Путь длиной в десять тысяч километров и продолжительностью почти в 80 лет. Семья староверов Мурачевых вернулась в Россию из Боливии. Их предки в 30-е годы эмигрировали сначала в Китай, а затем – в Латинскую Америку.
Окраина села Огорь. До ближайшей приличной дороги – километров 5. До райцентра Жиздра – почти 30. До Калуги – больше двухсот. Дом Мурачевых выделяется среди местных развалюх: он обнесен добротным забором, рядом стоит трактор. Сразу чувствуется: староверы вернулись навсегда.
О переезде в Россию из Бразилии мечтал отец Иосефа и Терентия. А до этого их дедушка. Сбежав из сталинской России в Китай, он завещал детям вернуться на Родину. «Будет и воззвание. Когда будет воззвание, так же не медлите, как вы из Росси ушли в одних рубашках – будет такое у вас сложится, что если в одних рубашках приезжайте в нашу русскую страну опять обратно», – говорит Терентий.
Сразу вернуться в Россию не получилось. После прихода к власти в Китае коммунистов и новых притеснений, община староверов стала кочевать с места на место. Братья Иосеф и Терентий родились в Бразилии. А вот их дети – русские боливийцы.
В общине староверов программу добровольного переселения соотечественников, принятую Президентом России, восприняли как тот самый знак, о котором говорили старики. Староверы стали возвращаться в Россию. «Земли в аренде 253 гектара предоставили нам сейчас и чтобы обрабатывать ее многолетние травы посеять плюс кормовые, что на продажу», – рассказывает Иосеф Мурачев.
Распорядок жизни в западном и в восточном полушариях, у староверов не отличается. Утром – молитва. Потом выгоняют скотину, до вечера трудятся в поле.
Староверы сохранили свою культуру потому что всегда сторонились чужаков. Жили закрытой общиной. Дети учились в славянских школах.
В Латинской Америке русские приспособились варить варенье из ананасов, компот из мангостинов, закручивать банки с тамарило и питайей. А вот джинсы староверы легализовали. Уж больно похожи на полотняные портки. Да и удобно в них пасти скотину. «Жинсы – это той же, что и наши шили. Оно без разницы. Так что приходится покупать и оно сложнее их это – сошить, чем простую рубашку», – объясняет Иосиф.
Но традиционная одежда все еще в почете. У мужчин – шелковые рубахи. У женщин – сарафаны. Носить украшения и краситься не принято. Но если очень хочется, то можно. «Сейчас в город выехать там, что-то не подкраситься там, не знаю. Мне хочется что-то там подкрасить, другое. Тоже это не принято, но, не знаю, я как бы самовольная», – рассказывает Екатерина Мурачева.
На калужской земле у Марины и Иосефа родился третий, долгожданный, ребенок. Считают, родная земля помогла. Назвали Мелитий.
Телевизор староверы не смотрят. Говорят, сраму много показывают. «Телевизор, газеты – считаем, это нет необходимости, поэтому, ну, как и предки запрещали, поэтому и стараемся держаться», – объясняет Иосеф. «Можно сказать, шо мы уже не совсем те, что были. У нас телефоны есть. У брата – Интернет. Но нельзя Интернет держать в избе, потому что тут иконы. И тут нужно молиться», – добавляет Екатерина.
В России действует программа возвращения соотечественников на родину. Переселенцам разрешено беспошлинно ввозить свое имущество. Им компенсируют затраты на проезд и провоз багажа и обещают помочь с работой и жильем. Пока заявления подало чуть больше 300 человек.
Людмила Логачева