Отделение Ассоциированной прессы в Лиме сообщило, что члены индейского племени, которое долго жило в добровольной изоляции в джунглях Перу, в юго-восточной части амазонской сельвы, попытались вступить в контакт с посторонними во второй раз с 2011 года. Это привело к напряженному противостоянию около речной деревушки.
Власти не уверены, что спровоцировало трехдневную напряженность, но говорят, что Машко-Пиро, возможно, разгневаны незаконными вырубками леса на их территории, а также действиями контрабандистов наркотиков, которые проходят через их места. Разведка нефти и газа также влияет на регион.
Более 100 членов клана Машко-Пиро появились на берегу реки Лас-Пьедрас недалеко от удаленного сообщества Монте Сальвадо в регионе Тамбопата штата Мадре де Диос, сказал Клаус Куике, президент областной федерации коренных народов.
Они попросили бананов, веревки и мачете у местных жителей. Но передумали пересекать реку, повинуясь настоятельным убеждениям расчета лесных рейнджеров из федерации коренных народов, размещенных в местных населенных пунктах, сказал Куике, который направил их к банановой роще, что была на их собственной стороне реки.
Инцидент на Лас-Пьедрас запечатлен в видео, снятое одним из рейнджеров, которое попало в распоряжение агентства Ассошэйтед Пресс.
«Вы можете видеть на этих изображениях, которые выглядят угрожающе – явное намерение пересечь реку. Они практически достигли середины реки,» сказал Куике по телефону из Пуэрто-Мальдонадо, столицы региона.
На видео показаны Машко-Пиро всех возрастов и полов, в том числе и мужчины с копьями, луками и стрелами. В одном изображении, заснятом в напряженный момент, человек сгибает свой лук, готовый к выпуску стрелы.
Приблизительно 110-150 человек живущих в Монте Сальвадо, сказал Куике, «опасались за свою жизнь». Он поощрил рейнджера по имени Роммель Понсиано за то, что ему удалось сохранить спокойствие.
Он сказал, что 23 члена Машко-Пиро появились в первый день, 110 во второй и 25 на третий. Потом клан ушел и больше не возвращался.
Они говорят на собственном диалекте, как отметил Куике, из которого Понсиано понял лишь две трети слов.
Машко-Пиро живут по собственному социальному кодексу, который включает похищение женщин и детей из других племен, по словам Карлоса Сориа, профессора из Лимы и бывшего главы Агентства по охране заповедников Перу.
Перуанский закон запрещает физический контакт приблизительно с 15-ю «неконтактируемыми» племенами в Перу, население которых в совокупности оценивается в количестве от 12000 до 15000 человек, живущих в джунглях к востоку от Анд. Основной причиной является обеспечение безопасности: их иммунные системы являются весьма уязвимыми для микробов принесенных другими людьми.
Антрополог Беатрис Уэртас, которая работает с агентством Перу по делам коренных народов, говорит, что Машко-Пиро становятся все менее изолированными. Племя, как полагают, насчитывает сотни человек в нескольких различных кланах.
Для них не является необычным появляться там, где произошло противостояние, во время сезона редких осадков, когда уровень воды в реке падает, как сказала Уэртас. «Странно то, что они подошли так близко к населению Монте Сальвадо. Возможно, это случилось потому, что они расстроены из-за чужаков, которые используют ресурсы на их территориях. По этой причине они вправе требовать снаряжение и продовольствие от населения», – сказала Уэртас.
Местные натуралисты и должностные лица Национального парка говорят, что традиционные места охоты племени были затронуты увеличивающимся движением низколетящих воздушных средств, связанных с поиском нефти и газа в регионе.
Куике сказал, что Машко-Пиро стали жертвами «геноцида» в середине 1980-х годов от вторжения лесорубов, а затем вели бои с заготовщиками красного дерева.
Члены группы появились в мае 2011 на берегу другой реки после более чем двух десятилетий, проведенных в добровольной изоляции.
После первых наблюдений за долгое время, а так же после того, как туристы оставили одежду для Машко-Пиро, власти запретили всем лодочникам сходить на берег в этом районе.
Машко-Пиро обвиняют в нанесении ранения в конце 2011 года одному лесничему рейнджеру и в убийстве индейца, который давно поддерживал отношения с ними и предоставлял им мачете и кастрюли.
Франк Баяк