Со второй половины августа мировое сообщество с тревогой следит за развитием кризиса в Сирии. Сообщение о применении в окрестностях Дамаска химического оружия 21-го августа обострило обстановку. Еще в прошлом году Обама заявлял, что применение в Сирии химического оружия является красной чертой, переступать которую нельзя.
В Сирии идет гражданская война между правительственными войсками и силами оппозиции. И было неясно, кто же применил это оружие. Белый дом посчитал, что оружие использовали правительственные войска. Это было выгодно политикам, которые откровенно поддерживают оппозицию и добиваются устранения режима Башара Асада. Но не все поверили этим сообщениям. Многие хорошо помнят, как 10 лет назад госсекретарь Пауэл обманул общественность, приведя лживые данные о наличии в Ираке оружия массового поражения и тем самым оправдал нападение на эту страну.
Не помогли и уверения Обамы, что речь идет об акции, ограниченной по времени и масштабам. Только 36 процентов американцев поддерживают вооруженное вмешательство в сирийский кризис. А 59 процентов опрошенных выступают против таких действий правительства.
Желая снять с себя ответственность за вмешательство в дела Сирии, Обама решил получить согласие Конгресса. Но с учетом расстановки сил на Капитолийском холме, президенту вряд ли удалось бы получить такое одобрение. Комитет по международным делам разработал собственное решение, запрещающее Обаме вести политические переговоры с сирийскими силами, поставлять оружие повстанцам. Главный пункт этой резолюции состоял в запрещении использовать в этой операции американские сухопутные вооруженные силы.
В этой обстановке, если Обама не представит более убедительные аргументы, он не сможет переубедить противников интервенции в Сирию. А возьмет ли на себя Обама, лауреат Нобелевской премии мира, всю тяжесть ответственности за дальнейшее расширение войны? Большой знак вопроса.
Это будет грубым нарушением международного права, устава ООН. Такие действия будут квалифицироваться как агрессия.
Группа инспекторов ООН отправилась на место применения химического оружия в окрестностях Дамаска, где погибло более 1400 человек. Но мандат инспекторов не предусматривает ответа на вопрос, кто же применил оружие. А это принципиальный момент.
США, Великобритания, Франция считают, что оружие применили правительственные войска. Россия и Китай придерживаются другого мнения: акцию совершили в провокационных целях боевики из «Армии свободной Сирии». Собранные данные ООН указывают, что авторство применения оружия принадлежит все же сирийской армии, которая обеспечивает сохранение тоталитарного режима.
Инспектора ООН чуть ли не по минутам реконструировали весь налет, определили, какие были использованы системы запуска, какие ракеты упали на беззащитный город. Но при этом эксперты не назвали конкретного виновника этой чудовищной акции.
Между тем, эксперты из других организаций подтверждают, что у боевиков нет необходимых знаний и кадров для ведения огня с помощью сложных систем оружия. Эксперты говорят, что проведение химической атаки повстанцам не по плечу.
Кремль
Со второй половины августа стало очевидным, что США подталкивают мир к большому конфликту с нарушением международного права. Огромная армада военно-морских сил и военно-воздушных сил США в Средиземном море и Персидском заливе ждала приказа Обамы.
Но в одночасье планы Вашингтона нарушила Москва, предложившая поставить весь военно-химический арсенал Сирии под международный контроль с последующим его уничтожением. Это предложение Путин высказал при встрече с американским президентом на полях саммита двадцатки в Санкт-Петербурге. Потом последовала встреча руководителей внешнеполитических ведомств двух стран в Женеве. Они договорились о контроле над химическим оружием в Сирии. Руководство в Дамаске приветствовало эту договоренность.
Белый дом не мог не принять предложение Кремля. После сдачи президента Египта, военной компании в Ливии, неоправданной поддержки братьев-мусульман в Египте, Обама не мог допустить нового поражения. Поэтому Обама назвал предложение Кремля «потен-циально позитивным развитием».
Он заявил, что возможность остановить применение химического оружия дипломатическим путем вне всякого сомнения предпочтительно. Правда при этом он отметил, что предложение Кремля надо воспринимать со щепоткой соли. По его словам, в отношении Сирии надо проявлять скептицизм, поскольку в последние пару лет поведение Асада было неадекватным. Именно поэтому над его головой надо держать дамоклов меч силовой акции.
Тем временем правительство Сирии сделало первый шаг для присоединения к конвенции ООН о запрещении химического оружия. Посол Сирии передал заявку лично генсеку ООН. А Асад заявил, что первая информация о химоружии будет представлена в ООН через 30 дней.
Нестандартный ход Путина
Президент России Путин через газету New York Times непосредственно обратился к американской общественности с изложением своей позиции по этой проблеме. В своей статье Путин заявил, что предложение об уничтожении химического оружия Сирии является новым шансом избежать военных действий. Он обвинил США, что они превратили прямое насилие в так называемое демократическое средство решения спорных вопросов. И задал вопрос: когда Америка начнет учиться на собственных ошибках и перестанет выполнять роль мирового жандарма?
Путин без всякой дипломатии заявил, что недавнее обращение Обамы к нации пропитано высокомерием, рассуждением о том, что американцы – избранная нация, что они считаю себя лучше всех других. Путин подчеркнул: «Мы все разные, но когда просим Господа о благословении, мы не должны забывать о том, что Бог создал нас равными».
Это письмо вызвало значительный интерес у общественности. Многие назвали его положения спорными, но проигнорировать их были не в состоянии. Несмотря на оговорки и сомнения, это позволило дипломатам обеих стран продолжить подготовку встречи заинтересованных сторон в Женеве.
Принципиальная позиция российской стороны вынудила американскую делегацию не наставать на предложении об автоматическом примени военной силы. Резолюция оговаривает, что в случае нарушения любой стороной, участвующей в конфликте, должно быть срочно созвано заседание Совбеза ООН, которое определит виновного в нарушении соглашения и какие следует принять меры военного и невоенного характера.
Правительство Сирии уже приветствовало принятие такого компромисса на переговорах между министром иностранных дел России Лавровым и госсекретарем Керри.
Заседание Совбеза ООН 27-го сентября многие СМИ уже назвали историческим. Впервые за три года единогласно принята резолюция по Сирии, основанная на договоренностях России и США. Химическое оружие в Сирии подлежит запрету. Туда уже прибыли первые группы инспекторов, которые контролируют это оружие. До середины 2014 года оно должно быть уничтожено.
К сожалению, достигнутая договоренность не означает прекращения гражданской воны в Сирии. Потому дипломатам России и США следует продолжить свои усилия, чтобы усадить противоборствующие стороны за стол переговоров и провести мирную конференцию в Женеве.
Ситуация с Сирией наглядно показала США и всему миру, что современные международные проблемы без учета мнения России сегодня решать нельзя.
Леонид Белявский,
кандидат исторических наук,
Даллас, Техас