Квас – один из лучших безалкогольных напитков, известный более тысячи лет, начинает снова приобретать популярность во всем мире.
Из истории известно, что первое упоминание об освежающем напитке зафиксировано в летописи, датированной 989 годом. Именно тогда киевский князь Владимир, обращая своих подданных в христианство, сказал: «Раздать народу пищу, мед и квас».
Много веков назад было замечено, что квас помогает снять усталость и повысить работоспособность: в период тяжелых сельских работ – во время косьбы, заготовки дров или пахоты – русский крестьянин брал с собой не молоко или ягодный напиток, а именно квас. В народе в то время говорили: и худой квас лучше хорошей воды, а производством напитка занимались специально обученные «квасники». Каждый квасник специализировался на каком-то определенном типе кваса, которых насчитывалось огромное множество. Различали квасы сладкий и кислый, белый и красный, свекольный и мятный, окрошечный и изюмный, душистый, суточный, густой и многие другие. Однако в основе традиционного кваса лежал ржаной или ячменный солод.
Бодрящий напиток обладает рядом уникальных свойств: помимо прекрасного утоления жажды в жаркий летний день, он нормализует обмен веществ, регулирует деятельность желудочно-кишечного тракта, останавливает развитие болезнетворных бактерий в организме человека, поднимает тонус и укрепляет сердечнососудистую систему. В составе кваса содержится сбалансированный комплекс витаминов, молочной кислоты, свободных аминокислот, различных сахаров и микроэлементов.
Повсеместное распространение напитка произошло во времена СССР, когда перед бочками с квасом выстраивались огромные очереди. Характерный привкус напитка, причиной которого была кислота, выделяющаяся через несколько дней после брожения, был знаком тогда каждому. Квас даже был включен в рацион питания спортсменов, так как было обнаружено его положительное влияние на мышцы при длительных нагрузках.
В настоящее время известность традиционного русского напитка докатилась волной даже до Америки. Однако готова ли Америка к русскому квасу? Этот вопрос поднимает информационный ресурс Utah Public Radio. В настоящее время в магазинах можно приобрести бутилированный квас, однако чаще всего это просто обычная газировка, где все полезные свойства напитка погибли под действием огромного количества сахаров.
Сами же производители, несмотря на осознание сложности реализации процесса живого брожения, настроены оптимистично. Если несколько лет назад о чайном грибе в США не знал никто, то сейчас его можно свободно купить практически в любом магазине.
«В Америке настоящего кваса не найти. Все, что продается в бутылках, – это практически вода и сахар. Однако сейчас наблюдается растущий интерес в стране к домашнему производству, продуктам брожения и пробиотикам, не говоря уже о древнеславянском очаровании кваса. Хлебный напиток, безусловно, найдет своих поклонников», – рассказывает Utah Public Radio.
Кстати, вкус кваса ассоциируется у потребителей напитка именно с Россией. Как говорит писатель Александр Генис, «здесь все должно быть кислым, взять хоть сметану, маринованные огурцы, грибы или квашеную капусту». Слово «квас» имеет старорусское происхождение и означает «кислый напиток».
Упоминания о напитке, похожем на квас, обнаружены в трудах Геродота и Гиппократа.
Квас использовался во множестве обрядов: молодоженов встречали хлебом и квасом, соль стала фигурировать в обряде гораздо позднее.
Квас был излюбленным напитком знаменитого русского полководца Суворова, который обеспечивал продуктом свои войска, повторяя: «Квас и квашеная капуста – это русскому хорошо!».
Знаменитый холодный суп – окрошка – «изобретение» бурлаков на Волге. Дело в том, что в обед им давали сушеную воблу и квас: чтобы размягчить рыбу они заливали ее напитком, а позже, для большей сытности, стали добавлять в окрошку различные овощи.
В начале XX века в одном только Киеве в течение суток реализовывалось до 1 млн. бутылок кваса. В 90-е годы с приходом на рынок иностранной газировки производство напитка сократилось в разы. Спустя 20 лет интерес к производству живого кваса на основе забродившего солода – пророщенного зерна – снова оживает.
Ирина Калистратова