Разделы новостей

  • Репортажи

  • Это интересно

  • Бизнес
  • Yellow pages

  • Магазин

  • Реклама

  • Поиск
     

    Подробно
    Сегодня
  • Программа TV

  • Погода

  • Гороскоп
  •  »  Главная  »  Газета "Русская Америка"  »  Путешествия  »  В стране белого зонтика
    В стране белого зонтика
     Феликс Патрунов |  10/15/2013 | Рейтинг:
    Лаос также называют страной миллиона слонов

     

     

     

     

     

     

     

    Самолет в Лаос несколько необычный для наших дней – с двумя пропеллерами. В стране гор мало места для больших аэродромов.

    Здравствуй, Лаос «страна миллиона слонов и белого зонтика»! Совсем маленький аэропорт, вокруг горы. Как и положено, в тропиках – слепящий солнечный свет, жара, сразу хочется снять все лишнее.

    Уже через 10-15 минут сопровождающий вез меня по главной улице Луанг-Пробанга – бывшей столицы страны. Глухая провинция, в центр встретилось лишь 2-3 автомобиля.

     Гостиница в колониальном стиле: внутри большие свободные площади, номера размещены по периметру здания, к ним ведут длинные деревянные лестницы.

    …Еще полчаса и мы осматриваем буддийский монастырь. Длинная лодка сушилась на столбиках. Вижу загорелых мальчиков в традиционных желтых одеждах. Украдкой снял их жилище, как у всех мужчин без женщин – у них беспорядок, все кувырком. Спят они на низких топчанах, больше никакой мебели у них нет. На стенке – плакаты.

    Рассказывают: монахом можно стать на время, потом снова вернуться к обычной жизни. В монастыре сами себе пищу не готовят: утром ее добровольно приносят горожане.

    Экскурсия в ближайшую деревню, где делают рисовую бумагу. В лотках – белесая жидкость, которая высыхает на Солнце. Полученные толстые листы раскрашивают красками. Рисунки – примитивны и своеобразны, но слишком большие, чтобы увезти с собой.

    …Национальный музей – бывший королевский дворец. Далеко властителем бедного Лаоса до европейских монархов! Всего одно одноэтажное здание на невысоком холме со многими комнатами.

    Видел надпись «No foto». Как всегда, не удержался и тайком достал камеру, когда служительница музея отвернулась. Выдала вспышка. Что тут случилось! Тут же появился полицейский, потребовал засветить кадры, заплатить штраф. Только бы не уничтожил фото волшебного залива Халонга и Сайгона! Еле уговорил: уничтожить только единственное фото дворца.

    В центре, что ни дом – то храм. В городе необычный транспорт: спереди вроде мотоцикл, сзади на двух колесах карета, могут ехать 8-10 человек.

     К вечеру поднялся на холм Пуси, господствующий над городом. Наверху небольшая пагода. В ней, как и во всех храмах, где я был, зажигают тонкие красноватые благоухающие свечи и низко кланяются. Пучок свечей, обрамленных внизу букетом из желтых цветов, можно купить тут же.

    Вот и исковерканное зенитное орудие – память о не очень далеком прошлом. Бомбы, напалм, «эйджент орандж» (так называли один из видов химического оружия по цвету ящиков, было распылено более 40 млн. т этого вещества, уничтожено четверть лесов страны) обрушиваются на «тропу Хо Ши Мина».

    Северяне вынуждены пробить тропы через джунгли и на территории Лаоса и Камбоджи. «Ковровые бомбардировки» негласно распространяются и на эти страны. Бесполезно: через день-другой вьетнамцы прокладывали новые дороги. Использовались велосипеды, приспособленные для перевозки оружия и боеприпасов, позже – грузовики. На тропе были госпитали, склады, бензохранилища. Всего коммунисты проложили тропы длиной более 15 тыс. км, даже проложили на юг нефтепровод длиной 200 км.

    Внизу часть улицы превращена в рынок. Ткани, майки, одежда, вышивка, ожерелья, игрушки, сувениры. Среди последних я впервые увидел бутылки со спиртом или вином со змеей или здоровенным скорпионом внутри. Гид утверждал: очень полезный напиток для здоровья.

    Рядом рынок: огурцы, помидоры, бананы, арбузы, большие кокосовые орехи, местные фрукты, которые я вижу впервые. Поперек главной улицы – настоящий обжорный ряд: жарится на углях мясо и рыба, варится суп, приготавливаются на сковородках маленькие круглые оладьи. Все столы уставлены сплошь тарелками с рисом, жареными колбасками, готовыми рыбными блюдами, салатами, незнакомыми фруктами, ароматными травами, большими пальмовыми орехами; бутылками с напитками. Кое-где можно было купить стаканчики с охлажденными соками с плавающими плодами.

    Вечером на обратном пути, около гостиницы купил большой орех (кажется за один доллар). Хозяин тесаком отсек край и я выпил кокосовое молоко. Мне понравилось в Луанг-Пробанге: туристов немного, можно увидеть подлинную неспешную жизнь горожан.

    По Меконгу

     На пристани – несколько узких длинных лодок с навесами над скамейками пассажиров. В путь, вверх по течению! На лодке – моторист – рулевой, гид и мы. Быстрая вода, отмели, острова. По обоим берегам – зеленые горы. Что там, в джунглях, где, может быть, еще не всюду ступала нога человека?

    Меконг – одна из величайших рек мира – 4500 км (значительно длиннее Волги ). Берет свое начало в Тибете, пересекает весь Индокитай, поит влагой бесчисленные рисовые поля в Лаосе, Камбодже и Вьетнаме.

    Здесь, у реки, очень мало селений. Проплыли мимо золотоискателей. У них треугольные шляпы от солнца, в руках – лотки с сетками для улавливания драгоценных частиц.

    – Много золота в Меконге?

    – Нет, очень мало.

     У одной из деревушек заметил вдали груженого слона, поднимающегося вверх.

     – Много слонов в деревнях?

     – Мало. Слону нужно каждый день 150 кг корма.

     – А дикие слоны остались в джунглях?

     – Очень немного.

    Часа через полтора пристали к левому берегу. Крутая лестница – и перед нами пещера Пак с позолоченной Буддой. Вот это замечательно! Все – настоящее! Чувствуется: все эти бесчисленные небольшие фигурки – деревянные, каменные, бронзовые – около главного божества созданы руками крестьян. Чтобы замолить свою вину перед Буддой, в фигурку часто замуровывается драгоценный камень или кусочек золота. Статуэтки нельзя выбрасывать. Точно никто не знает с какого времени они здесь…

    На противоположном берегу – в деревушке Бан Санхай обед в ресторане. Пока подплывали, увидел на прибрежном песке слона, на которого местные ребятишки пытались усадить двух путешественников. Животному это не нравилось, и оно направилось купаться в Меконг. В водах реки разыгрывалось представление с ныряющим слоном и детворой. Я побежал к ним с фотоаппаратом.

    Жарко. Хочется купаться. Мне рассказывали в Египте, что один из европейцев поплавал в Ниле и умер. Ведь в местные реки сливаются все нечистоты. Но здесь горы, очень мало населения, океан солнечного света, убивающий всякую нечисть. Будь, что будет. Одел купальные трусы и в воду!

    Вернулись в Луанг-Пробанг. Теперь я сам отыскал дорогу в центр. Опять поднялся на холм Ват Фуси с пагодой. Несмотря на все предупреждения об антисанитарии съел в «обжорном ряду» аппетитную хрустящую рыбку, зажаренную на сковородке.

    Удалось побывать и в дельте реки. Здесь Меконг другой: каждый из 9 рукавов шире Невы. На катере пересекли основное русло, немного обогнули остров. В пути видел поставленные рыбацкие сети. Дальнейший маршрут по узкой протоке острова. И слева и справа – водяные кокосы полукругом нависают над водой: фантастически красивый пейзаж. В деревне – остановка. Заметил пасеку, кусты с ананасами, змею в ящике. На столах, среди сувениров – сумочки и кошельки из крокодиловой и змеиной кожи.

     – Разве можно такое продавать? У нас, в Германии сразу же на таможне конфискуют.

     – Здесь никто не задержит. Крокодилов и змей у нас много.

     После поездки по главной улице на пони направились к ресторану. Тут я заметил женщину с большим питоном через плечо.

    Стоп! Почему я не могу? Фотокамеру отдаю гиду, здоровенную змею беру в руки и перекидываю через шею.

    – Только не давите на нее сильно!

    …На обед – рыбный суп «ухо слонов», множество красиво нарезанных фруктов на маленьких тарелочках.

    И незабываемое: на джонках с веслами по узкому водному каналу среди водяных кокосов. Дельта великой реки – сказочно интересное место: бесчисленные каналы и протоки, мангровые заросли, плавучие дома и рынки, разукрашенные джонки, храмы, великолепные пляжи, рисовые поля, сахарный тростник, косовые пальмы экзотические фрукты, цветы, птичий заповедник. На обратном пути около порта осмотрели буддийскую пагоду Виньчанг. Однако местные показались мне чересчур прилизанными.

    Камбоджа, Сием-Рип

    Тот же аэропорт, тот же двух-пропеллерный самолет. Курс на Сием-Рип. Внизу долина Меконга с рисовыми чеками.

    Посадка. Совсем другой мир! Аэропорт из мрамора, в главном зале – скульптура из белого камня: всадник на слоне. За стойками аккуратно одетые служащие проверяют документы, собирают визовый сбор – 20 долларов c каждой души, прибывшей на самолете.

    Сием-Рип – шумный, оживленный азиатский город с бесчисленными ресторанами, супермаркетами, рынками, помещениями для тайского массажа.

    Размещение в гостинице. Сразу же в путь на автобусе на знаменитое озеро Тонлесап («Большое озеро»). Здесь феномен природы – одноименная река раз в году движется вспять. Это случается в сезон дождей, когда Меконг выходит из берегов. Площадь озера увеличивается более, чем в пять раз, а уровень воды поднимается на 12 м. Вот почему по обеим сторонам дороги – одноэтажные деревянные дома на сваях.

    …Садимся на катер и вперед по каналу с водой коричневого света. Примерно через час раскрылся водный простор с рыбацкой деревней на сваях. Около нее – искусственный деревянный островок. Причаливаем к нему.

    На нем – небольшой музей природы (особенно запомнились приспособления для ловли рыбы), магазин, закусочная. В центре – ферма крокодилов, они на дне квадратного колодца, огражденного по периметру высокой сеткой. У некоторых раскрыты пасти с рядами острых белых зубов. Пол, на котором расположились аллигаторы, – мокрый, доски частично покрыты песком.

    Кстати, здесь же можно купить крокодилову шкуру или сумки и кошельки из нее. По лесенке можно подняться на помост, с которого лучше можно оглядеть водные дали. В озере очень много рыбы, змей, жаб, улиток; вокруг него, благодаря наносам, очень плодородные почвы.

    Самое любопытное я увидел у причала, к которому пристали несколько местных лодок. По деревянному полу полз запачканный карапуз с выпученными глазами, который, вероятно, еще не научился ходить. Полз в обнимку с здоровенным питоном! И это на глазах матери и семейной детворы, разместившихся в лодке! Было это так странно и необычно, что я не пожалел кадров.

    На обратной дороге нам навстречу шло несколько буйволов. Вечером ужин в ресторане с местными танцовщицами. Здесь не Аргентина, милые девушки танцуют плавно и медленно почти на месте, рисуя кружева в воздухе руками и пятками ног. Танцовщицы – что же тут особенного? Но за эту профессию недавно можно было расстаться с жизнью.

    Ангкор, храмы в джунглях

     Так же, как город Петра в Иордании, храмы Ангкора были открыты заново. Это сделал французский ученый Анри Муо. Он исследовал насекомых в Камбодже и от местных крестьян слышал о «затерян-ном городе, построенном богами». Заблудившись со своим носильщиком в джунглях, больной малярией, он вышел к большим каменным дворцам. Вот его записка: « Я никогда не чувствовал себя таким счастливым, как сейчас в этой великолепной тропической обстановке. Даже, если бы я знал, что мне придется умереть, я бы ни за что не променял эту жизнь на удовольствия и удобства цивилизованного мира». (Анри Муо умер в 1861 году, ему было только 35 лет.)

    Историки утверждают: Ангкор Том («Великий город») был основан королем Джаяварманом V11 в Х11 в. В нем было около одного миллиона жителей, вероятно, в то время он был самым большим в мире.

    Ангкор Ват («Город-храм») возведен королем Сурьяварманом 11 (1113-1150 гг.). Это было индуистское святилище, посвященное богу Шиве. На строительство всех храмов понадобилось столько камня, сколько потребовалось для сооружения пирамиды Хеопса в Египте. Сегодня – это самое большое религиозное сооружение на Земле.

     К сожалению, едва закончилось строительство, на Ангкор напали тямы (местная нацинальность, исповедующая ислам.)

     А в 1431г, после семимесячной осады Ангкор был взят сиамскими войсками и разграблен, население бежало на юг. Столица государства была перенесена на берега Меконга в Пном-Пень.

     

    Самый главный день! Едем смотреть жемчужину Камбоджи – вернее сказать всего мира – храмы Ангкора. По оживленному шоссе достигли границы заповедника. На пропускном пункте меня незаметно сфотографировали и выдали пропуск.

    На той стороне сначала видишь бесконечный ряд лавок с сувенирами. Потом появились слоны, перевозящие туристов. На спине у них – красный коврик, над ним ящик со скамеечкой, который привязан к брюху животного.

    Стоп! Я тоже хочу! Заплатив 20 дрлларов, поднимаюсь на деревянный помост, с него пересаживаюсь на слона. Вперед! Слон идет быстро, толчки относительно мягкие. Езда на верблюде в Египте, на Синае показалась мне куда более опасным занятием, тогда казалось вот-вот упаду с него и свалюсь на песок. Погонщик – здоровенный загорелый мужчина мрачноватого вида, одетый в красное, в красной шляпе – не произнес ни слова в пути.

    За что я решительно не берусь – это описание храмов Ангора. Их много, они расположены на большой территории. По форме ничего общего с привычными нам православными храмами. Выполнены из сероватого камня, разукрашенного кружевами и рисунками, сильно разрушены временем. Почти все обрамлены зеленью джунглей и синевой прудов. Картина дивная! Нелегко в 35-градусную жару подниматься на храмы по крутым каменным ступеням или специально проложенным деревянным лестницам. Кое – где выбита голова Будды. Встречаются каменные изваяния мужского и женского начала. Видел изваяния змей и драконов. Иногда фигуры идолов тянуться длинными рядами.

    В 4-х этажном здании супермаркета можно купить не только продукты, но и одежду, драгоценности. Есть закусочная самообслуживания, кафе. В нескольких ресторанах показывал записку, написанную моим гидом, всюду качали головой. Наконец-то нашел нужный! Блюдо из лягушки – вот чем я поужинаю! Кульминация азиатской экзотики! Но как часто бывает в жизни: мечта – это одно, ее исполнение – совсем другое. Сваренные лапки лягушки, поданные в супе с приправами, чем – то похожи на рыбу, вкусно, но ничего особенного. Часа полтора-два бродил по ночному центру-рынку. Как рассказать Вам о содержимом бесчисленных лавочек и торговых рядов, заваленных местным овощами и фруктами и азиатскими товарами? Или о бесчисленных заведениях тайского массажа? Кстати кое-где койки расставлены прямо на улице, перед входом посетители могут опустить уставшие от ходьбы ноги в аквариум с рыбками.

    Наконец-то купил подарок дочке – маленького, засушенного крокодила. Дома в Москве у нее целая коллекция каменных, стеклянных, тряпичных аллигаторов. Теперь будет настоящий!

    Деревня в джунглях

    На другой день продолжаем осмотр древних памятников. По дороге остановились в деревушке. Под пальмами – деревянные хижины на сваях, крытые пальмовыми листьями. На кустах зреют гроздья бананов.

    Я очень люблю вглядываться в жизнь людей в других странах. Не это ли самое важное, для чего мы отправляемся в дорогу? Вот что открылось мне. Хозяйка резала молодые зеленые побеги сахарной пальмы, они вываривались в чугунке на огне из хвороста. Потом раствор разливали в маленькие металлические блюдца. Солнце выпаривало воду и круглые пальмовые конфеты оставалось завернуть в пенальчик из белого картона, красиво обвязать и выставить на продажу туристам. Другая хозяйка с той же целью плела из веток незатейливые кружевные тарелочки. Хозяин брал воду из колонки, качая ручной насос. Две девочки в форме приехали из школы и, облокотившись на велосипед, сидя на ступеньках, рассматривали картинки в учебнике. Их босоногий братик качался в веревочной петле, привязанной к стропилам дома. Другой, постарше срубал тесаком головку кокосового ореха, чтобы выпить молоко. Пробежала мимо стайка черных домашних уток. Поднялся наверх разглядеть домашнюю утварь. Из мебели – только легкий низкий столик на тонких ножках, «ступа» – невысокий помост для спанья, встроенный в стену шкаф. Одежда развешана на веревке вдоль стены. На полу – весы, печка для приготовления пищи, пара кастрюль. Черный котенок забавно возился с белым щенком. Мне показалось: здесь люди живут просто и счастливо – им не нужна 3-х этажная квартира в мегаполисе и «Мерседес-Бенц».

    Последний храм поразил меня. В центре – камни от погубленных временем построек. А стены кое-где обвиты мощными серыми корнями исполинских деревьев. Они душат и разрушают камни. Есть что-то завораживающее и символическое в этой картине: не так ли когда-нибудь природа переживет цивилизацию, рухнувшую от неумелых действий людей?

    Наконец – главное! К шоссе из зеленой стены джунглей пробралось несколько обезьян. Вот она, экзотика! На спине одной из мамаш примостился малыш. Туристы кормили животных. И я купил какие-то растения – видимо к этому месту обезьяны привыкли. «Моя обезьянка» не просила, а просто требовала, стремилась вырвать корм из моих рук. Как же они похожи на нас эти славные дикие создания!

    …Ангкор все же остался для меня тайной. Были ли здесь восемь веков назад большие города? Зачем построили столько прекрасных храмов? Исторические источники ненадежны. Придется дома засесть за книги. Я упросил гида: по дороге в аэропорт посетить буддийский монастырь, в котором хранят останки жертв «красных кхмеров».

    В башнях под стеклом выбеленные черепа с отверстиями глазниц, на задней стороне – груда челюстей, в другом месте – кости. 17 апреля 1975 г. Камбоджийскими коммунистами во главе с «первым старшим братом», «товарищем 87», «истинным камбоджийцем» Пол Потом взята столица – Пном-Пень. В его армии много детей и подростков 12-18 лет, вооруженных автоматами Калашникова. «Город – это средоточие контрреволюции, главная революционная сила это крестьянство», – утверждал Пол Пот. В соответствии с такой идеологией в 72 часа под дулами автоматов выселяется население столицы и других городов – всего 3,5 млн. человек.

    Жители из восточной части страны переселяются на запад. К чему банки, деньги, заводы? Зачем нужны врачи, танцовщицы, профессора университетов, «очкарики»? В зданиях учебных заведений полезней иметь казармы и тюрьмы. К чему книги, кинотеатры и телевидение? Рабочий день –16 часов. «Только на рисовом поле человек поймет смысл жизни». Мужчины и женщины должны жить отдельно. Семья создается по разрешению сверху. Не нравится? Смерть на месте: пуля в лоб или удар мотыгой по голове. За несколько лет своего господства коммунистический режим Камбоджи умертвил более 3 млн. человек при численности населения 12,5 млн. человек! Чем Пол Пот хуже великого инквизитора или Гитлера?

    Между прочим, Пол Пота поддержал незабываемый Леонид Ильич Брежнев: прислал диктатору приветственную телеграмму в момент захвата власти. В 1998 г. тело диктатора сожгли на костре из автомобильных шин.

     

    Феликс Патрунов,

    Хьюстон-Москва-Лаос,

    специально для «Русской Америки»

    Пожалуйста оцените прочитанный материал по 5ти бальной шкале.
    1 2 3 4 5
    Слабо Превосходно
    Вы можете прокомментировать свою оценку (не обязательно):

    Послать копию Автору Разместить на сайте

    Комментарии





    © Copyright 2000-2014. New Ad Age International, INC.
    Russian Houston Today