The Russian America - http://therussianamerica.com/news
Колбасная диверсия США

Т. Скиф
 
 Т. Скиф
 
 10/15/2013
 

Состояние шока – это обычное состояние любого советского человека за границей

 

 

 

 

 

 

 

«Колбаса разрушила Советский Союз!» – скоро за эту фразу будут бить в лицо, я знаю.

И не потому что квасные патриоты, а потому что сам тезис не то что бы избит, а измордован до коматозного состояния...

В свое оправдание сразу хочу сказать, что «колбаса» в данном контексте понятие собирательное, и упомянул я о ней исключительно для понимания психологемы советского человека, как простого, так и партийно-вельможного.

Знаете ли вы, что Никита Хрущев именно после визита в США запустил программу широкомасштабного строительства доступного жилья? Просто он своими глазами увидел, что вся страна может жить если не в отдельных домах, то в своих квартирах. И кукурузу начал сеять после той поездки.

Но, настоящий шок Никита Сергеевич испытал, посетив обыкновенный супермаркет в Сан-Франциско.

Состояние шока – это обычное состояние любого советского человека, попавшего в продуктовый магазин за периметром социалистического лагеря.

Вспоминает Андрей Козырев, молодым дипломатом попавший в Нью Йорк в 1975 году:

– И там я попал в супермаркет. И шок у меня был. Не оттого, что я там увидел на полках, а оттого, что покупателями оказались не какие-то там капиталисты, а обычные люди. Латиносного типа или афроамериканского, которые явно не «белые воротнички». И они набирали полные корзины.

Аналогичные чувства испытал и Леонид Брежнев, зашедший с Никсоном в супермаркет. Евгений Самотейкин, референт Генсека: «Они там были пару часов, а на выходе Брежнев сказал: «Женя, с ширпотребом они вопрос решили, а с продовольствием привезли к нашему приезду. Так быть не может».»

Охмурение колбасой прошли и Горбачев и Ельцин. И тот и другой были в шоке... Но, миллионы советских людей не имели возможности посещать американские супермаркеты, а как известно, если гора не идет к Магомеду... Роль Магомеда была отведена многочисленным выставкам, показывающим советским людям, как живут такие же трудящиеся за океаном. Именно это лучше любой пропаганды подтачивало основы советского строя.

Лично мне довелось побывать на выставках 79 (Сель-ское хозяйство в США) и 89 (Информатика в США). Ажиотаж был невероятный, но конечно это нельзя было назвать шоком. Дело было сделано раньше, и самым главным ударом, несомненно была самая первая выставка 1959 года в Сокольниках. О ней много написано, но я позволю себе скомпилировав кое-какие материалы еще раз обзорно рассказать об этом грандиозном событии.

Американцы сами устроили павильоны в Сокольниках, вымостили дороги и разбили клумбы. Все это обошлось им в 3,5 млн. долларов. Инженеры, монтажники привезли с собой все, вплоть до мелочей – вода, спички, сигареты...

Подсобные работы выполняли советские… женщины, чем нимало удивляли американцев. Советские же мужчины с недоверием наблюдали за этими капиталистами. Окончание строительства увенчалось банкетом.

И вот в июле 1959 года американская выставка распахнула двери перед очарованными советскими людьми Только в первый день ее открытия 25 июля на выставке побывали 75 тысяч человек, а всего за 6 недель – почти 3 млн. советских людей. Пожалуй, больше ни одно мероприятие в истории России и СССР не собирало столько народу.

На выставке экспонировались не только книги и предметы искусства, но и товары массового потребления, которые ошеломили советских людей, лишенных многих, вполне элементарных, вещей. Среди экспонатов были новейшие модели американских машин, трактора, телевизоры, высокотехнологическое оборудование, принадлежности домашнего и кухонного обихода. И, конечно, Пепси-кола! Вспоминает Председатель совета директоров и главный исполнительный директор компании «Пепсико» Дональд Кендалл: «Мы приехали в Москву с Никсоном, тогдашним вице-президентом. Вечером, накануне открытия выставки, был обед в посольстве. Послом тогда был Томми Томпсон. Я признался Никсону, что у меня большие проблемы дома, и сказал: «Мне нужно, чтобы у Хрущева в руках оказалась пепси, не то мне несдобровать». Никсон ответил: «Не беспокойтесь, я подведу его к вашему киоску».

На открытии выставки Никсон выполнил обещание. Я сообщил Хрущеву, что у меня есть пепси, которую мы привезли из Соединенных Штатов, и пепси, сделанная здесь, в Москве, и предложил ему попробовать и ту и другую, выразив уверенность, что здесь мы можем делать пепси не хуже, чем в Соединенных Штатах. Хрущев попробовал обе и объявил: «Московская пепси-кола намного лучше, чем та, что сделана в Нью-Йорке».

На выставке произошло такое известное историческое событие, как «кухонные дебаты» Никсона и Хрущева в павильоне № 2 на стенде компании General Electric (современная кухня), касавшиеся преимуществ советского и американского образов жизни и их материального выражения.

Счастливчики, отстоящие огромную очередь, открыв рот ходили между экспонатами... Но, конечно, самым убойным экспонатом были американские автомобили. Они и сегодня многих привели бы в состояние эстетического оргазма, а уж в то время...

 

Т. Скиф