респондентов не одобряют внешнеполитический курс Белого дома.

    Признав успехи дипломатических переговоров в связи с кризисом в Сирии, Обама посчитал, что эти успехи являются результатом угрозы военного давления, которую как дамоклов меч подвесили над головой президента Сирии. Он заявил: «Если США займутся изоляционизмом, они создадут вакуум лидерства, который ни одна страна не сможет заполнить». Он не упомянул о роли России, перехватившей инициативу в разрешении сирийского кризиса. Эти действия Кремля не укладываются в идею «американской исключительности».

    Обама, говоря об Иране, сказал, что он дал указание госсекретарю Керри начать переговоры относительно ядерных программ этой страны. Оценивая оливковую ветвь, с которой прибыл Рухани, означавшую «Миру – да, войне – нет», Обама согласился, что она может служить фундаментом для соглашения по проблемам иранских ядерных программ. Но при этом добавил, что примирительные предложения иранского президента должны быть подкреплены действиями «ясными и подвергающимся оценке».

    Президент выразил уверенность, что путь дипломатии даст положительный результат. Обама призвал Совбез ООН принять жесткую резолюцию в отношении этой страны, которая взвалила бы на нее всю ответственность в случае, если она не передаст свое химическое оружие под контроль международных органов. Однако, сегодня можно утверждать, насколько глава Белого дома недооценил конструктивный характер российской дипломатии, сумевшей вынудить американскую сторону пойти на компромисс, в результате открылся путь для разрешения сирийского кризиса.

    Обама поддержал инициативу госсекретаря Керри, который оживил переговоры между Израилем и Палестинской автономией. Отстаивая право на свою политику в регионе, Обама сказал: «США не будут бездействовать, если в каких-то странах этого региона будут возникать гуманитарные трагедии». Но разве Обама не знает, что в Ираке, после вывода американских войск не прекращаются теракты? Не указывает ли это на то, что народ Ирака не приемлет американскую модель демократического государства? Не пора ли Белому дому перестать наступать на одни и те же грабли?

    Рухани в Нью-Йорке

    Рухани был намерен изменить внешнеполитический курс страны. Он входит в узкий круг личных советников верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Его политика осуществляется на основе благословления Хаменеи.

    Отправляя президента на Генассамблею, аятолла напутствовал его словами, что он должен проявить героическую гибкость и непременно помириться с западными оппонентами. В интервью CNN Рухани заявил: «Я хочу сказать американскому народу, что я несу ему мир и дружбу от иранцев». Говоря о Холокосте, он подчеркнул, что любое преступление против человечности, в том числе преступления гитлеровских нацистов против еврейского народа, достойно порицания и осуждения.

    Выступление президента Ирана на Генассамблее не разочаровало мировую общественность, оно во многом отличалось от речей предшественника, который называл США сатаной. Рухани критиковал не Запад, а Ахмадинежада, называя его недальновидным, злым человеком, призывал Всевышнего вразумить всех, кто завел Иран в тупик.

    Ключевая позиция Рухани была в стремлении убедить всех членов ООН в мирном характере атомной программы страны. Он сказал, что иранская угроза – это вымышленная угроза, что в оборонной доктрине страны нет места ядерному оружию, это противоречит религиозным убеждениям народа. Рухани сделал ряд практических предложений, полное сотрудничество с МАГАТЭ, возобновление переговоров с США и странами «шестерки» по атомной программе страны.

    В то же время президент Ирана осудил санкции ООН против его страны, назвав их насильственными. Он удержался от провокационных выпадов в адрес США, ограничился напоминаем, что санкции бьют по рядовым иранских гражданам, не достигая своей цели. Рухани также осудил использование беспилотников против невинных людей. Он сказал, что использование силы для навязывания западных ценностей – это продолжение холодной войны. Рухани отрицательно оценил поставки оружия в Сирию. Но парадокс состоит в том, что Иран, как Россия и Китай, активно поставляет оружие в Сирию.

    В заключении своего выступления Рухани выразил надежду, что США не пойдут по пути, который отвечает интересам поджигателей войны.

    Речь Рухани была прослушана большинство делегаций с пониманием и определенной долей надежды. Если ранее лидеры и дипломаты США и Ирана бойкотировали выступление друг друга, то теперь появились осторожные улыбки. Во время речи Рухани в зале присутствовала вице-посол США при ООН Роземари ДиКарло. Так что, как говорил небезызвестный Остап Бендер, лед тронулся. Хотя торопиться с выводами, разумеется, не следует.

    В этой связи следует отметить выступление на Генассамблее премьер-министра Израиля Натаниягу, который призвал мировое сообщество не проявлять излишнюю доверчивость и наивность в отношении президента Ирана, назвав его волком в овечье шкуре. 80 процентов зрителей телеканала RTVI поддержали такую оценку.

    Рухани не участвовал в ланче, устроенном генсеком ООН. Он упустил возможность встретиться с Обамой. Он понимал, что ситуация не созрела. Он решил не дразнить реакционных иранских гусей. Но, несмотря на такую осторожность, в тегеранском аэропорту его встретили экстремистки настроенные жители столицы. Они швыряли в президента камни, яйца и даже поношенную обувь. Полиция с трудом обеспечила безопасность президента. Это еще раз подтвердило, что путь к миру в этом регионе – нелегок.

    Вопрос

    Многие политологи задаются вопросом: чем вызвано миролюбие иранского руководства? Не могу не согласиться с публицистом Краусом, который заявил, что позиция Ирана обусловлена не господним вразумлением или проснувшимся миролюбием, а тем, что экономические показатели в результате санкций ООН страны имеют знак минус. Другие обозреватели обращают внимание, что иранское руководство чувствует страх. Попытка создать свою ядерную бомбу является отражением борьбы высшего духовенства страны за сохранение власти. Аятоллы пойдут на сотрудничество с Западом только, если получат гарантии, что на их власть в Иране никто не посягает.

    В Тегеране с удовлетворением встретили заявление Обамы о том, что США ни в коем случае не добиваются изменения режима в Иране. Если эти слова президента Обамы найдут отражение в международно-правовых документах, то тогда оттепель превратится в практическую разрядку.

    Леонид Белявский,

    кандидат исторических наук,

    Даллас, Техас

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today