The Russian America - http://therussianamerica.com/news
Один год Светланы в Алабаме

Н. Чуженькова
 
 Н. Чуженькова
 
 10/15/2013
 

«Не хуже и не лучше… Просто в Америке все по-другому. Здесь – другая жизнь!»

 

 

 

 

 

 

 

Светлана Королева из Тамбова одержала непростую победу в международном конкурсе «FLEХ» и около года прожила в Алабаме в рядовой американской семье.. Организатором программы по «обмену будущими лидерами» является государственный департамент США и, конкретно, сенатор Билл Бредли.

Встреча

После долгого перелета она оказалась в Америке, в Вашингтоне. Оттуда вылетела в Бирмингем. Там, в аэропорту, ее встречала принимающая семья: «хоcт»-папа Дэвид Дауни и пятеро его дочек – двух, четырех, пяти, семи, девяти лет. «Хоcт»-мама Дебора Дауни на встречу не попала – сама была в рабочей командировке в Нидерландах.

И девочек, и Дэвида Светлана узнала сразу: они держали красочные плакаты с надписями: «Добро пожаловать в Алабаму!», «Алабама + Россия»… Малышки, все как одна, были одеты в яркую одежду с американскими символами. После теплых приветствий и объятий Света и принимающее семейство разместились в большом автомобиле Дэвида, он повез их домой, в Праттвилл, небольшой городок штата Алабама.

По дороге заехали подкрепиться в кафе – Светлану буквально поразило обилие в меню блюд из курицы (наггетсы, гамбургеры, разнообразнейшие бутерброды и прочее). За столом и состоялась первая неформальная беседа. Как всегда в таких случаях говорили о перелете, Светлана интересовалась тем, как произносятся неизвестные ей слова. Уже тогда, за столом, девушка узнала для себя немало нового, что потом помогло ей общаться с американцами. Понятно, что поддерживать разговор Свете вначале было достаточно сложно: она прекрасно понимала то, что говорили ей, но высказать свои мысли ей было пока непросто.

Город

Дом, где живет семейство Дауни и где Светлане предстояло провести около года, девушке понравился – большой, просторный, удобный. Свете сразу же показали ее комнату – уютную, с набором необходимой мебели. В городке многое казалось необычным, во всяком случае, его планировка отличалась от российской. Скажем, дома на праттвиллских улицах располагались не подряд, не друг за другом, как, скажем, в российском городе, а на расстоянии, между ними тянулись зеленые лужайки или густо росли посадки деревьев.

Позднее в местном музее Светлана узнала, что Праттвилл был основан в 1818 году, благодаря развитию хлопковой промышленности. В городе тогда работала хлопкоперерабатывающая фабрика… В настоящее время здесь живут 33 тысячи американцев, дома в основном невысокие – одно-двухэтажные. Старые кварталы в городе, кстати, очень красивы – благодаря отлично сохранившемуся историческому колориту.

Праттвилл поделен на так называемые «соседства», объединяющие несколько домов, расположенных на различных улицах, но близко друг от друга.

Когда дня через три-четыре вернулась из командировки «хост»-мама Дебора, они со Светой сразу же нашли общий язык. Первая их встреча вышла сердечной и теплой, и наладившиеся впоследствии отношения между ними тоже были душевными. В общем, Светлана очень быстро привыкла и к городу, и к членам принимающей семьи, которые стали для нее по-настоящему родными.

Школа

Через пять дней после прилета Светлана пошла в школу. Здание школы удивило огромными размерами, учащихся здесь тоже много: на четыре класса – 9-й, 10-й, 11-й, 12-й – 2300 человек. Светлана приехала в школу на автобусе, доставлявшем детей из их микрорайона, и сразу же попала на «хоумрун» (что-то вроде классного часа).

Обучение в школе по сложности делилось на три типа. Самый трудный – «коллед-жный». Света поначалу решила, что с ним не справится и по совету друзей выбрала уровень попроще – продвинутый. Однако скоро выяснилось, что с «продвинутыми» заданиями девушка справляется на раз-два-три. Колледжный уровень, как оказалось позже, тоже не был для нашей отличницы непосильным, но что делать, свой выбор она уже сделала! Американские школьники вправе сами выбирать предметы, которые они собираются изучать в течение учебного года. Светлана остановилась  на любимом английском, алгебре, истории Америки, физике, французском и испанском языках и занятиях в хоре. Уроки в школе, по определению Светланы, похожи на семинары в российской. К доске учащихся не вызывают – Света помнит только один случай, когда учитель физики предложил желающим выйти к доске, чтобы написать решение задачи. Знания ребят оцениваются с помощью различных тестов, самостоятельных работ. Очень часто школьникам приходится писать эссе, особенно по предмету истории.

Как-то Светлана рассказала американским педагогам о том, что в русской школе учеников вызывают отвечать урок к доске. Американцы растерялись: «Как же так? А если ученик не знает темы? Над ним же будут смеяться?!». Вот такой удивительный для нас с вами подход к основополагающим принципам образования!

 Знания в школе оцениваются по 100-балльной системе. Света признается, что за выполненные задания не раз получала оценку выше, чем 100 баллов, особенно по истории и хору. Эти предметы девушка любила более всего, и сейчас с удовольствием вспоминает, как интересно объясняла новые темы учитель истории – с презентациями, с проектами.

Для души

Светлане очень нравилось, что в школе было много различных клубов. Она занималась в научном. Вместе с другими учащимися девушка ездила на научную олимпиаду, участвовала в соревнованиях по астрономии, термодинамике и экспериментальному дизайну. С огромным удовольствием, как уже говорилось выше, посещали занятия в камерном хоре, куда ее взяли без предварительных прослушиваний. Просто преподаватель – в соответствии со сложившимся у него стереотипом – считает всех русских необыкновенно одаренными, творческими личностями, в частности, хорошо исполняющими классические песни. В общем, в хоре Света оказалась легко. Юные певцы выступали на ярмарках и, безусловно, имели большой успех у публики.

А в начале весны учительница французского языка объявила, что вскоре состоится Международный ужин – традиционное для американской школы мероприятие, проводившееся в рамках Недели Международного образования. Светлана заинтересовалась, решила принять в нем участие и предложила преподавательнице исполнить песню на русском языке. Вначале «францу-женка» отнеслась к предложению Светы с недоверием, но все-таки согласилась ее прослушать. И Светлана звонко запела «Травушку» (современный фолк) – в традиционной народной манере. Преподавательница, приятно удивившись, быстро согласилась: «Да-да, тебе непременно следует петь!». Света успешно выступила на банкете, потом исполнила песню на Ассамблее единства, и к ней пришла популярность, известность. Русскую девочку знали теперь практически все ученики школы. К Свете, бывало, подходили даже юные продавцы в магазинах: «Мы знаем тебя, ты русская, которая поет!». Надо сказать, работающих школьников-подростков можно было встретить практически в любом магазине, да и в других организациях, где могут предложить им дела по силам, они гораздо самостоятельнее (в материальном плане) российских сверстников.

Акции, праздники, поездки

Света рассказала о том, что семья Дауни, в которой она жила, религиозная, набожная, впрочем, как и другие семьи на юге Америки. Здесь, как правило, посещают церковь дважды в неделю – по средам и воскресеньям. Вместе с принимающими родителями и сестренками в церковь ходила и Светлана. В приходе действует молодежный кружок, который посещала и Света. На его занятиях юноши и девушки не скучают: изучают Библию, Евангелие, поют духовные песни. А однажды молодые люди организовали и провели День солидарности с бездомными. В его завершение ребята ночью вышли на улицу и попытались заснуть в больших картонных коробках – совсем, как те, кого они поддерживали…

Новый год в стране обычно не празднуют. Но поскольку Светлана – девочка из России, поскольку новогодний праздник в России любят и дети, и взрослые, девушка взяла на себя хлопоты по устройству новогоднего стола, чтобы приобщить «своих» американцев к этому торжеству. Нажарила домашних котлет, нарезала оливье, винегрет, салат с крабовыми палочками, сделала картофельное пюре. Успех этих традиционных русских блюд превзошел все ожидания! Котлеты исчезли с блюда буквально за две минуты, на ура пошли оливье и салат с крабовыми палочками. Винегрет, правда, понравился меньше, но и его съели до последней крошки.

О многом вспоминала Светлана. О том, как праздновала свой день рождения, который помогли ей организовать Дэвид и Дебора – это был традиционный американский пикник у звонкого ручейка с чипсами, гамбургерами, свежими овощами и массой подарков; о том, как отмечали День благодарения и Рождество; как Дэвид и Дебора, взяв все расходы на себя, показали Светлане Америку, возили русскую девушку в Чикаго, в Атланту, в Огайо, Флориду, Северную Каролину. Кстати, Светлана поймала там двух акул (!) – сама, с длинного пирса, прямо в Атлантическом океане.

Открытием для Светланы стало то, что молодежь много читает – и не только учебную, но и художественную литературу. Светлана была волонтером в библиотеке, и значит, знает об этом не понаслышке. Приятно, что у американских школьников весьма популярна русская классическая литература, в частности, книги Льва Николаевича Толстого и Федора Михайловича Достоевского. Как-то к Свете подошел юноша – большой поклонник творчества Федора Михайловича. Он интересовался у нее, как по-русски (и значит, правильно) звучит фамилия Ка-ра-ма-зов.

Конечно, интересно было узнать об отношении американцев в Алабаме к России. Светлана свидетельствует: в основном доброжелательное. Многие подходили, интересовались у девушки жизнью в России.

Учебный год для Светланы пролетел быстро. Благодаря родительской поддержке Дэвида и Деборы, девушка быстро освоилась в незнакомой среде, обрела в Америке много друзей, немало поездила по Штатам. Не стоит ее спрашивать, где лучше жить: в Америке или в России? Она мудро ответила: «Не хуже и не лучше… Просто в Америке все по-другому. Здесь – другая жизнь!». Эта, другая, жизнь научила Свету самостоятельности, независимости от общественного мнения, терпимости. Она теперь бегло читает, свободно говорит по-английски, немного – по-испански и по-французски. Все эти качества, все эти навыки обязательно пригодятся Светлане в будущем. А пока 1 сентября она пошла в свою родную школу в Тамбове, в 11 класс, чтобы завершить образование и сделать успешный старт в большую жизнь.

 

Н. Чуженькова